Фрикционный реверсивный шарово-торовый вариатор скорости
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
249133
Союз Советсвиз
Социалистические
Респтблии
Зависимое от авт. свидетельства _#_å
Заявлено 23Л.1968 (М 1211746/25-28) с присоединением заявки М 1211747/25-28
Приоритет
Опубликовано 18.VII.1969. Бюллетень М 24
Дата опубликования описания 22.XII.1969
Кл, 47h, 14
МПК F 16h
УДК 621.839.062(088.8) Комитет па делам
«зсЬретемий и отирытий при Совете Мимистров
СССР
Автор изобретения
Е. И. Пирожков
Заявитель
Военно-воздушная инженерная ордена Ленина Краснознаменная академия им. проф. H. Е. Жуковского
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ШАРОВО-ТОРОВЫЙ
ВАРИАТОР СКОРОСТИ
Известен фрикционный реверсивный шарово-торовый вариатор скорости, выполненньщ по соосной схеме, содержащий ведущий вал с размещенным на нем коническим элементом, который взаимодействует с несколькими коническими элементами, каждый из которых размещен на оси, снабженной фрикционным элементом со сферической рабочей поверхностью, контактирующей посредством прижимного устройства с анутренней поверхностью фрикцианного элемента, выполненного в виде тора, установленного на ведомом валу, с которым соединен механизм измерения скорости.
Предлагаемый вариатор скорости отличается от известного тем, что его механизм изменения скорости выполнен в виде двух связанных между собой поворотным устройством концентрично расположенных стаканов; в стенке внутреннего стакана по ее образующей выполнены прорези, в которые входят расположенные iHB наружной поверхности выступы тора, взаимодействующие с винтовой нарезкой, выполненной на внутренней поверхности наружного стакана. Это повышает надежность работы и увеличивает передаваемый крутящий момент.
Поворотное устрой ство вариатора может быть выполнено в виде дифференциала, или в виде шлицевой муфты. Прижимное устройствс вариатора может быть выполнено в виде двух тарельчатых пружин, между которыми размещены шарики, либо в виде гидравлического насоса, установленного на ведущем валу.
На фиг. 1 — принципиальная схема описываемого вариатора скорости; на фиг. 2 — то же, с прижимным устройством, выполненным в виде гидравлического насоса.
Фрнкционный реверсивный шарово-торовый вариатор скорости выполнен по соосной . схеме и содержит ведущий вал 1 с размещенным на нем коническим элементом 2, ко1орый взаимодействует с несколькими коническими элементами 8, каждый из которых размещен на оси 4, снабженной фрикционным элементом 5 со сферической рабочей поверхностью, контактирующей посредством прижимного устройства б с внутренней поверхностью фрикционного элемента 7, выполненного в виде тора, установленного на ведомом валу 8, с которым соединен механизм изменения скорости.
Последний выполнен в виде двух связанных между собой поворотным устройством 9 концентрично расположенных стаканов 10 и
11. В стенке внутреннего стакана 10 по ее образующей выполнены прорези 12, в которые входят расположенные на наружной позо верхности выступы 18 тооа, взаимолействую249133
4 щие с винтовой нарезкой 14, выполненной на внутренней поверх ности наружного стакана 11.
Поворотное устройство 9 выполнено в. виде дифференциала 15 (фиг. 1) либо в виде шлицевой муфты 1б (фиг. 2). Прижимное устройство выполнено в виде двух тарельчатых пружин 17 и 18, между которыми размещены шарики 19, либо в виде гидравлического насоса 20, установленного на ведущем валу 1 (фиг, 2).
Вариатор работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 его конический элемент 2 вращает конические элементы 8, которые передают вращение фри кционным элементам 5. Разворачивая стаканы
10 и 11 относительно друг друга устройством
9 (фиг. 1 и 2), можно обеспечить контакт элементов 5 с элементом 7 в любой точке линии А, Б. При контакте в точке А скорость ведомого вала 8 будет равна нулю, а при контакте в точке Б максимальна. Поджим элементов 5 к элементу 7 производится тарельчатыми пружинами 17 и 18, распираемыми шариками 19, на которые действуют центробежные силы при работе вариатора, или поршнем 21, к которому подведена магистраль от насоса 20 (фиг. 2).
Предмет изобретения
1. Фрикционный ревероивный шарово-торовый вариатор скорости, выполненный по соосной схеме, содержащий ведущий вал с размещенным на нем коническим элементом, который взаимодействует с несколькими коническими элементами, каждый из которых размещен на оси, снабженной фрикционным элементом со сферической рабочей поверхностью, контактирующей посредством прижимного устройства с внутрен ней поверхностью фрикционного. элемента, выполненного в виде тора, установленного на ведомом валу, с которым соединен механизм изменения ско10 рости, отлйчающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и увеличения передаваемого крутящего момента, механизм изменения скорости выполнен в виде двух связанных между собой поворотным устрой1> ством конце нтрично расположенных .стаканов; в стенке внутреннего стакана по ее образующей выполнены прорези, в которые входят расположенные на наружной поверхности выступы тора, взаимодействующие с винтовой
20 нарезкой, выполнен ной на внутренней поверхности наруж ного стакана.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что поворотное устройство выполнено в виде дифференциала.
25 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что поворотное устройство выполнено в виде шлицевой муфты.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что прижимное устройство выполнено в виде
30 двух тарельчатых пружин, между которыми размещены шарики.
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что прижимное устройство выполнено в виде гидравлического насоса, установленного на
35 ведущем валу.


