Рельсовая сталь
Владельцы патента RU 2291218:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" (RU)
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов. Предложена рельсовая сталь. Сталь содержит, мас.%: углерод 0,71-0,82, марганец 0,75-1,10, кремний 0,40-0,60, хром 0,70-1,20, алюминий не более 0,005, ванадий 0,05-0,15, кальций 0,0001-0,005, азот 0,005-0,015, никель 0,03-0,20, барий 0,0001-0,005, стронций 0,0001-0,005, железо - остальное, при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020%, фосфора не более 0,025%, меди не более 0,15%. Техническим результатом изобретения является повышение комплекса физико-механических свойств и эксплуатационной стойкости. 2 табл.
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов.
Известна выбранная в качестве прототипа рельсовая сталь [1], содержащая (в мас.%):
| углерод | 0,62-0,84 |
| марганец | 0,8-1,3 |
| кремний | 0,2-1,0 |
| хром | 0,6-1,5 |
| алюминий | 0,02-0,05 |
| ванадий | 0,03-0,12 |
| кальций | 0,001-0,05 |
| железо | остальное |
Существенным недостатком данной стали является низкая эксплуатационная стойкость, обусловленная пониженным комплексом физико-механических свойств.
Известна также рельсовая сталь марки Э76Ф [2], содержащая (в мас.%):
| углерод | 0,71-0,82 |
| марганец | 0,75-1,05 |
| кремний | 0,25-0,45 |
| ванадий | 0,03-0,15 |
| хром | не более 0,15 |
| никель | не более 0,15 |
| медь | не более 0,15 |
| железо | остальное |
Существенным недостатком данной стали является низкая стойкость железнодорожных рельсов без термической обработки и необходимость термообработки стали для повышения эксплуатационных свойств.
Известна также рельсовая сталь [3], содержащая углерод, кремний, марганец, хром, вольфрам, церий и железо, отличающаяся тем, что, с целью повышения усталостной и хрупкой прочности, она дополнительно содержит алюминий, бор и лантан при следующем соотношении компонентов, вес.%:
| углерод | 0,6-0,8 |
| кремний | 0,5-1,3 |
| марганец | 0,5-1,0 |
| хром | 0,5-1,0 |
| вольфрам | 0,5-1,0 |
| церий | 0,003-0,15 |
| алюминий | 0,03-0,05 |
| бор | 0,002-0,007 |
| лантан | 0,003-0,1 |
| железо | остальное |
Существенным недостатком данной стали является ее высокая стоимость из-за содержания вольфрама и лантана, а также (в связи с содержанием церия) загрязненность неметаллическими включениями так называемая цериевая краевая неоднородность.
Желаемым техническим результатом изобретения является повышение комплекса физико-механических свойств и эксплуатационной стойкости.
Для достижения этого рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, алюминий, ванадий, кальций и железо, дополнительно содержит азот, никель, барий и стронций при следующем соотношении компонентов (в мас.%):
| углерод | 0,71-0,82 |
| марганец | 0,75-1,10 |
| кремний | 0,40-0,60 |
| хром | 0,70-1,20 |
| алюминий | не более 0,005 |
| ванадий | 0,05-0,15 |
| кальций | 0,0001-0,005 |
| азот | 0,005-0,020 |
| никель | 0,03-0,20 |
| барий | 0,0001-0,005 |
| стронций | 0,0001-0,005 |
| железо | остальное |
при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020%, фосфора не более 0,025%, меди не более 0,15%.
Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок:
Увеличение кремния до 0,60% повышает пределы текучести и прочности, при снижении кремния менее 0,40% наблюдается резкое снижение данных параметров.
Концентрация хрома выбрана исходя из обеспечения высокого сопротивления износу и высоких прочностных свойств, при этом снижение концентрации хрома менее 0,70% не позволяет обеспечить требуемую стойкость рельсов в пути, а при повышении концентрации более 1,20% значительно возрастает стоимость стали при постоянных прочностных свойствах стали.
Содержание алюминия выбрано исходя, с одной стороны, из получения мелкого действительного зерна, с другой - исключения получения недопустимых глиноземистых неметаллических включений.
Концентрация марганца в выбранных пределах обеспечивает достаточную износостойкость рельсов.
Введение азота позволяет получить измельченное зерно аустенита, что обеспечивает повышение прочностных свойств и увеличение сопротивляемости хрупкому разрушению. Наличие ванадия при этом позволяет добиваться необходимой растворимости азота в соединениях. При наличии азота менее 0,005% невозможно измельчение зерна и соответственно не обеспечивается необходимое упрочнение стали, а более 0,020% приводит к получению нерастворившегося азота и возможного образования недопустимых пузырей в стали. Выбранное содержание и соотношение азота и ванадия обеспечивает получение требуемой ударной вязкости (в том числе и при отрицательных температурах) за счет карбонитридного упрочнения.
Концентрация никеля более 0,20% повышает вероятность получения недопустимых микроструктур, а снижение концентрации менее 0,03% снижает ударную вязкость стали.
Дополнительное введение бария и стронция позволяет модифицировать источники концентраторов напряжений - неметаллические включения, исключить образование «опасных» включений глинозема, повысить чистоту стали по оксидным и сульфидным включениям, обеспечить образование глобулярных включений и исключить образование строчечных включений алюминатов. При введении более 0,005% бария и стронция в сталь возможно получение барий- и стронцийсодержащих неметаллических включений, снижающих механические свойства стали.
Ограничение концентрации фосфора, серы и меди обусловлено улучшением качества поверхности готовой продукции после прокатки и повышения ее физико-механических свойств.
Серия опытных плавок была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ осуществляли прокатку железнодорожных рельсов типа Р65. После прокатки рельсов термообработка не проводилась. Результаты испытаний механических свойств в горячекатанном состоянии в сравнении со сталью-прототипом, представленные в таблице 2, показывают, что заявляемый химический состав обеспечивает повышение механических свойств рельсовой стали, что в свою очередь увеличивает эксплуатационную стойкость железнодорожных рельсов.
Источники информации
1. Патент РФ №819208, С 22 С 38/24.
2. ГОСТ Р 51685-2000 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».
3. Патент РФ №522265, С 22 С 38/22.
| Таблица 1 Химический состав стали | |||||||||||||||
| Состав | С | Mn | Si | Cr | Al | V | Са | N | Ni | Ва | Sr | S | Р | Cu | Fe |
| 1 | 0,71 | 0,75 | 0,41 | 0,70 | 0,001 | 0,05 | 0,0001 | 0,005 | 0,03 | 0,0001 | 0,0001 | 0,008 | 0,015 | 0,15 | ост |
| 2 | 0,78 | 0,82 | 0,44 | 0,74 | 0,003 | 0,08 | 0,002 | 0,015 | 0,16 | 0,0005 | 0,003 | 0,008 | 0,008 | 0,05 | ост |
| 3 | 0,73 | 0,92 | 0,49 | 0,82 | 0,005 | 0,12 | 0,003 | 0,010 | 0,09 | 0,003 | 0,004 | 0,003 | 0,010 | 0,06 | ост |
| 4 | 0,80 | 0,98 | 0,54 | 0,98 | 0,002 | 0,10 | 0,003 | 0,015 | 0,20 | 0,004 | 0,005 | 0,005 | 0,009 | 0,13 | ост |
| 5 | 0,75 | 1,01 | 0,58 | 1,16 | 0,005 | 0,15 | 0,005 | 0,018 | 0,15 | 0,005 | 0,004 | 0,004 | 0,018 | 0,06 | ост |
| 6 | 0,82 | 1,10 | 0,60 | 1,20 | 0,005 | 0,15 | 0,005 | 0,020 | 0,18 | 0,005 | 0,005 | 0,007 | 0,020 | 0,08 | ост |
| прототип | 0,62-0,84 | 0,8-1,3 | 0,2-1,0 | 0,6-1,5 | 0,02-0,05 | 0,03-0,12 | 0,001-0,05 | - | - | - | - | 0,020 | 0,025 | 0,12 | ост |
| Э76Ф по ГОСТ Р 516852000 | 0,71-0,82 | 0,75-1,05 | 0,25-0,45 | ≤0,15 | ≤0,020 | 0,03-0,15 | ≤0,15 | ≤0,030 | ≤0,025 | ≤0,15 | ост |
| Таблица 2 Механические свойства стали | ||||||
| Состав | Предел текучести, Н/мм2 | Предел прочности, Н/мм2 | Относительное удлинение, % | Относительное сужение, % | KCU ударная вязкость, Дж/см2 | |
| +20°С | -60°С | |||||
| 1 | 1200 | 1570 | 14 | 32 | 0,38 | 0,38 |
| 2 | 1210 | 1680 | 15 | 35 | 0,47 | 0,34 |
| 3 | 1210 | 1550 | 14 | 34 | 0,43 | 0,36 |
| 4 | 1210 | 1755 | 16 | 36 | 0,48 | 0,36 |
| 5 | 1220 | 1700 | 14 | 33 | 0,46 | 0,39 |
| 6 | 1100 | 1500 | 18 | 35 | 0,40 | 0,37 |
| прототип | 880-1200 | 1490-1720 | н.д | 22-28 | 0,16-0,27 | н.д |
Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, алюминий, ванадий, кальций и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит азот, никель, барий и стронций при следующем соотношении компонентов, мас.%:
| Углерод | 0,71-0,82 |
| Марганец | 0,75-1,10 |
| Кремний | 0,40-0,60 |
| Хром | 0,70-1,20 |
| Алюминий | Не более 0,005 |
| Ванадий | 0,05-0,15 |
| Кальций | 0,0001-0,005 |
| Азот | 0,005-0,020 |
| Никель | 0,03-0,20 |
| Барий | 0,0001-0,005 |
| Стронций | 0,0001-0,005 |
| Железо | Остальное |
при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020%, фосфора не более 0,025%, меди не более 0,15%.







