Устройство измерения пути для индивидуальной навигационной аппаратуры бойца
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для определения расстояния, дальности, пути, пройденного движущимся объектом, и определения координат на местности. Техничекая задача - расширение функциональных возможностей. Для достижения данной цели многоканальный датчик пути содержит акселерометрические датчики пути, которые расположены на обуви бойца, измерительным элементов которых является постоянный магнит, а отсчетной системой - герконы (магнитные контакторы типа КЭМ-1 или КЭМ-2), измеритель времени (кварцевый генератор), устройство обработки информации и выдачи данных о времени движения ноги (о пройденном пути). При этом герконы, расположенные на правой и левой обуви бойца, включены в мостиковую схему для сравнения пути, измеренного каждым датчиком. Для регистрации реверсивных показаний акселерометров в двух плоскостях движения бойца в устройстве может быть использовано несколько магнитных контакторов. 5 ил.
Изобретение относится к устройствам определения расстояния, дальности пути пройденного движущемся объектом, и определения координат на местности.
Датчики пути являются важным элементом навигационной аппаратуры. От правильности и точности определения координат зависит эффективность боевых действий (правильность определения координат целей и их последующего уничтожения).
В настоящее время широко применяются доплеровские, одометрические с электромеханическим преобразованием частоты и другие датчики. Большая масса и энергоемкость этих датчиков не позволяет использовать их в малогабаритной навигационно-курсовой системе, переносимой бойцом, проводящим разведку местности [1...5].
Целью изобретения является применение многоканального устройства измерения пути на основе акселерометрических датчиков и герконов (магнитных контакторов) с малой массой и низкой энергоемкостью.
Основным чувствительным элементом инерциальной навигационной системы является акселерометр, измеряющий ускорение.
Известно большое количество различных конструкций для измерения линейных и узловых ускорений, но в каждом из них имеется некоторая масса, и измерение ускорения сводится либо к измерению перемещения этой массы под действием ускорения либо к измерению сил, действующих на эту массу.
На фиг.1 приведена принципиальная схема простейшего акселерометра, предназначенного для измерения линейных ускорений.
Он представляет собой массу 1, связанную с корпусом прибора пружинами 2. Масса 1 может перемещаться относительно корпуса прибора по направляющим 3 вдоль оси измерения или оси чувствительности X. Корпус прибора жестко укреплен на объекте, если объект находится в покое или движется со скоростью в направлении оси чувствительности, то масса 1 не перемещается, поскольку отсутствуют силы, растягивающие пружины. При движении объекта по направлению оси Х с ускорением а масса 1 в силу своей инерционности будет отставать от движения объекта, т.к. согласно второму закону Ньютона на нее будет действовать инерционная сила F
![]()
где m - масса чувствительного элемента
Эта сила вызывает перемещение массы в сторону, противоположную действию ускорения. Движение массы будет продолжаться до тех пор, пока сила противодействия пружин Fпр (2) не уравновесит инерциальную систему, следовательно, имеет место уравнение
![]()
Поскольку противодействующая сила пружины зависит от жесткости пружины С и величины ее растяжения ΔХ, то
![]()
Так как масса и жесткость пружины в приборе постоянны, то перемещение массы является мерой действующего ускорения. Если с инерционной массой 1 связан линейный потенциометрический датчик, то на выходе этого датчика можно получить напряжение, равное произведению некоторой постоянной на ускорение
![]()
Поскольку ускорение является второй производной от пройденного пути, то, выполняя обратную операцию двойного интегрирования ускорения а, можно вычислить этот пройденный объектом путь S

В качестве примера практической реализации решения выражения (4) на фиг.2 приведена структурная схема инерциального датчика пути (ИДП).
Акселерометр жестко связан с корпусом объекта и ориентирован на нем так, что его ось чувствительности параллельна продольной оси объекта.
С выхода акселерометра сигнал, пропорциональный ускорению (3), поступает на первый интегратор, с выхода которого снимается сигнал, пропорциональный скорости движения объекта. Этот сигнал подается на второй интегратор, с выхода которого снимается пройденный объектом путь, который подается в счетно-решающий прибор аппаратуры навигации и топопривязки.
С целью повышения надежности снятия отсчетов в устройстве измерения пути предлагается использовать два дополнительных канала, измерительным устройством в данных каналах является инерциальная масса акселерометра 1 (фиг.1), в виде постоянного магнита и геркона.
Функциональная схема первого дополнительного канала измерения пути может быть выполнена в виде, представленном на фиг.3. Схема изготовливается с применением интегральных микросхем.
Для получения импульсов, пропорциональных частоте шагов бойца, применяется датчик с магнитным управлением при помощи герконов. Контакты герконов и размыкают цепь с частотой, зависящей от частоты шага бойца. С выхода геркона импульсы поступают на цепь формирования сигнала. Входным блоком цепи является фильтр низких частот (ФНЧ), подфильтровывающий высокочастотные помехи, накладывающиеся на измерительный сигнал. От ФНЧ импульсы поступают к триггеру Шмитта, а затем к моностабильмому мультивибратору. Триггер Шмитта работает в режиме порогового реле с гистерезисом и переходит из одного устойчивого состояния в другое, когда входное напряжение превышает некоторую величину. Моностабильный мультивибратор вырабатывает четырехугольные импульсы постоянной ширины, частота которых увеличивается при увеличении скорости объекта. Делитель частоты изменяет входную частоту в определенном отношении. Выходное напряжение с пониженной частотой после усиления используется для управления шаговым двигателем. Угол поворота двигателя на один шаг соответствует определенному пути, пройденному объектом независимо от направления движения и скорости.
Во втором дополнительном канале датчика пути перемещение инерциальной массы акселерометра - постоянного магнита 1 (фиг.1) - от «нулевого» положения при движении фиксируется срабатыванием одного из герконов, который запускает (останавливает) измеритель времени шага. Время шага преобразуется в расстояние в микро-ЭВМ.
Датчик пути включает (фиг.4):
1 - акселерометрический датчик горизонтальных (вертикальных) перемещений, в котором роль грузика выполняет магнит;
2 - магнитные контакторы-герконы (типа КЭМ-2, КЭМ-2);
3 - измеритель времени (кварцевый генератор);
4 - устройство обработки информации;
5 - обувь разведчика.
Использование акселерометров 1 (фиг.4) для измерения вертикальных ускорений позволяет измерять вертикальную составляющую движения h (фиг.5).
Проходимый объектом путь SH вычисляется исходя из показаний акселерометрических датчиков вертикальных и горизонтальных перемещений.
Исходя из (фиг.5) определяется поправка в расстоянии на перепад высот Δ (рельеф местности). Учет поправки на рельеф местности позволяет повысить точность движения по заданному маршруту.
Известно, что при движении в закрытой местности, бедной ориентирами (пустыня, лес), правая нога совершает большой шаг, поэтому человек движется по большому кругу. Использование датчиков пути, размещенных на левой и правой обуви, включенных в мостиковую электронную схему, позволяет измерить разность ширины шага правой и левой ноги бойцом в каждой точке. То есть можно учесть отклонения от прямолинейного (заданного) движения по маршруту.
Усреднение данных по каналам измерения пути повышает точность работы устройства.
Используемая литература:
1. Пархоменко А.В. и др. Основы топогеодезической подготовки РВ и А СВ. Учебник. - Пенза: АИИ. 2003. - 263 с.
2. Руководство к практическим работам по разделу «Гирокомпас и топопривязчик» / А.В.Пархоменко и др. Учебное пособие. Часть 3. - Пенза: ПВА-ИУ. 1991. - 129 с.
3. Спутниковые радионавигационные системы / А.В.Пархоменко, Ю.В.Анфалов, В.А.Пушкин, М.М.Веселов, Н.Н.Подорогин. Учебное пособие. - Пенза: ПАИИ, 1999. - 85 с.
4. Пархоменко А.В. и др. Теоретические основы построения и устройство навигационных приборов и звукометрических комплексов. Навигационная аппаратура. Учебное пособие. - Пенза: АИИ. 2006. - 342 с.
5. Пархоменко А.В. и др. Теоретические основы построения и устройство звукометрических комплексов. Учебное пособие. - Пенза: ПАНИ. 2004. - 394 с.
6. Фортуна В.Н. и др. Теоретические основы построения и устройство навигационных приборов и звукометрических комплексов. Часть 1. Теоретические основы построения и устройство навигационных приборов. Учебник. - Тула: АИИ. 1991. - 361 с.
7. Кушманов И.В. Электронные приборы. Учебное пособие для вузов. - М.: "Связь", 1973. - 360 с.
8. Инерциальная навигация. Анализ и проектирование. Под редакцией К.Ф.О' Донела. Перевод с английского. Издательство Наука. М., 1969. - 592 с.
Устройство измерения пути для индивидуальной навигационной аппаратуры бойца, состоящее из многоканальных датчиков пути, выполненных на основе акселерометрических датчиков, измерителя времени (кварцевый генератор), устройства обработки информации и выдачи данных о времени движения ноги (о пройденном пути), отличающееся тем, что, с целью повышения точности определения пройденного расстояния и координат как на равнинной, так и на пересеченной местности, акселерометрические датчики, измерительным телом которых является постоянный магнит, а отсчетной системой - герконы (магнитные контакторы типа КЭМ-1, КЭМ-2), расположены на правой и левой обуви бойца и регистрируют перемещение бойца в двух плоскостях (в горизонтальной и вертикальной), при этом герконы датчиков на правой и левой обуви бойца включены в мостиковую схему для сравнения пути, измеренного каждым датчиком, что позволяет учесть отклонение движения бойца от прямолинейного маршрута за счет разности ширины шага правой и левой ног, а также учесть отклонение от горизонтального движения за счет разности отсчетов при измерении вертикальной составляющей движения ног.






















