Способ измерения производительности процесса оказания медицинской услуги
Изобретение относится к медицине, а именно к ее социальному направлению, и может быть применено для оценки качества оказываемой медицинской услуги. Способ оценки качества оказываемой медицинской услуги включает в себя комплексную оценку объективных и субъективных показателей на основе тестовой системы с определением уровня допустимых отклонений от эталонной величины. За стандарт качества медицинской услуги принимают 1 и признают оказанную медицинскую услугу надлежащего качества, если сумма баллов всех оценок, разделенная на их количество, составляет 0,8 от стандарта качества. Способ обеспечивает возможность использования данной оценки как средства регулирования отношений в системе оказания медицинских услуг. 4 табл.
Изобретение относится к медицине, а именно к ее социальному направлению, и может быть применено для количественной оценки оказываемой пациенту медицинской услуги, как основного средства регулирования отношений в системе оказания медицинских услуг.
Система управления производственной сферой уже длительный период времени использует измерение производительности труда. При этом для характеристики производительности труда применяются два показателя, находящихся между собой в обратно пропорциональной зависимости: выработка продукции в единицу времени и затраты труда (времени) на производство единицы (объема) продукции - трудоемкость. Однако в непроизводственной сфере, организациях и учреждениях здравоохранения производительность труда не рассчитывается. При этом эффективность труда работников здравоохранения определяется прямо или косвенно (уменьшение заболеваемости в результате проведения профилактики, увеличение оборота койко-места в больнице и т.д.) [Управление персоналом: Энциклопедический словарь/Под ред. А.Я.Кибанова., М.: ИНФРА-М, 1998. - VIII, с.91].
Цель изобретения - расширение возможностей оценки качества оказываемой медицинской услуги и возможности применения как основного средства регулирования отношений в сфере оказания медицинских услуг.
Указанная цель достигается путем определения тестовой оценки по степени субъективной и объективной оценок результата, их ранжирования методом граф-оценки с установлением отношения качества оказанной медицинской услуги к установленному эталону (стандарту качества).
Сущность заявляемого способа заключается в том, что способ оценки качества оказываемой медицинской услуги включает в себя комплексную оценку объективных и субъективных показателей на основе тестовой системы с определением уровня допустимых отклонений от эталонной величины, позволяет получить количественную оценку качества медицинской услуги, а следовательно, и возможность ее использования как средства регулирования отношений в системе оказания медицинских услуг.
Способ осуществляется следующим образом.
За установленный стандарт качества (эталон) медицинской услуги принимается его высшая степень равная 1 (100%), отражающая всю совокупность качественных и количественных критериев оказанной медицинской услуги и характеризующая рентабельность в тарифе ее цены (процентное соотношение стоимости и себестоимости). Для установления отношения качества оказанной медицинской услуги к установленному стандарту качества (эталону) производится тестовая оценка по степени субъективной и объективной оценок результата, их ранжирования методом граф-оценки. При этом устанавливается сумма баллов оценок А - пациента, Б - лечащего врача и В - администрации (табл.1, 2, 3).
Таблица 1 | |||
А. ОЦЕНКА ПАЦИЕНТА | |||
Критерий | Результат | Баллы | Экспертный вывод |
а) Оценка собственного самочувствия | Улучшение | 3 «хорошо» | «помощь оказана» |
Без изменений | 2 «удовлетворительно» | «не причинен вред» | |
Ухудшение | 1 «неудовлетворительно» | «причинен вред» | |
б) Оценка работы медицинского персонала | Замечаний нет | 3 «хорошо» | «организационно-сервисная система работает удовлетворительно |
Есть незначительные замечания | 2 «удовлетворительно» | «организационно-сервисная система имеет недостатки» | |
Есть существенные замечания | 1 «неудовлетворительно» | «организационно-сервисная система не работает» | |
Качество обслуживания не устраивает полностью | 0 «не оценивается» | «организационно-сервисное обслуживание отсутствует» | |
Итоговая А=(а+б)/2 | |||
Субъективная оценка пациента качества оказанной медицинской услуги: | |||
А=2,5-3 | «удовлетворительно» | 1 балл | |
А<2,5 | «неудовлетворительно» | 0 баллов |
Таблица 2 | |||
Б. ОЦЕНКА ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА | |||
Критерий | Результат | Баллы | Экспертный вывод |
а) Оценка состояния пациента за период лечения на основании личных наблюдений | Улучшение | 3 «хорошо» | «помощь оказана» |
Без изменений | 2 «удовлетворительно» | «не причинен вред» | |
Ухудшение | 1 «неудовлетворительно» | «причинен вред» | |
б) Оценка состояния пациента За период лечения на основании результатов объективных исследований | Улучшение | 3 «хорошо» | «помощь оказана» |
Без изменений | 2 «удовлетворительно» | «не причинен вред» | |
Улучшение | 1 «неудовлетворительно» | «причинен вред» | |
Итоговая оценка Б=(а+б)/2 | |||
Субъективно-объективная оценка врачом качества оказанной медицинской услуги: | |||
Б=2,5-3 | «удовлетворительно» | 1 балл | |
Б<2,5 | «неудовлетворительно» | 0 баллов |
Таблица 3 | ||
В. ОЦЕНКА АДМИНИСТРАЦИИ (руководитель подразделения, главный специалист по профилю, эксперт) | ||
Критерий | Результат | Баллы |
Оценка количественного результата протекания преобразовательного процесса во времени медицинской деятельности | Соответствует стандарту контроля | 1 «удовлетворительно» |
Имеются незначительные отклонения результата от стандарта | 0.8 «посредственно» | |
Имеются значительные отклонения результата от стандарта | 0«неудовлетворительно» |
Для формирования беспристрастно-объективной тестовой оценки в случае возникновения спорного вопроса в состав теста могут вводиться дополнительные оценочные критерии качества оказанной медицинской помощи, произведенные независимыми экспертами (табл.4):
Таблица 4 | ||
Критерий | Результат | Баллы |
Оценка результата законченного преобразовательного процесса медицинской деятельности | Соответствует принятым медицинским стандартам | 1 «удовлетворительно» |
Не соответствует принятым медицинским стандартам | 0 «неудовлетворительно» |
Результат оценки фиксируется на лицевой стороне истории болезни пациента и во вкладыше амбулаторной карты. Оказанная медицинская услуга признается надлежащего качества, если сумма баллов оценок А, Б, В, разделенная на количество оценок, составляет величину 0,8 (80%) и более от стандарта качества (эталона). Допустимым отклонением от нормы является 0,1 (10%) в сторону уменьшения.
Способ оценки качества оказываемой медицинской услуги, заключающийся в том, что осуществляют субъективную и объективную тестовые оценки результата оказанной медицинской помощи в баллах, суммируют баллы оценок, устанавливают стандарт качества и определяют по отношению к нему качество оказанной медицинской услуги, отличающийся тем, что субъективную оценку производят по критериям оценки пациентом собственного самочувствия: улучшение - 3 балла, без изменений - 2 балла, ухудшение - 1 балл, и оценки им работы медицинского персонала: замечаний нет - 3 балла, есть незначительные замечания - 2 балла, есть существенные замечания - 1 балл, качество обслуживания не устраивает - 0 баллов, затем определяют итоговую субъективную оценку (А): А=(а+б)/2, где - а - критерий оценки пациентом собственного самочувствия; б - критерий оценки пациентом работы медицинского персонала, и при А=2,5-3 результат субъективной оценки равен 1 баллу, а при А<2,5 - равен 0 баллов, объективную оценку производят по критериям оценки лечащим врачом и оценки администрации, при этом оценка лечащим врачом проводится по критериям: состояние пациента за период лечения на основании личных наблюдений и на основании результатов объективных исследований, оцениваемых как улучшение - 3 балла, без изменений - 2 балла, ухудшение - 1 балл, затем определяют итоговую объективную оценку врача (Б): Б=(а+б)/2, где а - состояние пациента за период лечения на основании личных наблюдений; б - состояние пациента на основании результатов объективных исследований, которая при Б=2,5-3 равна 1 баллу, а при Б<2,5 - равна 0 баллов, оценка администрации (В) проводится по критериям: соответствие стандарту контроля - 1 балл, незначительные отклонения результата от стандарта - 0,8, значительные отклонения от стандарта - 0 баллов, причем за стандарт качества медицинской услуги принимают 1 и признают оказанную медицинскую услугу надлежащего качества, если сумма баллов оценок А, Б и В, разделенная на количество произведенных оценок, составляет 0,8 от стандарта качества.