Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса и изделие, выполненное из нее
Владельцы патента RU 2291912:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ФГУП "ВИАМ") (RU)
Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным коррозионно-стойким сталям, обладающим высокой прочностью основного металла и сварных соединений, высокой усталостной прочностью основного металла и сварных соединений, не требующих термообработки после сварки и имеющих высокое сопротивление коррозии под напряжением сварных соединений в состоянии термообработки и сварки. Сталь предназначена для изготовления силовых сварных деталей в авиастроении, работающих при температурах от (-70)°С до 300°С. Предложена сталь и изделие, выполненное из нее. Сталь содержит, мас.%: углерод 0,08-0,12, хром 12,5-14,0, никель 4,0-5,0, молибден 2,3-2,8, марганец 0,3-0,7, азот 0,05-0,10, кремний 1,7-2,5, ниобий 0,2-0,4, кобальт 4,0-5,0, лантан 0,001-0,05, иттрий 0,001-0,05, железо остальное. Применение предложенной стали позволит получить качественные сварные соединения после термообработки и сварки с высокой прочностью и вязкостью, высокой усталостной прочностью и коррозионной стойкостью, эксплуатируемые при температурах от (-70)°С до 300°С во всеклиматических условиях, что позволит повысить ресурс и увеличить надежность изделий. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным коррозионно-стойким сталям, обладающим высокой прочностью основного металла и сварных соединений, высокой усталостной прочностью основного металла и сварных соединений, хорошей свариваемостью, не требующих термообработки после сварки и имеющих высокое сопротивление коррозии под напряжением сварных соединений в состоянии термообработка + сварка.
Сталь предназначена для изготовления силовых сварных деталей в авиастроении, работающих при температурах от (-70)°С до 300°С.
Известна коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса ЭП 817 следующего химического состава (мас.%):
| углерод | 0,05-0,08 |
| молибден | 0,8-1,6 |
| хром | 13,5-15,0 |
| лантан | 0,01-0,1 |
| никель | 5,05-6,0 |
| церий | 0,02-0,2 |
| медь | 1,8-2,2 |
| ниобий | 0,03-0,45 |
| титан | 0,02-0,15 |
| кальций | 0,002-0,1 |
| марганец | 0,1-1,0 |
| кремний | 0,05-0,7 |
| железо | остальное |
(авторское свидетельство СССР №380149).
Эта сталь способна свариваться без последующей термической обработки, сохраняя высокое сопротивление коррозионному растрескиванию под напряжением. Недостатком этой стали и изделий, выполненных из нее, является относительно невысокий уровень прочностных характеристик основного металла: σB≥1250 МПа; σ0,2≥950 МПа.
Известна коррозионно-стойкая сталь переходного аустенитно-мартенситного класса 07Х16Н6М следующего химического состава (мас.%):
| углерод | 0,05-0,09 |
| марганец | 0,6-0,8 |
| кремний | 0,2-0,4 |
| хром | 15,5-17,5 |
| никель | 6,0-8,0 |
| молибден | 0,3-0,6 |
| лантан | 0,005-0,05 |
| железо | остальное |
(патент РФ №1626709).
Эта сталь способна свариваться без последующей термической обработки, однако имеет недостаточный уровень прочности основного металла и сварных соединений: σв основного металла = 1250÷1400 МПа; σв сварного соединения в состоянии термообработка + сварка ≥ 700 МПа, что ограничивает применение этой стали в изделиях авиационной техники, в которых имеются замыкающие сварные швы.
Известна нержавеющая мартенситная сталь следующего химического состава (мас.%):
| углерод | 0,6 |
| азот | 0,05-0,25 |
| никель | 1,0-6,0 |
| хром | 10,0-19,0 |
| вольфрам | 0,5-6,0 |
| кремний | 2,5 |
| марганец | 2,5 |
| молибден | 3,5 |
| ниобий | 0,5 |
| ванадий | 0,5 |
| медь | 3,0 |
| титан | 0,8 |
| тантал | 1,0 |
| железо | остальное |
(патент Великобритании №2368849).
Недостатком этой стали является низкий уровень прочностных характеристик (σв˜1000 МПа), кроме того, большое содержание углерода в стали может приводить к трещинам при сварке силовых сварных деталей.
Известна мартенситная сталь для отливок следующего химического состава (мас.%):
| углерод | 0,1 |
| азот | 0,12-0,25 |
| хром | 8,0-15,0 |
| кобальт | до 15,0 |
| марганец | до 4,0 |
| никель | до 4,0 |
| молибден | до 8,0 |
| вольфрам | до 6,0 |
| ванадий | 0,5-1,5 |
| ниобий | ≤0,15 |
| титан | ≤0,04 |
| тантал | <0,4 |
| церий | <0,02 |
| гафний | ≤0,02 |
| марганец + никель | <4 |
| молибден + вольфрам | <8 |
(патент США №6030469).
Недостатком стали является невысокий уровень предела прочности σв≤1100 МПа.
Наиболее близкой к изобретению, взятой за прототип, является высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса следующего химического состава (мас.%):
| углерод | 0,04-0,09 |
| хром | 12,5-15,0 |
| никель | 4,0-6,5 |
| молибден | 2,5-3,5 |
| марганец | 0,1-1,0 |
| азот | 0,02-0,1 |
| кремний | 0,3-1,6 |
| ниобий | 0,02-0,42 |
| кобальт | 3,5-6,0 |
| церий | 0,001-0,05 |
| кальций | 0,001-0,05 |
| железо | |
| примеси: | остальное |
| сера | 0,018 |
| фосфор | 0,02 |
(патент РФ №2077602).
Сталь после термической обработки имеет: предел прочности основного металла σв≥1400 МПа, предел прочности сварного соединения σв св≥1300 МПа; не склонна к коррозионному растрескиванию в камере соляного тумана в состоянии термообработка + сварка.
Недостатком стали является недостаточная прочность основного металла и сварных соединений, недостаточная усталостная прочность.
Кроме того, сталь склонна к образованию горячих трещин при сварке. Критическая скорость деформации, при которой образуются горячие трещины Акр, не более 3 мм/мин. Все эти недостатки не позволяют получать сварные изделия авиационной техники с качественными, в том числе и замыкающими, сварными швами (без трещин).
Технической задачей настоящего изобретения является создание высокопрочной коррозионно-стойкой стали, которая обладала бы высокими механическими свойствами, в том числе сварных соединений, выполненных без последующей термообработки, обладающей хорошей свариваемостью без образования горячих трещин, особенно с замыкающими сварными швами, например мест приварки обшивки к силовым узлам фюзеляжа, высоким сопротивлением коррозионному растрескиванию во всеклиматических условиях, высокой усталостной прочностью. При этом прочность основного металла должна быть σв=1500-1700 МПа, прочность сварного соединения без последующей термической обработки - σв св≥1350 МПа, проба на склонность к образованию горячих трещин при сварке Акр≥5 мм/мин.
Для достижения поставленной задачи предложена высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса, содержащая железо, углерод, хром, никель, молибден, марганец, азот, кремний, кобальт, ниобий, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит лантан и иттрий при следующем соотношении компонентов (мас.%):
| углерод | 0,08-0,12 |
| хром | 12,5-14,0 |
| никель | 4,0-5,0 |
| молибден | 2,3-2,8 |
| марганец | 0,3-0,7 |
| азот | 0,05-0,10 |
| кремний | 1,7-2,5 |
| ниобий | 0,2-0,4 |
| кобальт | 4,0-5,0 |
| лантан | 0,001-0,05 |
| иттрий | 0,001-0,05 |
| железо | остальное |
и изделие, выполненное из нее.
В заявленном составе соотношение легирующих элементов позволяет получить структуру с заданным соотношением мартенсита и аустенита, не содержащей дельта-феррита, что обеспечивает высокий уровень механических и коррозионных свойств стали, в том числе сварных соединений, и изделия, выполненного из нее.
Легирование стали предлагаемого состава повышенным содержанием кремния позволяет получить высокий предел прочности основного металла и сварного соединения, а также высокую усталостную прочность, высокое сопротивление коррозионному растрескиванию во всеклиматических условиях.
Легирование лантаном и иттрием благодаря большому сродству к кислороду позволяет понизить склонность стали, содержащей кремний, к образованию горячих трещин при сварке за счет торможения образования окислов кремния и тем самым обеспечить высокую Акр - критическую скорость деформации, при которой образуются горячие трещины.
Пример осуществления
В лабораторных условиях проведено опробование предлагаемого состава стали, выплавленной в открытой индукционной печи в сравнении с прототипом. Химический состав сталей приведен в таблице 1.
Сварные образцы были выполнены автоматической аргоно-дуговой сваркой без присадки. Сваривались термически упрочненные заготовки без последующей термической обработки.
Проба на склонность к горячим трещинам Акр характеризует качество замыкающих сварных швов в изделии.
В таблице 2 приведены свойства предлагаемой стали и прототипа после термической обработки по оптимальному режиму: закалка, обработка холодом и отпуск.
Как видно из приведенных данных, при высоких значениях характеристик прочности, пластичности и вязкости основного металла сталь обладает хорошей свариваемостью (Акр ≥ 5 мм/мин) и высокими свойствами сварных соединений, выполненных в состоянии термообработка + сварка.
Таким образом, применение предложенной стали позволит получить качественные изделия со сварными соединениями в состоянии термообработка + сварка с высокой прочностью и вязкостью, высокой усталостной прочностью и коррозионной стойкостью, эксплуатируемые при температурах от (-70)°С до 300°С во всеклиматических условиях, что позволит повысить ресурс и увеличить надежность изделий.
| Таблица 1 | |||||||||||||||
| Химический состав сталей | |||||||||||||||
| № пл | Сталь | Содержание элементов, массовый % | |||||||||||||
| С | Cr | Ni | Мо | Mn | N | Si | Nb | Со | La | Y | Се | Са | Fe | ||
| 1 | предложенная | 0,08 | 12,5 | 4,0 | 2,3 | 0,3 | 0,05 | 1,7 | 0,2 | 4,0 | 0,001 | 0,001 | - | - | ост. |
| 2 | 0,10 | 13,5 | 4,5 | 2,5 | 0,5 | 0,08 | 2,0 | 0,3 | 4,5 | 0,02 | 0,02 | - | - | ост. | |
| 3 | 0,12 | 14,0 | 5,0 | 2,8 | 0,7 | 0,10 | 2,5 | 0,4 | 5,0 | 0,05 | 0,05 | - | - | ост. | |
| 4 | прототип | 0,07 | 13,8 | 5,2 | 3,0 | 0,6 | 0,06 | 0,9 | 0,22 | 4,8 | - | - | 0,9 | 0,02 | ост. |
| Таблица 2 | ||||||||
| Механические свойства сталей | ||||||||
| № пл. | Сталь | σв основного металла | σв сварного соединения | Акр, мм/мин | КСТ, Дж/см2 по сварному шву | σ-1 основного металла | σ-1 сварного соединения | |
| МПа | +20°С | -70°С | МПа | |||||
| 1 | предложенная | 1500 | 1350 | 5,5 | 80 | 60 | 600 | 450 |
| 2 | 1600 | 1400 | 5,3 | 75 | 55 | 620 | 470 | |
| 3 | 1700 | 1450 | 5 | 70 | 50 | 650 | 500 | |
| 4 | прототип | 1500 | 1350 | 3 | 60 | 45 | 550 | 400 |
| Акр - критическая скорость деформации, при которой образуются горячие трещины при сварке | ||||||||
| КСТ - ударная вязкость с усталостной трещиной по сварному шву | ||||||||
| σ-1 - усталостная прочность основного металла и сварного соединения |
1. Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса, содержащая железо, углерод, хром, никель, молибден, марганец, азот, кремний, ниобий, кобальт, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит лантан и иттрий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
| Углерод | 0,08-0,12 |
| Хром | 12,5-14,0 |
| Никель | 4,0-5,0 |
| Молибден | 2,3-2,8 |
| Марганец | 0,3-0,7 |
| Азот | 0,05-0,10 |
| Кремний | 1,7-2,5 |
| Ниобий | 0,2-0,4 |
| Кобальт | 4,0-5,0 |
| Лантан | 0,001-0,05 |
| Иттрий | 0,001-0,05 |
| Железо | Остальное |
2. Изделие из высокопрочной коррозионно-стойкой стали мартенситного класса, отличающееся тем, что оно выполнено из стали по п.1.









