Ткань для авиационной промышленности
Ткань может быть использована в авиационной промышленности для изготовления обшивки крыльев и хвостового оперения самолетов. Ткань для авиационной промышленности выполняют из основных и уточных полиэфирных комплексных нитей одинаковой линейной плотности в диапазоне 27,7-29,4 текс с круткой 130-160 кр/м, при этом соотношение основных и уточных нитей в ткани составляет 55-50:45-50. Ткань вырабатывают саржевым переплетением и не подвергают заключительной отделке. Техническим результатом изобретения является возможность осуществления натяжения обшивки за счет термоусадки предложенной структуры ткани, снижение ее веса, увеличение срока службы ткани. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к техническим тканям и может быть использовано в авиационной промышленности, в частности для изготовления обшивки крыльев и хвостового оперения самолетов.
Наиболее близким аналогом заявляемой ткани является ткань для авиационной промышленности, которая вырабатывается из хлопчатобумажной крученой пряжи полотняным переплетением (ГОСТ 14619-69 Ткани хлопчатобумажные технические для авиационной промышленности).
Однако данная ткань не обладает высокой прочностью при разрыве и раздире, легко разрушается при воздействии влаги, тепла и т.д. Кроме того, при изготовлении и ремонте самолетов натяжение обшивки из хлопчатобумажной ткани осуществляется путем многократной пропитки лаком НЦ-551 с последующим нанесением лакокрасочного покрытия, что значительно удлиняет процесс натяжения обшивки, увеличивает ее вес и ухудшает условия труда работающих.
Перед пропиткой лаком хлопчатобумажную ткань необходимо предварительно отделать, то есть провести расшлихтовку и отварку с целью придания ей смачиваемости и капиллярности.
Технический результат, достигаемый в заявленной ткани:
- натяжение обшивки осуществляется за счет термоусадки предлагаемой структуры ткани, сокращается технологический процесс обшивки, снижается ее вес;
- увеличение срока службы ткани вследствие повышенной стойкости к физико-механическим и физико-химическим воздействиям;
- нормализация технологического процесса изготовления обшивки за счет ликвидации вредных условий труда, повышение культуры производства, уменьшение загрязняемости атмосферы;
- снижение расхода топлива за счет общего уменьшения веса конструкции самолета.
Для достижения данного технического результата ткань выполняется саржевым переплетением из основных и уточных нитей, представляющих собой полиэфирные комплексные нити с круткой 130-160 кр/м одинаковой линейной плотности в диапазоне 27,7-29,4 текс. При этом соотношение основных и уточных нитей в ткани составляет 55-50:45-50.
В ткани достигается максимальная прочность при разрыве и раздире при минимальной поверхностной плотности.
По изобретению ткань для обшивки используется в суровом виде без заключительной отделки и без многократной пропитки лаком НЦ-551. Натяжение ткани осуществляется за счет усадки при нагревании при изготовлении и ремонте самолетов.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1
Ткань вырабатывается саржевым переплетением из полиэфирных комплексных нитей линейной плотности 29,4 текс с круткой 160 кр/м без заключительной отделки. Соотношение нитей основы и утка в ткани составляет 50:50.
Пример 2
Ткань вырабатывается саржевым переплетением из полиэфирных комплексных нитей линейной плотности 28,3 текс с круткой 140 кр/м без заключительной отделки. Соотношение нитей основы и утка в ткани составляет 57:43.
Пример 3
Ткань вырабатывается саржевым переплетением из полиэфирных комплексных нитей линейной плотности 27,7 текс с круткой 130 кр/м без заключительной отделки, соотношение нитей основы и утка в ткани составляет 55:45.
Пример 4 (аналог)
Ткань вырабатывается полотняным равносторонним переплетением из хлопчатобумажных нитей гребенного прядения с номинальной линейной плотностью по основе 10 текс × 2 и по утку 10 текс × 2. Ткань после выработки подвергается процессу расшлихтовки и отварки.
Пример 5 (сравнительный)
Ткань вырабатывается полотняным переплетением из полиэфирных комплексных нитей линейной плотности 28,3 текс с круткой 140 кр/м без заключительной отделки, соотношение нитей основы и утка в ткани составляет 57:43.
Пример 6 (сравнительный)
Ткань вырабатывается саржевым переплетением из полиэфирных комплексных нитей линейной плотности 24,5 текс с круткой 120 кр/м без заключительной отделки. Соотношение нитей основы и утка в ткани составляет 45:55.
Пример 7 (сравнительный)
Ткань вырабатывается саржевым переплетением из полиэфирных комплексных нитей линейной плотности 32 текс с круткой 170 кр/м без заключительной отделки, соотношение нитей основы и утка в ткани 60:40.
Данные таблицы показывают, что предлагаемая ткань значительно превосходит ближайший аналог по физико-механическим показателям, таким как разрывные и раздирающие нагрузки, а также обладает более высокими усадочными свойствами, при этом ткань не подвергается дополнительной отделке.
Таблица | |||||||
Пример | Поверхностная плотность, г/м2 | Разрывная нагрузка полоски ткани (50×200) мм, кг | Раздирающая нагрузка полоски ткани (50×200) мм, кг | Усадка, % | |||
основа | уток | основа | уток | основа | уток | ||
1 | 145 | 138 | 140 | 20,0 | 16,4 | 7,8 | 8,0 |
2 | 130 | 120 | 120 | 16,5 | 17,4 | 7,0 | 7,6 |
3 | 125 | 138 | 132 | 21,0 | 17,5 | 8,4 | 8,0 |
4 | 220 | 90 | 90 | 3,9 | 4,7 | 2,7 | 2,3 |
5 | 130 | 130 | 120 | 11,0 | 12,8 | 4,9 | 4,6 |
6 | 115 | 110 | 110 | 10,5 | 11,5 | 6,0 | 5,6 |
7 | 160 | 137 | 150 | 10,9 | 11,7 | 6,5 | 6,0 |
1. Ткань для авиационной промышленности, выполненная двумя системами основных и уточных нитей, отличающаяся тем, что в качестве основных и уточных нитей используются полиэфирные комплексные нити одинаковой линейной плотности в диапазоне 27,7-29,4 текс с круткой 130-160 кр/м, при этом соотношение основных и уточных нитей в ткани составляет 55-50:45-50.
2. Ткань по п.1, отличающаяся тем, что ткань вырабатывается саржевым переплетением.
3. Ткань по п.1 или 2, отличающаяся тем, что ткань не подвергается заключительной отделке.