Глубинный невставной насос
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалнстическиз
Республик
11АТЕНТ110ТЕХНИЧЕС 1И ! БИБЛИОТЕКА
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 15Х.1967 (№ 1156177/25-8) Кл. 59а, 1 с присоединением заявки №
Комитет по делам изобретений н открытий при Совете Министров
СССР
Приоритет
Опубликовано 10.VII 1969. Бюллетень ¹ 23
Дата опубликования описания 10.XII.1969
МПК F 04b
УДК 621.651(088.8) Авторы изобретения К. С. Аливердизаде, А. М. Рабинович, М. Т. Мамедов, Г. И. Коновалов, И. Б. Везиров, К. А. Каграманов и С. И. Шапиро
Машиностроительный завод им. Ф. Дзержинского
ГЛУБИННЫЙ НЕВСТАВНОЙ НАСОС
Известны глубинные невставные насосы с автосцепом и золотниковым сливным устроиством,:предназначенные для откачки нефгп.
Автосцеп выполнен из,верхней и нижней частей различного диаметра.
Предложенный насос отличается от известных тем, что выполнен с двумя упорами: нижним, расположенным на плупжере, взаимодействующим с золотником непосредствен }о, и верхним, расположенным на штангах и взаимодействующим с золотником через свободно установленную над ним упорную втулку с буртом, ограничивающим ее перемещен;е вверх. Внутренний диаметр втулки боль}ае диаметра верхней части автосцепа, установленной на штангах, и меньше диаметра нижней его части, установленной на плунжере.
Такое конструктивное исполнение повышает надежность срабатывания автосцепа и переключения золотника.
На чертеже представлена принципиальная схема насоса.
Насос состоит из цилиндра 1 со всасывающим клапаном 2 и плунжера 8 с нагнетательным,клапаном 4. К верхнему концу плунжера привинчена клетка 5 с нижним упором 6 и
xâoñòîâèêîì автосцепа, состоящим из серд чника 7, фиксирующего стакана 8 и пружины 9.
Захват 10 автосцепа (цангового типа) присссдинен к нижнему концу штанг 11 посредством штока 12 и верхнего упора 18. Над пилиндром смонтировано сливное устройство, состоящее из корпуса 14 с отверстиями 15, олотника 16 и упорной втулки 1i.
5 Насос сверху оканчивается переводником
18, служащим для присоединения цилиндра и насосным трубам 19, внутренний диаметр которых меньше диаметра г}лунжера.
Перед спуском насоса золотник 16 слпвно10 го устройства заранее устанавливают в нижнее положение, при котором он перекрывает сливные отверстия 15. Спустив насос на заданную глубину, производят контроль герметичности насосных труб, заливая нх водой.
15 Затем спускают в трубы колонну насос плх штанг 11 с предварительно навернутым на ее ,нижний конец штоком 12, верхним упором 18 и захватом 10 автосцепа. В крайнем нижнем положении плунжера 8, когда он упирается
20 во всасывающий клапан 2, захват 10 сцепляется с сердечником 7. Их соединение фиксируется стаканом 8.
Если перед спуском насоса золотник 16 не был установлен в положение «закрыто», то до
25 момента сцепления захвата 10 автосцепа сердечником 7 гарантируется автоматическое перемещение золотника до перекрытия им сливных отверстий 15. Это достигается тем, что при опускании штанг верхний упор 13 взаЗ0 имодействует с золотником 16 через упорную
248496
Составитель Л. Шестова
Редактор В. Н. Торопова Техред Л. К. Малова Корректор С. М. Сигал
Заказ 3218/12 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ bo:;ïïëà по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4у5
Типография, пр. Сапунова, 2 втулку 17 и принудительно перемещает золотник вниз.
Длина штока 12 .и корпуса 14 подсчитывается так, что,при крайнем нижнем положении верхнего упора 18 золотник lб еще имеет .-.екоторый запас хода, превышающий сумму допускаемых отклонений длины взаимодействующих узлов и деталей.
Для контроля сцепления штанг с плунжером выполняют пробное помпирование, осуществляемое вертикальным, перемещением штанг вверх и вниз с помощью подъемника.
Когда необходимо слить жидкость из труб (например, перед подъемом насоса из скважины), переключение золотника в положение
«открыто» и последующее отцепление плунжера от насосных штанг также выполняются автоматически. Это достигается,перемещением штанг iBBQpx, в результате чего фиксирующий стакан 8,входит в золотник lб и приподнимает втулку 17, затем ни кний упор б передвигает золотник в положение «открыто».
Совместное перемещение вверх золотника
lб и втулки 17 начинается .в момент соприкосновения нижнего упора б с нижним торцом золотника lб, а заканчивается в момент, когда буртик втулки 17 упирается в нижний торец переводника 18.
Дальнейшее перемещение колонны штапг вверх приводит к отцеплению захвата 10 от ,сердечника 7, что осуществляется после того, как сердечник вместе с захватом перемещае1ся на несколько сантиметров вверх относительно остановившегося фиксирующего стакана 8, в результате чего захват получает возмож5 ность разжаться и выйти из,проточки сердечника 7.
Длина корпуса 14 подсчитана так, что при крайнем верхнем положении группы плунжера между верхним торцом золотника lб и
10 нижним торцом втулки 17 остается зазор.
Пр едм ет изобретения
Глубинный невставной насос с плунжером, соединенным с насосными штангами через QB15 тосцеп, .выполненный из верхней и нижней частей различного диаметра и с кольцевым золотником для слива жидкости из труб, отличиюи1ийся тем, что, с целью повышения надежности срабатывания автосцепа и переключе20 ния золотника, насос выполнен с двумя упорами:,нижним, расположенным .на плунжере, взаимодействующим с золотником непосредственно, и верхним, расположенным на штангах и взаимодействующим с золотником через
25 свободно установленную над ним упорную втулку с буртом, ограничивающим ее перемещение вверх, причем внутренний диаметр втулки больше диаметра верхней части автосцепа, установленной на штангах, и меньше
30 диаметра нижней eko части, установленной на плунжере.

