Пьезоэлектрический двигатель перемещения с цепью управления для компенсации помех в пьезоэлементе
Владельцы патента RU 2261520:
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (ЮРГУЭС) (RU)
Изобретение относится к области электротехники, а также автоматики, вычислительной техники и радиоэлектроники. Технический результат от использования данного изобретения - увеличение помехозащищенности данного двигателя путем компенсации помех предлагаемого пьезоэлектрического двигателя в структуре пьезоэлемента благодаря обеспечению подавления искажений и стабилизации частоты возбуждения пьезоэлемента. Сущность изобретения состоит в следующем. Пьезоэлектрический двигатель перемещения с цепью управления для компенсации помех в пьезоэлементе, содержащий основной усилитель мощности, подключенный к обкладке пьезоэлемента, датчик обратной связи, корректирующее устройство. При этом согласно изобретению одна из обкладок пьезоэлемента разделена на две части, причем на первую часть обкладки сигнал поступает с выхода основного усилителя мощности, а на вторую часть обкладки поступает сигнал, компенсирующий помехи в структуре пьезоэлемента, формирующийся в схеме сравнения, первый вход которой подключен к выходу датчика обратной связи, вход которого подключен к неразделенной обкладке пьезоэлемента. Исходный сигнал через фазовращатель поступает на второй вход схемы сравнения, а с выхода схемы сравнения сигнал, компенсирующий помехи в структуре пьезоэлемента, поступает через корректирующее устройство на вход дополнительного усилителя мощности, выход которого подключен к второй части разделенной обкладки пьезоэлемента. 2 ил.
Изобретение относится к области автоматики, вычислительной техники и радиоэлектроники. Известны следующие устройства: "следящий привод" [а.с. 2015519 Следящий электропривод / Паромщик И.Е.], "привод перемещения", "следящий электропривод", "двухкоординатный следящий привод" [Пьезоэлектронника. /А.А.Ерофеев, А.Н.Проклин, В.Н.Уланов и др. - М.: Радио и связь, 1994, - 240 с.: ил]. Известный привод перемещения [а.с. 2015519 Следящий электропривод / Паромщик И.Е.] содержит последовательно включенный измеритель рассогласования, предварительный усилитель, первый выпрямитель, первый сумматор, широтно-импульсный модулятор, бесконтактный двигатель постоянного тока, редуктор, выход которого соединен с первым входом измерителя рассогласования, второй вход которого является исходом электропривода и соединен через первый дифференциатор с первым входом первого блока умножителя, второй вход которого соединен с выходом реле реверса и входом фазового управления бесконтактного двигателя постоянного тока, а выход - вторым входом первого сумматора, третий вход которого соединен с выходом второго выпрямителя, выход предварительного усилителя соединен с первым входом второго сумматора, второй вход которого соединен через первый усилитель с выходом второго блока умножения, а выход - с информационным входом первого интегратора, выход которого соединен с первым входом второго блока умножения, с входами первого блока сигнатуры и второго усилителя, выход которого соединен с первым входом третьего сумматора, второй вход которого соединен с первым входом второго сумматора, а выход - с входом второго блока сигнатуры, выход которого соединен с первым входом третьего блока умножения, второй вход которого соединен с выходом первого блока сигнатуры, а выход - с входом первого релейного элемента, выход которого соединен со вторым входом второго блока умножения.
Основным недостатком прототипа является то, что он содержит большое количество управляющих и регулирующих элементов. Использование вышеперечисленных элементов уменьшает устойчивость системы, затрудняет регулирование и управление в целом. Также это приводит к высоким энергетическим затратам и чаще всего не дает желаемого результата и точного позиционирования.
Известный привод перемещения [Пьезоэлектронника. /А.А.Ерофеев, А.H.Проклин, В.Н.Уланов и др. - М.: Радио и связь, 1994, - 240с.: ил] содержит задающий генератор (ЗГ), управляющий задающий генератор (УЗГ), четыре формирователя импульсов (Ф1-Ф4), блок вычитания частот (БВЧ), два фазовых детектора (ФД1-ФД2), два корректирующих устройства (КУ1-КУ2), сумматор (С), пороговое устройство (ПУ), переключатель аналоговых сигналов (ПАС), усилитель мощности (УМ) датчик обратной связи (ДОС) и пьезоэлемент, фиг 1.
Данное техническое решение по своей технической сущности и достигаемому эффекту является наиболее близким к заявляемому предложению и поэтому взято нами в качестве прототипа. Основным недостатком прототипа является то, что он содержит большое количество управляющих и регулирующих элементов. Использование вышеперечисленных элементов уменьшает устойчивость системы, затрудняет регулирование и управление в целом. Также это приводит к высоким энергетическим затратам и чаще всего не дает желаемого результата и точного позиционирования.
Заявляемое техническое решение свободно от недостатков присущих данному прототипу. Поэтому мы предлагаем устройство, которое содержит меньшее количество элементов, кроме того, в него введена дополнительная цепь обратной связи, что способствует увеличению устойчивости системы и увеличивает помехозащищенность двигателя перемещения. Патентный поиск и сравнение заявляемого технического решения, позволяющего повысить помехозащищенность, с существующими решениями показал, что в известных технических решениях не имеются признаки, схожие с признаками, отличающими заявляемое устройство от прототипа. Цель изобретения - увеличение помехозащищенности двигателя перемещения путем компенсации помех пьезоэлектрического двигателя в структуре пьзоэлемента, одна из обкладок которого разделена на две части.
Устройство, фиг.2, состоит из основного усилителя мощности 1, к выходу которого подключена разделенная обкладка 2 пьезоэлемента 4, с датчиком обратной связи 5. Для уменьшения помех, возникающих в цепи основного усилителя мощности 1 и пьезоэлемента 4, введена дополнительная цепь управления. Цепь состоит из двухвходовой схемы сравнения 7, к одному из входов которой через фазовращатель 8 подключен вход основного усилителя мощности 1, а к другому - датчик обратной связи 5, вход которого подключен к неразделенной обкладке пьезоэлемента 4. Выход схемы сравнения 7 через корректирующее устройство 9 и дополнительный усилитель 6 соединен с разделенной обкладкой 3 двигателя перемещения 4. Помехи, вызывающие смещения на обкладке 2, корректируются смещением в структуре пьезоэлектрика на разделенной обкладке 3 пьезоэлемента двигателя перемещения 4.
На вход датчика обратной связи 5 поступают механические колебания с обкладки пьзоэлемента в зависимости от синусоидального напряжения, поступающего на разделенные обкладки 2 и 3. Датчик преобразует механические колебания в электрический сигнал.
Фазовращатель 8 служит для задержки части входного сигнала с напряжением U2, поступающего на второй вход схемы сравнения 7, на время, необходимое для прохождения другой части входного сигнала по цепи: основной усилитель мощности 1, пьезоэлемент 4, датчик обратной связи 5 до поступления его с напряжением U1 на первый вход схемы сравнения 7.
Датчик 5 служит для преобразования колебаний пьезоэлектрического двигателя в напряжение.
Корректирующее устройство 9 с коэффициентом передачи α служит для выравнивания в рабочем диапазоне частот суммарной АЧХ цепи из усилителя 6 и пьезоэлектрического двигателя, а также для компенсации сдвига фаз в этой цепи между напряжением сигнала на выходе схемы сравнения 7 и напряжением на выходе усилителя мощности 6.
Устройство работает следующим образом.
Напряжение, подаваемое на пьезоэлемент пьезоэлектрического двигателя, вызывает деформации и смещение пьезоэлектрической структуры, которая состоит из двух слагаемых,
![]()
где ξС - деформация пьезоэлектрика, соответствующая неискаженному сигналу на обкладке пьезоэлектрического двигателя, т.е. сигналу на входе основного усилителя мощности 1;
ξN - деформация пьезоэлектрика, соответствующая искомому сигналу, возникающему в усилителе 1 и пьезоэлелемете пьезоэлектрического двигателя 4.
Напряжение сигнала U1 на выходе датчика обратной связи 5 также представляет сумму
![]()
где UC и NN - напряжения, пропорциональные соответственно деформациям и смещениям неискаженного и искаженного сигналов.
По своему определению напряжение UC пропорционально UВХ
![]()
где k1 - коэффициент пропорциональности.
Тогда из выражений (2) и (3) получаем
![]()
Напряжение U1 содержит в себе информацию об искажениях и поступает на один из входов схемы сравнения. Эти искажения возникают, в основном, в усилителе мощности 1 и пьезоэлементе пьезоэлектрического двигателя 4, так как путем коррекции характеристики передачи датчика обратной связи 5 его искажающее действие на сигнал несущественно. На другой вход схемы сравнения 7 поступает сигнал с входа усилителя 1 напряжением U2, задержанный на время прохождения входного сигнала по цепи: усилитель мощности 1, пьезоэлемент пьезоэлектрического двигателя 4, датчик обратной связи 5.
Напряжение U2 связано простым соотношением с входным напряжением
![]()
где k2 - постоянный коэффициент.
В схеме сравнения происходит масштабирование напряжения U2 с множителем γ=k1/k2 инвертированное напряжение U1 и сложение этих двух преобразованных напряжений, т.е. производится их вычитание. Таким образом, напряжение на выходе схемы сравнения U3 имеет вид
![]()
Из полученного выражения видно, что U3 представляет собой напряжение сигнала искажений, но с противоположной фазой. Далее этот сигнал проходит через корректирующее устройство 9, усилитель мощности 6 и поступает на разделенную обкладку 3 пьезоэлемента пьезоэлектрического двигателя 4.
Таким образом, непосредственно в структуре пьезоэлемента пьезоэлектрического двигателя перемещения происходит подавление искажений и стабилизация частоты возбуждения пьезоэлемента.
Источники информации
1. Авт. 2015519. Следящий электропривод / Паромщик И.Е.
2. Пьезоэлектронника. /А.А.Ерофеев, А.Н.Проклин, В.Н.Уланов и др. - М.: Радио и связь, 1994, - 240 с.: ил.
Пьезоэлектрический двигатель перемещения с цепью управления для компенсации помех в пьезоэлементе, содержащий основной усилитель мощности, подключенный к обкладке пьезоэлемента, датчик обратной связи, корректирующее устройство, отличающийся тем, что одна из обкладок пьезоэлемента разделена на две части, причем на первую часть обкладки сигнал поступает с выхода основного усилителя мощности, а на вторую часть обкладки поступает сигнал, компенсирующий помехи в структуре пьезоэлемента, формирующийся в схеме сравнения, первый вход которой подключен к выходу датчика обратной связи, вход которого подключен к неразделенной обкладке пьезоэлемента, при этом исходный сигнал через фазовращатель поступает на второй вход схемы сравнения, а с выхода схемы сравнения сигнал, компенсирующий помехи в структуре пьезоэлемента, поступает через корректирующее устройство на вход дополнительного усилителя мощности, выход которого подключен ко второй части разделенной обкладки пьезоэлемента.























