Способ получения топливных фракций
Владельцы патента RU 2300550:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет" (RU)
Изобретение относится к способу получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья по одноколонной схеме. Способ включает разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла промежуточным циркуляционным орошением (ПЦО), отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны. Часть сконденсированных паров подают на орошение верхней части ректификационной колонны, а избыток бензиновой фракции направляют на блок компаундирования. По предложенному уравнению рассчитываются основные параметры режима перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок. Острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле:
где Gop - количество острого орошения, кг/ч; qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг; Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг; qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг; Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число. Далее перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и промежуточного циркулирующего орошения в материальном балансе установки в соответствии с расчетными оптимальными параметрами перегонки Rопт и Nопт. Технический результат - оптимизация технологического режима перегонки газового конденсата по одноколонной схеме. 8 табл.
Изобретение относится к способу получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья по одноколонной схеме.
Известен способ получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья в одной ректификационной колонне (см. Багиров И.Т. Современные установки первичной переработки нефти. М.: Химия, 1974; см. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. М.: Химия, 2001).
В известном способе отсутствует постановка задачи, обуславливающая оптимальный режим технологии перегонки углеводородной смеси.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является способ получения топливных фракций путем однократного испарения газового конденсата в одной ректификационной колонне (см. Майоров В.И., Павлова С.П., Пак Д.А. Установка получения дизельных топлив из газового конденсата Уренгойского месторождения. Серия "Подготовка и переработка газа и газового конденсата". ВНИИЭгазпром, №12, 1980, с.15-21; см. Глазов Г.И., Гараиев А.М., Тимерханов Р.В. Малотоннажные модульные установки. Химия и технология топлив и масел. №1-2, 2003 год, с.25-47).
Установка УПКМ-50 разработана институтом ВНИИгаз и введена в эксплуатацию на Крайнем Севере для переработки 50 тыс. тонн в год стабильного газового конденсата валанжинской залежи Уренгойского ГКМ. Пределы выкипания этого сырья 32 - 300÷340°С.
В известном способе газовый конденсат нагревается в трубчатой печи до 300°С и поступает на разделение в ректификационную колонну.
С верха ректификационной колонны выводится головной погон (пары бензиновой фракции), которые конденсируют и охлаждают, часть потока головного погона подают в качестве острого орошения верхней части ректификационной колонны, а избыток выводят с установки. Боковым погоном в отпарную колонну выводится фракция дизельного топлива, а с низа колонны выводится остаток - фракция котельного топлива. Паровой отгон отпарной колонны возвращается в ректификационную колонну. Тепловой баланс ректификационной колонны в связи с избытком поступающего в колонну тепла регулируется промежуточным циркулирующим орошением (ПЦО) путем его регенерации потоком холодного сырья.
В прототипе вопрос определения оптимальных параметров технологии перегонки газового конденсата не рассматривается.
Оптимальный расчет процесса ректификации в проектных разработках выполняется на основе анализа приведенных затрат. Вместе с тем на практике в связи с конъюнктурными условиями производства, изменением поставок сырья и ассортимента вырабатываемой продукции, а также в связи с модернизацией оборудования и реконструкцией технологической схемы все установки обычно работают на режиме, значительно отличающемся от проектного и оптимального. Это ухудшает конечные результаты производства, поэтому оптимизация технологическою режима в рабочей постановке задачи является наиболее актуальной.
Задачей изобретения является оптимизация технологии перегонки газового конденсата по одноколонной схеме.
Решение поставленной задачи и технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе получения топливных фракций из газового конденсата, включающем разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла ПЦО, отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колонны, а избытка бензиновой фракции на блок компаундирования - по методике авторов рассчитываются основные параметры технологии перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт.
Острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле:
где Gор - количество острого орошения, кг/ч;
qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг;
Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг;
qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг;
Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число,
и перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и ПЦО в материальном балансе установки.
Заявляемый способ соответствует критерию "существенные отличия" и имеет все признаки новизны.
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
Для расчета оптимальных параметров перегонки газового конденсата необходимо располагать мольным составом ИТК ректификата Хi, D и флегмы Xi, W. На практике отбор ректификата не представляет трудности, но для отбора флегмы необходимо дополнительное устройство на перетоке флегмы в отпарную колонну.
За исходную информацию для расчета наряду с массовым составом ИТК ректификата и флегмы принимают основные показатели технологического режима бензиновой секции колонны: температуры tcp, tF, Тср, ТF, давления рср, рF; флегмовые числа Rcp и RF.
Для известного способа рассчитывают материальный и тепловой баланс установки (табл.1) и гидродинамическую характеристику работы ректификационной колонны (табл.2).
Затем рассчитывают основные параметры технологии перегонки газового конденсата (табл.3). Из приведенных в табл.3 данных следует, что расчетные оптимальные флегмовые числа Rопт и числа теоретических тарелок Nопт в известном способе отличаются от рабочих R и N. Последние меньше соответственно на 15,4 и 26,5% оптимальных показателей.
В предлагаемом изобретении это различие нивелируется путем изменения рабочих параметров R и N до пределов оптимальности в зависимости от количества флегмы, поступающей в качестве острого орошения данной секции, которое определяется по формуле (1).
На основании полученного материального потока флегмы, острого орошения перераспределяют все материальные и тепловые потоки в материальном балансе предлагаемого способа. Затем рассчитывают основные параметры перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт.
Сопоставительная оценка данных, приведенных в табл.1 для известного и предлагаемого способов, позволяет отметить следующее.
Количество потока острого орошения ректификационной колонны, рассчитанного по формуле (1), на 18,4% больше в предлагаемом способе по сравнению с известным способом. Вместе с тем, это позволило сократить расход потока ПЦО ректификационной колонны в предлагаемом способе на 32%; снизить затраты тепла на переработку газового конденсата на 0,423091 млн. кДж/ч и уменьшить расход топлива на 115,5 тонн в год по сравнению с известным способом.
В связи с перераспределением материальных и тепловых потоков топливных фракций изменяется их выход и качество. Бензиновая фракция по предлагаемому способу получается более высокого качества, ее детонационная стойкость составляет 68 пунктов по моторному методу (ММ).
Выход целевой фракции - фракции дизельного топлива - в предлагаемом способе увеличивается по сравнению с известным способом на 0,65% и по всем своим характеристикам отвечает требованиям ГОСТ. Ректификационная колонна в предлагаемом способе работает с максимальной нагрузкой по парам - 100% от допустимой.
Оптимальные условия перегонки газового конденсата оказывают значительное влияние на конструктивное оформление установки. По известному способу флегма целевой фракции арктического дизельного топлива отбирается из кармана 10-й тарелки, считая от верха колонны, а в предлагаемом способе из кармана 6-й тарелки при одинаковой четкости погоноразделения (ηт=26%). Следовательно, затраты на конструктивное оформление ректификационной колонны и системы теплообмена (ПЦО) в предлагаемом способе меньше по сравнению с известным способом.
Таким образом, по предлагаемому способу установка работает в оптимальном технологическом режиме по сравнению с известным способом. Об этом свидетельствуют и расчетные оптимальные флегмовые числа Rопт и числа теоретических тарелок Nопт, которые в предлагаемом способе практически одинаковы с рабочими R и N.
Ниже приводится методика расчета параметров многокомпонентной ректификации минимального Rм и оптимального Rопт флегмовых чисел и чисел теоретических тарелок Nм, Nт, и Nопт.
Для простоты и наглядности вместо программы и блок-схемы расчета на ЭВМ в таблице приведены основные уравнения алгоритма: их последовательность и условия расчета, не требующие дополнительных пояснений.
Расчетные уравнения для определения основных параметров ректификации при оптимизации технологии перегонки нефтяных и газоконденсатных смесей. | ||
Последовательность выполнения работы | Уравнения | Назначения индекса уравнения и условия расчета |
Доля отгона в дистиллят, ε | ![]() | RF - флегмовое число для низа секции |
Мольный состав парового питания секции, Yi, F | ![]() | xi, D и хi, W - мольный состав ректификата и флегмы секции |
Относительный коэффициент летучести lgαi, t | ![]() | Δt - разность температур кипения смеси и компонента, °С. |
Т - температура кипения смеси, К | ||
Р - парциальное давление нефтяных паров, кПа | ||
Минимальное число теоретических тарелок, Nm | ![]() | lgαi, j, t - рассчитываются при средней температуре кипения смеси tcp и парциальном давлении нефтяных паров Рср в секции |
Корень уравнения Андервуда, θ | ![]() | αi, F - рассчитывается при температуре tF и парциальном давлении РF для низа секции |
Минимальное флегмовое число, Rm | ![]() | |
Коэффициент распределения k-тых компонентов в ректификате и флегме, ψK | ![]() | хK, D и хK, W - мольный состав k-тых компонентов в ректификате и флегме |
Коэффициент распределения компонентов при рабочем орошении, n | ![]() | |
Относительная летучесть начала разделения парового питания на ректификат и флегму | lgαHK(YK, F) | lgαHK(YK, F) - рассчитывается по уравнению (3) при средней температуре и давлении в секции |
Δt - разность температур кипения смеси и начала разделения парового питания YK, F на ректификат хK, D и флегму хK, W | ||
Число теоретических тарелок, NT | ![]() ![]() | |
Оптимальное флегмовое число, Rопт | ![]() | |
Оптимальное число тарелок, Nопт | ![]() | |
Коэффициент полезного действия тарелки, θ Rm | ![]() | Nф - фактическое число тарелок в секции |
Таблица 1 Материальный и тепловой баланс переработки газового конденсата валанжинской залежи | ||||||||
Статьи баланса | Известный способ | Предлагаемый способ | ||||||
Выход, мас.% | Температура, °С | Количество, кг/ч | Энтальпия, млн. кДж/ч | Выход, мас.% | Температура, °С | Количество, кг/ч | Энтальпия, млн. кДж/ч | |
ПОСТУПИЛО: | ||||||||
Газовый конденсат в том числе: | ||||||||
- паровая фаза | 91,3 | 300 | 5706 | 5,562800 | 91,3 | 300 | 5706 | 5,562800 |
- жидкая фаза | 8,7 | 300 | 544 | 0,386622 | 8,7 | 300 | 544 | 0,386022 |
Острое орошение | 40 | 3483 | 0,284038 | 40 | 4124 | 0,336312 | ||
Итого | 6,232859 | 6,285134 | ||||||
ПЦО | 150 | 4633 | 1,487097 | 150 | 3152 | 1,011792 | ||
Всего | 100 | 6250 | 7,719956 | 100 | 6250 | 7,296926 | ||
ПОЛУЧЕНО: | ||||||||
Бензиновая фракция | 37,15 | 130 | 2322 | 1,394036 | 36,5 | 125 | 2280 | 1,357330 |
Острое орошение | 130 | 3483 | 2,091054 | 125 | 4124 | 2,455099 | ||
Фракция дизельного топлива | 51,18 | 200 | 3198 | 1,436494 | 51,83 | 196 | 3240 | 1,425600 |
Котельное топливо | 11,67 | 280 | 730 | 0,484559 | 11,67 | 280 | 730 | 0,484559 |
Итого | 5,406143 | 5,722588 | ||||||
ПЦО | 220 | 4633 | 2,313802 | 220 | 3152 | 1,574266 | ||
Всего | 100 | 6250 | 7,719945 | 100 | 6250 | 7,296854 |
Таблица 2 Гидродинамическая характеристика работы бензиновой секции ректификационных колонн | ||
Показатель | Способы | |
Известный | Предлагаемый | |
Диаметр колонны, м | 1,0 | 1,0 |
Флегмовое число | 2,47 | 2,92 |
Давление, МПа | 0,3 | 0,3 |
Объемная скорость паров, м3/с | 0,242 | 0,290 |
Плотность, кг/м3: | ||
- паров | 9,23 | 8,26 |
- жидкости | 642,7 | 638,0 |
Линейная скорость паров, м/с: | ||
- рабочая | 0,309 | 0,369 |
- допустимая | 0,351 | 0,369 |
Паровая нагрузка в верхней части ректификационной колонны, % | 88 | 100 |
Таблица 3 Расчет оптимальных параметров перегонки газового конденсата по известному способу (бензиновая секция) tср=165°С; Тср=438 К; Рср=307,4 кПа; Rср=1,91; ε=0,4237; Nф=10; tF=200°C; ТF=473 К, РF=310,7 кПа; RF=1,36; θ=7,2145. | |||||||||||||||
Температура выкипания фракции, °С | Мольный состав, доли | lgαi, t (3) | Nm (4) | lgαi, F (3) | θ (5) | Rm (6) | ψK (7) | n (8) | lgαHK (YK, F) (3) | Nт (9) | Rопт (10) | Nопт (11) | η (12) | ||
xi, D | xi, W | Yi, F | |||||||||||||
32-60 | 0,07617 | - | 0,03226 | 1,098370 | 0,07598 | 0,17932 | |||||||||
60-90 | 0,26032 | - | 0,11029 | 0,71000 | 0,71 | 0,89154 | 1,49301 | 3,52383 | 1,862 | 1,369 | 0,5917 | 2,6 | 2,93 | 1,91 | 26,0 |
90-120 | 0,31917 | 0,11112 | 0,19927 | 0,47336 | 0,67757 | -0,38635 | -0,61881 | ||||||||
120-150 | 0,18481 | 0,12963 | 0,15301 | 0,46360 | -0,10332 | -0,12480 | |||||||||
150-180 | 0,15962 | 0,11562 | 0,13426 | 0,24963 | -0,04387 | -0,05216 | |||||||||
180-210 | - | 0,18049 | 0,10401 | 0,03566 | -0,01842 | ||||||||||
210-240 | - | 0,14515 | 0,08365 | -0,17831 | -0,00847 | ||||||||||
240-270 | - | 0,16112 | 0,09285 | -0,40180 | -0,00540 | ||||||||||
270-300 | - | 0,15687 | 0,09040 | -0,60624 | -0,00321 | ||||||||||
Всего | 1,00000 | 1,00000 | 1,00000 | 0,999950 | Rm=1,91 |
Таблица 4 Расчет оптимальных параметров перегонки газового конденсата по предлагаемому способу (бензиновая секция) tср=160,5°С; Тср=433,5 К; Рср=307,4 кПа; Rср=2,16; ε=0,415; Nф=6; tф=196°С; Тф=469 К; РF=310,7 кПа; RF=1,41; θ=6,79215. | |||||||||||||||
Температура выкипания фракции, °С | Мольный состав, доли | lgαi, t (3) | Nm (4) | lgαi, F (3) | θ (5) | Rm (6) | ψK (7) | n (8) | lgαHK (YK, F) (3) | Nт (9) | Rопт (10) | Nопт (11) | η (12) | ||
xi, D | xi, W | Yi, F | |||||||||||||
32-60 | 0,09063 | - | 0,03761 | 1,078970 | 0,08672 | 0,20897 | |||||||||
60-90 | 0,30973 | - | 0,12854 | 0,68154 | 0,57 | 0,87037 | 1,52042 | 3,66367 | 2,806 | 1,99 | 0,562 | 1,567 | 3,00 | 1,67 | 26,1 |
90-120 | 0,37997 | 0,09868 | 0,21532 | 0,44240 | 0,65457 | -0,42669 | -0,75252 | ||||||||
120-150 | 0,21988 | 0,11508 | 0,15858 | 0,43878 | -0,10766 | -0,14928 | |||||||||
150-180 | - | 0,21467 | 0,12558 | 0,22298 | -0,04098 | ||||||||||
180-210 | - | 0,16028 | 0,09376 | 0,00719 | -0,01651 | ||||||||||
210-240 | - | 0,12890 | 0,07541 | -0,20860 | -0,00756 | ||||||||||
240-270 | - | 0,14308 | 0,08370 | -0,42439 | 0,00491 | ||||||||||
270-300 | - | 0,13931 | 0,08150 | -0,64019 | 0,00283 | ||||||||||
Всего | 1,00000 | 1,00000 | 1,00000 | 1,000000 | Rm=1,97 |
Таблица 5 Основные параметры фракционирования бензиновой секции ректификационных колонн | ||
Показатели | Способы | |
Известный | Предлагаемый | |
Флегмовые числа: | ||
- минимальное | 1,91 | 1,97 |
- оптимальное | 2,47 | 2,92 |
- рабочее | 2,92 | 3,00 |
Число теоретических тарелок: | ||
- минимальное | 0,71 | 0,57 |
- рабочее | 2,6 | 1,57 |
- оптимальное | 1,91 | 1,67 |
Фактическое число тарелок | 10 | 6 |
КПД тарелки, % | 26 | 26,1 |
Таблица 6 Физико-химическая характеристика бензиновых фракций | |||
Показатель | Способы | ГОСТ 2084-77 на бензин марки А-76 | |
Известный | Предлагаемый | ||
Выход, мас.% | 37,15 | 36,5 | - |
Плотность при 20°С, кг/м3 | 730 | 716 | - |
Фракционный состав по ГОСТ 2177-99, °С, об.%: | |||
НК | 38 | 36 | не <35 |
10 | 64 | 58 | не >70 |
50 | 100 | 92 | не >115 |
90 | 145 | 128 | не >180 |
КК | 164 | 144 | не >195 |
Выход, об.% | 98 | 98 | |
Давление насыщенных паров, Па | 40000 | 50600 | не >66661 |
Октановое число по моторному методу | 65,8 | 68,0 | не <76 |
Содержание: серы, мас.% | |||
фактические смолы, | 0,001 | 0,001 | не >0,1 |
мг/100 мл | 0,02 | 0,02 | не >5,0 |
Кислотность, мгКОН/100 мл | 0,05 | 0,03 | не >3,0 |
Групповой углеводородный состав, мас.%: | |||
алканов | 54 | 54 | - |
нафтенов | 35 | 40 | |
аренов | 11 | 6,0 |
Таблица 7 Физико-химическая характеристика фракций дизельного топлива | |||
Показатель | Способы | ГОСТ 305-82 для марки (А) | |
Известный | Предлагаемый | ||
Выход, мас.% | 51,18 | 51,83 | - |
Плотность при 20°С, кг/м3 | 790 | 785 | - |
Фракционный состав по ГОСТ 2177-99, °С, об.%: | |||
НК | 120 | 122 | - |
10 | 144 | 146 | - |
50 | 188 | 187 | не >255 |
96 | 300 | 295 | не >330 |
Выход, об.% | 96 | 96 | |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с | 1,65 | 1,55 | не <1,5 |
Температура, °С: | |||
застывания | -56 | -58 | не >55 |
вспышки | 38 | 36 | не <30 |
Содержание: | |||
серы, мас.% | 0,08 | 0,004 | не >0,2 |
фактических смол, мг/100 мл | 1,0 | 2,0 | не >3,0 |
Кислотность, мг КОН/100 мл | 0,08 | 0,004 | не >5,0 |
Цетановое число | 48 | 46 | не <45 |
Способ получения топливных фракций из газового конденсата, включающий разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла промежуточным циркулирующим орошением, отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колонны, а избытка бензиновой фракции - на блок компаундирования, отличающийся тем, что по методике авторов рассчитывают основные параметры технологии перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт, острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле
где Gop - количество острого орошения, кг/ч;
qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг;
Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг;
qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг;
Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число,
и перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и промежуточного циркулирующего орошения в материальном балансе установки, согласно оптимальных параметров перегонки Rопт и Nопт.