Способ восстановления коленчатого вала и коленчатый вал
Изобретение относится к ремонтным работам, а именно к способам восстановления изношенных коленчатых валов. Механически обрабатывают шейки с технологическим заглублением в тело восстанавливаемой поверхности на всей ширине между щеками шейки с образованием галтелей и последующую термообработку коленчатого вала. Закрепляют на обработанных шейках компенсирующий износ металла накладки в форме разрезного кольца или полуколец путем сварки их стыков. Сварной шов располагают в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки, а второй шов, при использовании полуколец, располагают относительно первого с поворотом на 180
. Охлаждают сварной шов до температуры окружающей среды, обеспечивая натяг разрезного кольца 0,1...0,15 мм. При использовании разрезного кольца в нем выполняют сквозные отверстия диаметром 5-7 мм. Первым проваривают отверстие разрезного кольца с шейкой вала, которое расположено напротив сварного шва, а остальные отверстия проваривают, симметрично приближаясь к сварному шву. Это позволит повысить усталостную прочность коленчатого вала до уровня новой детали с одновременным восстановлением изношенных шеек в номинальный размер. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
н=0,01-0,02 мм;Lв=l+2rn;Lн=l+2rn+2
н,где hн - толщина полукольцевых накладок до шлифования;b - глубина механической обработки в цилиндрической части шейки;Lв - расстояние между галтелями с поднутрением;Lн - ширина полукольцевых накладок;
н - допуск на натяг полукольцевых накладок при установке на шейку;Х=(0,2-0,25)dн.(пат. Р.Ф. №2007287, В 23 Р 6/00).Недостатками данного способа являются:1. Низкая надежность фиксации разрезного кольца на шейке вала из-за применения клеевого покрытия.2. Небольшой натяг устанавливаемого разрезного кольца на шейке вала, что приведет к снижению точности размера.3. При данном способе не повышается усталостная прочность вала.4. Не устраняются дефекты в виде трещин.Известен коленчатый вал, содержащий коренные и шатунные шейки с галтелями и выполненные на шейках симметрично галтелям кольцевые углубления, плавно сопряженные с поверхностями шеек посредством галтельных переходов, в упомянутых кольцевых углублениях по всей их длине установлен зафиксированный кольцевой элемент из материала с заданными трибохимическими свойствами, наружная цилиндрическая поверхность которого расположена не ниже кромок перехода от галтелей соответствующих шеек к углублению, длина l углубления, радиус R галтелей шейки и длина L шейки связаны соотношением:L-2R<l
L-R,а радиус r галтельных переходов углублений равен 0,5R. Элемент с заданными трибохимическими свойствами выполнен из свернутой ленты. Элемент с заданными трибохимическими свойствами выполнен в виде нескольких сегментных вкладышей (а.с. №1796781, F 16 С 3/06, 9/04).Недостатками данного коленчатого вала являются:1. Низкая надежность фиксации свернутой ленты, так как стык ленты остается свободным.2. Углубление в щеках коленчатого вала обладает низкой технологичностью.3. Углубление в щеках коленчатого вала в зоне галтелей резко снижает усталостную прочность всего коленчатого вала.Известен коленчатый вал, включающий ограниченные по длине щеками коренные и шатунные шейки, выполненные с каналами для подвода смазки в зону рабочих поверхностей шеек и снабженные установленными на шейках тонкостенными накладками, выполненными в виде свернутой в кольцо ленты с отверстиями, расположенными концентрично выходным отверстиям смазочного канала, причем коленчатый вал и указанные накладки выполнены с элементами взаимной фиксации в окружном направлении, расположенном в зоне сопряжения шеек с щеками, при этом элементы взаимной фиксации выполнены в виде расположенных на соответствующих щеках радиальных открытых на периферии пазов, а элементы фиксации накладок - в виде ответных аксиальных выступов, расположенных в указанных пазах и выполненных за одно целое с накладкой. Радиальные пазы на соответствующих поверхностях щек расположены со стороны, противоположной смежной шейке. Радиальные пазы на соответствующих поверхностях щек выполнены со стороны смежной шейки (а.с. №1673764, F 16 C 3/14).Недостатками данного коленчатого вала являются:1. Элементы фиксации проходят через пазы в галтелях шеек, что снижает усталостную прочность всего вала.2. В сопряжение шейка вала - вкладыш вводится дополнительный конструктивный элемент - накладка, которая снизит надежность работы сопряжения из-за свободной установки в радиальном направлении, т.к. неизвестно, как в нем будет обеспечен масляный клин, необходимый для долговечной работы коленчатого вала и вкладышей.Наиболее близким к заявленному коленчатому валу относится а.с. №1812353, F 16 C 3/06, В 23 Р 6/00, в котором рассматривается шейка коленчатого вала, содержащая цилиндрическую часть и охватывающую ее по всей длине разрезную втулку, концы которой в зоне стыка соединены между собой посредством сварного шва, при этом втулка зафиксирована в окружном направлении относительно шейки так же посредством шва в зоне стыка, при этом шейка снабжена вставкой в форме полуцилиндра, на цилиндрической части шейки по всей ее длине вдоль образующей образован паз ответной формы, в котором размещена вставка. Вставка расположена в зоне стыка концов втулки, а сварным швом, фиксирующим втулку в окружном направлении, соединена вставка с концами втулки.Недостатки данной конструкции:1. Втулка в зоне сварки жестко не фиксируется к телу шейки, что может вызвать ее смещение относительно шейки, например, вверх, что приведет к искажению формы восстановленной шейки.2. Изготовленный паз на теле шейки является концентратором напряжений, что дополнительно снизит усталостную прочность коленчатого вала, у которого она находится на низком уровне после эксплуатации.Задача изобретения - повышение усталостной прочности коленчатого вала до уровня новой детали с одновременным восстановлением изношенных шеек в номинальный (ремонтный) размер.Поставленная задача решается за счет того, что в способе восстановления коленчатого вала, включающем механическую обработку шеек с технологическим заглублением в тело восстанавливаемой поверхности на всей ширине между щеками шейки с образованием галтелей, закрепление с натягом на обработанных шейках компенсирующих износ металла накладок в виде разрезного кольца или полуколец и последующее их шлифование в номинальный размер, при этом после механической обработки коленчатый вал подвергают высокому отпуску, для чего помещают в холодную печь, нагревают в течение 3-4 часов до t 500-600
С, выдерживают при этой температуре в течение 4-6 часов, а затем охлаждают вместе с печью, при этом на разрезных кольцах выполняют сквозные отверстия диаметром 5-7 мм и закрепляют кольца на обработанных шейках путем сварки стыков колец, проваривая их с шейкой вала, сварной шов располагают в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от мертвой точки восстанавливаемой шатунной шейки, охлаждают сварной шов до температуры окружающей среды с обеспечением натяга разрезного кольца 0,1...0,15 мм, а затем первым проваривают отверстие разрезного кольца с шейкой вала, которое расположено напротив сварного шва, а остальные отверстия проваривают, симметрично приближаясь к сварному шву, причем используют разрезные кольца шириной b, длиной L и
л:b=Lш-2r-(1-2) мм,L=
db,
где Lш - ширина шейки вала между щеками;r - радиус галтели;db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки;
л - толщина разрезного кольца для восстановления шейки в номинальный размер;
л.р.р - толщина разрезного кольца, компенсирующая все ремонтные размеры;
л.изн.р.р - толщина разрезного кольца, компенсирующая предельный износ шейки вала при последнем ремонтном размере;
л.ост. - остаточная толщина разрезного кольца, необходимая для обеспечения механической прочности разрезного кольца на завершающем этапе эксплуатации вала;
л.шл. - припуск толщины разрезного кольца на шлифование в окончательный размер,а полукольца закрепляют на обработанных шейках путем сварки стыков, проваривая их с шейкой вала, и располагают первый сварной шов, расположенный в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки восстанавливаемой шатунной шейки, а второй сварной шов - относительно первого с поворотом на 180
.2. Коленчатый вал, содержащий ограниченные по длине щеками, коренные и шатунные шейки, выполненные с цилиндрической частью, каналами для подвода смазки в зону их рабочих поверхностей и галтелями, и закрепленные на цилиндрической части с охватом по ее длине компенсирующие износ металла накладки, выполненные в виде разрезного кольца или полуколец, концы которых в зоне стыка соединены между собой посредством сварного шва, при этом концы стыка разрезного кольца соединены сварным швом, расположенным в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки восстановленной шатунной шейки, а при стыковке полуколец первый шов расположен там же, а второй повернут относительно первого на 180
, при этом на разрезном кольце выполнены отверстия для электрозаклепок в количествеn=kdb,где db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки; k=0,06-0,1,k=0,06 при db более 100 мм;k=0,1 при db менее 40 мм.3. Коленчатый вал: при ширине разрезного кольца более 50 мм отверстия расположены в два симметричных ряда или в шахматном порядке, причем расстояние от центра отверстия до края разрезного кольца составляет 15-20 мм, а от стыка разрезного кольца до центра ближайшего отверстия составляет 20-25 мм.НОВЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ:1. После механической обработки коленчатый вал подвергают высокому отпуску, для чего помещают в холодную печь, нагревают в течение 3-4 часов до t 500-600
С, выдерживают при этой температуре в течение 4-6 часов.2. Затем охлаждают вместе с печью.3. На разрезных кольцах выполняют сквозные отверстия диаметром 5-7 мм и закрепляют кольца на обработанных шейках путем сварки стыков колец, проваривая их с шейкой вала.4. Сварной шов располагают в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки восстанавливаемой шатунной шейки.5. Охлаждают сварной шов до температуры окружающей среды с обеспечением натяга разрезного кольца 0,1...0,15 мм.6. Затем первым проваривают отверстие разрезного кольца с шейкой вала, которое расположено напротив сварного шва, а остальные отверстия проваривают, симметрично приближаясь к сварному шву.7. Используют разрезные кольца шириной b, длиной L и
л:b=Lш-2r-(1-2) мм,L=
db мм,
где Lш - ширина шейки вала между щеками;r - радиус галтели;db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки;
л - толщина разрезного кольца для восстановления шейки в номинальный размер;
л.р.р - толщина разрезного кольца, компенсирующая все ремонтные размеры;
л.изн.р.р - толщина разрезного кольца, компенсирующая предельный износ шейки вала при последнем ремонтном размере;
л.ост. - остаточная толщина разрезного кольца, необходимая для обеспечения механической прочности разрезного кольца на завершающем этапе эксплуатации вала;
л.шл. - припуск толщины разрезного кольца на шлифование в окончательный размер.8. Полукольца закрепляют на обработанных шейках путем сварки стыков, проваривая их с шейкой вала, и располагают первый сварной шов, расположенный в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки восстанавливаемой шатунной шейки, а второй сварной шов - относительно первого с поворотом на 180
.1. Концы стыка разрезного кольца соединены сварным швом, расположенным в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки восстановленной шатунной шейки.2. При стыковке полуколец первый шов расположен там же, а второй повернут относительно первого на 180
.3. На разрезном кольце выполнены отверстия для электрозаклепок в количествеn=kdb,где db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки; k=0,06-0,1,k=0,06 при db более 100 мм;k=0,1 при db менее 40 мм.4. При ширине разрезного кольца более 50 мм отверстия расположеных в два симметричных ряда или в шахматном порядке, причем расстояние от центра отверстия до края разрезного кольца составляет 15-20 мм, а от стыка разрезного кольца до центра ближайшего отверстия составляет 20-25 мм.r - радиус галтели;(1-2) мм - технологический зазор между разрезным кольцом и галтелями с двух сторон;L=
db мм,где L - длина разрезного кольца;db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки; 
л - толщина разрезного кольца для восстановления шейки в номинальный размер;
л.р.р - толщина разрезного кольца, компенсирующая все ремонтные размеры;
л.изн.р.р - толщина разрезного кольца, компенсирующая предельный износ шейки вала при последнем размере;
л.ост. - остаточная толщина разрезного кольца, необходимая для обеспечения механической прочности разрезного кольца на завершающем этапе эксплуатации вала;
л.шл. - припуск толщины разрезного кольца на шлифование в окончательный размер.1. Сварочный шов находится в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от ВМТ восстанавливаемой шатунной шейки, или, от применения полуколец, первый шов располагается там же, а второй повернут относительно первого на 180
.2. На разрезном кольце выполнены отверстия для электрозаклепок в количествеn=kdb,где db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки; k=0,06-0,1,k=0,06 при db более 100 мм;k=0,1 при db менее 40 мм.3. При ширине разрезного кольца более 50 мм отверстия расположены в два симметричных ряда или в шахматном порядке.4. Расстояние от центра отверстия до края разрезного кольца составляет 15-20 мм, а от стыка разрезного кольца до центра ближайшего отверстия составляет 20-25 мм.Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными позволяют получить технический результат во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.Технический результат достигается за счет того, что при высоком отпуске коленчатого вала снимаются все остаточные напряжения, в том числе и усталостные, но при этом твердость шеек вала снижается до значений HRc=25-35, что облегчает разделку трещин в труднодоступных местах слесарным или абразивным инструментом.Указанное расположение отверстий для электрозаклепок позволяет получить высокую надежность фиксации разрезного кольца, минимизировать остаточные напряжения в его различных зонах. Предложенный диаметр отверстий обеспечивает надежную приварку разрезного кольца к телу шейки вала при минимальном тепловом воздействии на нее.Первую электрозаклепку ставят в отверстие, противолежащее сварному шву, т.к. при этом в разрезном кольце уменьшаются растягивающие напряжения. Наибольшие растягивающие напряжения после заварки стыка возникают в зоне, противоположной шву. Установка в этой зоне первой электрозаклепки с локальным нагревом уменьшает эти максимальные напряжения, что препятствует образованию трещин в разрезном кольце на стадии фиксации электрозаклепками.Симметричное продвижение электрозаклепок к сварному шву уменьшает растягивающие напряжения в разрезном кольце в зоне меду предыдущей заклепкой и сварным швом.Расположение сварного шва в зоне, ограниченной
=25-50
поворота коленчатого вала от ВМТ восстанавливаемой шатунной шейки, или, при применении полуколец, первый шов располагается там же, а второй повернут относительного первого на 180
. Это позволяет убрать шов в зону наименьших удельных давлений и износов шатунной шейки, что приведет к повышению износостойкости данной детали.Термообработка после фиксации разрезного кольца сварным швом и электрозаклепками позволяет снять (или уменьшить) сварочные напряжения, для чего производят отпуск с длительной выдержкой 3-8 час при заданной температуре отпуска и медленном охлаждении с печью.Разрезное кольцо устанавливают на предварительно обработанную восстанавливаемую шейку вала с гарантированным натягом 0,1-0,15 мм, что обеспечивает при шлифовании высокую точность размеров и формы.Толщина ленты для разрезного кольца минимальна и достаточна для полного восстановления ресурса вала со всеми ремонтными размерами, обеспечивая надежную работу разрезного кольца в последний период эксплуатации и сохраняя высокую прочность вала при его предварительном шлифовании в расчетный размер.На фиг.1 схематично изображена шейка вала с разрезным кольцом; на фиг.2 - развертка разрезного кольца с отверстиями под электрозаклепки; на фиг.3 - коренная и шатунная шейки с зонами повышенного износа и зонами
расположения сварного шва.Шейка коленчатого вала содержит цилиндрическую часть 1 и охватывающее ее разрезное кольцо 2, в котором выполнены отверстия 3 диаметром 5-7 мм для электрозаклепок и отверстия 4 для подвода смазочного масла, щеки 5, шатунная шейка 6, коренная шейка 7, галтели 8. Количество отверстий 3 под электрозаклепки определяют по формуле:n=kdb,где db - диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки, а k=0,06-0,1,k=0,06 при db более 100 мм;k=0,1 при db менее 40 мм.При ширине разрезного кольца до 50 мм устанавливают электрозаклепки в один ряд по линии симметрии. При ширине более 50 мм - в два ряда или в шахматном порядке, т.е. со смещением одного ряда относительно другого. При этом расстояние от центра отверстий 3 до края разрезного кольца 2 составляет
=15-20 мм, а расстояние от стыка до разрезного кольца 2 до центра ближайшего отверстия 3 б=20-25 мм. Ширина разрезного кольца b рассчитывается по формуле:b=Lш-2r-(1-2) мм,где Lш - ширина шейки вала между щеками;r - радиус галтели;(1-2) мм - технологический зазор между разрезным кольцом и галтелями с двух сторон.Длина ленты LL=
db,db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки коленчатого вала.Толщина разрезного кольца
л для восстановления шейки в номинальный размер включает в себя толщину разрезного кольца, компенсирующую все ремонтные размеры
л.р.р (0,5 мм), толщину разрезного кольца, компенсирующую предельный износ шейки вала при последнем ремонтном размере
л.изн.р.р (0,1-0,15) мм, остаточную толщину разрезного кольца, необходимую для обеспечения механической прочности самого разрезного кольца на завершающем этапе эксплуатации вала
л.изн.р.р (0,5-1,0) мм, и припуск толщины разрезного кольца на шлифование в окончательный размер (0,25-0,5) мм.Для типового расчета толщины разрезного кольца, обеспечивающего восстановление шейки коленчатого вала в номинальный размер,
л=0,5+0,5+0,1+0,5=1,6 мм.Для определения толщины разрезного кольца, обеспечивающего восстановление шейки коленчатого вала в ремонтный размер, ее толщина уменьшается на соответствующий ремонтный размер:
где
ш - уменьшение диаметра шейки вала для соответствующего ремонтного размера.Остаточная толщина разрезного кольца
л.ост. включает в себя и дефектный слой поверхности шейки с трещинами, прижогами и т.п.Если дефектный слой превышает установленную толщину
л.ост., то дефекты либо устраняют сваркой, либо коленчатый вал выбраковывают.При восстановлении шатунной шейки 6 разрезным кольцом 2, сварочный шов 9 располагается в зоне, ограниченной
=25-50
поворота коленчатого вала от ВМТ шатунной шейки 6, или, при применении полуколец, первый сварочный шов 9 располагается там же, а второй повернут относительно первого на 180
.Перед восстановлением коленчатых валов проводят подготовительные операции: разборку и мойку, определение технического состояния коленчатого вала после эксплуатации: наличие трещин, контроль твердости шеек, правку.Правку коленчатого вала осуществляют путем внесения сжимающих напряжений в галтели 8 шатунных 6 (коренных 7) шеек со стороны вогнутой центральной оси. Затем проводят шлифование и полирование шатунных 6, а затем и коренных 7 шеек и галтелей 8 в расчетный размер (обычно: меньше на 0,5-1,5 мм последнего ремонтного размера, снимая тем самым слой металла с расположенными в нем трещинами). После чего коленчатый вал подвергают высокому отпуску, помещая его в холодную печь и нагревая его в течение 3-4 часов до t=500-600
С, выдерживают его при этой температуре в течение 4-6 часов, а затем охлаждают вместе с печью. Высокий отпуск снимает в коленчатом валу все остаточные напряжения, в том числе и усталостные, но при этом твердость шеек вала 6, 7 снижается до HRc=25-35, что облегчает разделку оставшихся трещин в труднодоступных местах слесарным или абразивным инструментом. После чего определяют оставшиеся трещины, разделывают с заданным профилем и подвергают разделанные поверхности трещин пластической деформации. Оставшиеся глубокие трещины разделывают и заваривают. Зачищают шов заподлицо с шейкой 6, 7.Изготавливают из стальной ленты толщиной
л разрезные кольца 2 или при больших толщинах ленты (более 2 мм) полукольца. Для чего нарезают полосы в расчетные размеры:Ширина разрезного кольцаb=Lш-2r-(1-2) мм,где Lш - ширина шейки вала между щеками коленчатого вала;r - радиус галтели;(1-2) мм - технологический зазор между разрезным кольцом и галтелями с двух сторон.Длина ленты для разрезного кольца L=
db, гдеdb - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки коленчатого вала.Длина ленты для двух полуколец:L=
db.Сгибают полосу в разрезное кольцо 2.Затем на свернутых кольцах 2 сверлят отверстия 4 под смазочный канал и электрозаклепки 3, диаметр последних 5-7.Количество отверстий 3 под электрозаклепки определяют исходя из соотношения:n=k db, k=0,06-0,1,коэффициент k=0,06 берется для диаметров шеек коленчатых валов более 100 мм, а к=0,1 для диаметров шеек менее 40 мм.После чего сгибают полосы в разрезное кольцо 2. При ширине b разрезного кольца 2 до 50 мм устанавливают электрозаклепки в один ряд по линии симметрии шейки 6, 7. При ширине ленты более 50 мм - в два ряда симметрично или в шахматном порядке, т.е. со смещением одного ряда относительно другого. При этом расстояние от центра отверстий 3 до краев разрезного кольца должно составлять 15-20 мм, а расстояние от стыка разрезного кольца до центра ближайшего отверстия должно быть 20-25 мм. Термообрабатывают эти кольца 2, задавая параметры закалки и отпуска, в зависимости от марки материала и требуемой твердости шейки вала. Затем, используя упругие свойства разрезного кольца 2, его разжимают и надевают на шейку 6, 7 вала с предварительным натягом, за счет того, что внутренний диаметр наружного кольца 2 меньше наружного диаметра восстанавливаемой шейки 6, 7, при этом получают зазор в стыке 4-5 мм. Если используют полукольца, то в обоих стыках зазор составит 4-5 мм каждый.Совмещают смазочные отверстия 4 в шейке вала 6, 7 и разрезного кольца 2 и производят предварительную фиксацию. После чего сваривают стыки разрезного кольца 2, например, плазменной сваркой, проваривая их с шейкой вала.При восстановлении шатунной шейки 6 разрезным кольцом 2 сварной шов 9 располагается в зоне, ограниченной
=25-50
поворота коленчатого вала от ВМТ шатунной шейки 6, при применении полуколец, первый сварной шов 9 располагается там же, а второй повернут относительно первого на 180
.Сварной шов, остывая, натягивает разрезное кольцо 2 на себя, создавая натяг в соединении шейки вала 6, 7 - разрезное кольцо 2 до 0,1-0,15 мм. Остужают сварочный шов 9 до температуры окружающей среды. После чего заваривают отверстия 3 в разрезном кольце 2, приваривая его к шейке вала, создавая, таким образом, электрозаклепки, дополнительно фиксирующие разрезное кольцо 2 на шейке вала 6, 7. При этом первую электрозаклепку ставят в отверстие 3, противолежащее сварному шву 9, а остальное устанавливают в него симметрично, приближаясь к сварному шву 9. Вначале приварку разрезных колец 2 производят на шатунных шейках 6, что позволяет контролировать изгиб вала по коренным шейкам 7. В случае прогиба вала более 0,05-0,1 мм, осуществляют правку вала, используя метод создания сжимающих напряжений в соответствующих галтелях 8. После чего осуществляют приварку разрезных колец 2 на коренные шейки 7. Наличие приваренного разрезного кольца 2 с большим натягом на коренные шейках 7 дает возможность определить биения коленчатого вала и в случае превышения от 0,05 до 0,1 мм осуществить его повторную правку.Затем проводят термообработку коленчатого вала в печи. В случае зависимости от марки материала разрезного кольца 2 и технических требований на твердость рабочей поверхности шейки 6, 7 производят либо низкий, либо средний отпуск с выдержкой при заданной температуре отпуска 3-5 часов и охлаждение с печью.После термообработки производят контроль коленчатого вала и при необходимости его правку.Затем шлифуют и полируют в номинальный (ремонтный) размер шейки 6, 7 с приваренным разрезным кольцом 2.Производят окончательный контроль размеров шеек 6, 7 коленчатого вала и проверку на наличие трещин.При наличии трещин, разрезное кольцо снимается, и производят повторное восстановление дефектной шейки по вышеприведенному способу.Формула изобретения
1. Способ восстановления коленчатого вала, включающий механическую обработку шеек с технологическим заглублением в тело восстанавливаемой поверхности на всей ширине между щеками шейки с образованием галтелей, закрепление с натягом на обработанных шейках компенсирующих износ металла накладок в виде разрезного кольца или полуколец, и последующее их шлифование в номинальный размер, отличающийся тем, что после механической обработки коленчатый вал подвергают высокому отпуску, для чего помещают в холодную печь, нагревают в течение 3-4 ч до t=500-600
С, выдерживают при этой температуре в течение 4-6 ч, а затем охлаждают вместе с печью, при этом на разрезных кольцах выполняют сквозные отверстия диаметром 5-7 мм и закрепляют кольца на обработанных шейках путем сварки их стыков, проваривая их с шейкой вала, сварной шов располагают в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки восстанавливаемой шатунной шейки, охлаждают сварной шов до температуры окружающей среды с обеспечением натяга разрезного кольца 0,1...0,15 мм, а затем первым проваривают отверстие разрезного кольца с шейкой вала, которое расположено напротив сварного шва, а остальные отверстия проваривают, симметрично приближаясь к сварному шву, причем используют разрезные кольца шириной b, длиной L и толщиной
л:b=Lш-2r-(1-2) мм,L=
db+(2-4) мм,
где Lш - ширина шейки вала между щеками;r - радиус галтели;db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки;
л - толщина разрезного кольца для восстановления шейки в номинальный размер;
л.р.р - толщина разрезного кольца, компенсирующая все ремонтные размеры;
л.изн.р.р - толщина разрезного кольца, компенсирующая предельный износ шейки вала при последнем ремонтном размере;
л.ост - остаточная толщина разрезного кольца, необходимая для обеспечения механической прочности разрезного кольца на завершающем этапе эксплуатации вала;
л.шл - припуск толщины разрезного кольца на шлифование в окончательный размер,а полукольца закрепляют на обработанных шейках путем сварки стыков, проваривая их с шейкой вала, и располагают первый сварной шов расположенным в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки восстанавливаемой шатунной шейки, а второй сварной шов - относительно первого с поворотом на 180
.2. Коленчатый вал, содержащий ограниченные по длине щеками коренные и шатунные шейки, выполненные с цилиндрической частью, каналами для подвода смазки в зону их рабочих поверхностей и галтелями, и закрепленные на цилиндрической части с охватом по ее длине компенсирующие износ металла накладки, выполненные в виде разрезного кольца или полуколец, концы которых в зоне стыка соединены между собой посредством сварного шва, отличающийся тем, что концы стыка разрезного кольца соединены сварным швом, расположенным в зоне, ограниченной 25-50
поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки восстановленной шатунной шейки, а при стыковке полуколец первый шов расположен там же, а второй повернут относительно первого на 180
, при этом на разрезном кольце выполнены отверстия для электрозаклепок в количествеn=kdb,где db - расчетный диаметр предварительно обработанной восстанавливаемой шейки;k=0,06-0,l;k=0,06 при db более 100 мм;k=0,1 при db менее 40 мм.3. Коленчатый вал по п.2, отличающийся тем, что при ширине разрезного кольца более 50 мм отверстия расположены в два симметричных ряда или в шахматном порядке, причем расстояние от центра отверстия до края разрезного кольца составляет 15-20 мм, а от стыка разрезного кольца до центра ближайшего отверстия составляет 20-25 мм.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



















