Способ работы и устройство парогенератора поршневого двигателя внутреннего сгорания
Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить эффективность утилизации энергии выпускных газов двигателя внутреннего сгорания и теплоты, передаваемой от продуктов сгорания теплоносителю через охлаждаемые стенки, а также выделяющейся при трении поршней о цилиндры. Парогенератор содержит экономайзер и испаритель в выпускном тракте, питательный насос между конденсатором и экономайзером, пароперегреватели в выпускных патрубках, подключенные к испарителю и аккумулятору пара паропроводами. При этом соединены последовательно экономайзер с испарителем водопроводом, а испаритель с пароперегревателями паропроводами, на этом водопроводе установлен регулятор температуры пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе или газов за экономайзером, рубашка охлаждения соединена водопроводами подводящим - с экономайзером, а отводящим - с аккумулятором пара, на котором установлен регулятор давления воды в рубашке по давлению пара в аккумуляторе или температуре деталей камеры сгорания, определяющей надежность двигателя. 2 н. и 24 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для утилизации энергии выпускных газов, теплоты, передаваемой от продуктов сгорания теплоносителю через охлаждаемые стенки, а также выделяющейся при трении поршня(ей) о цилиндр(ы).Известен способ работы парогенератора (а.с. SU №1002623, кл. F 01 N 3/04, опубликовано 07.03.83. Бюл.№9), где производится снижение шума двигателя путем охлаждения продуктов сгорания в парогенераторе, который содержит емкость с водой, патрубок с краном для регулирования подачи воды, трубку, распылитель и теплообменник, выполненный в виде змеевика и расположенный в выпускном газопроводе. При работе двигателя продукты сгорания поступают в выпускной газопровод. Давление газов в этом газопроводе передается емкости с водой через патрубок при открытом кране. В результате вода из этой емкости подводится через трубку в змеевик, где она нагревается теплотой продуктов сгорания. Подогретая вода или образовавшийся пар поступает через распылитель в газовый поток. Благодаря образованию пара в продуктах сгорания, их перемешиванию и химическому взаимодействию, а также снижению температуры смеси происходит эффективное глушение шума и очистка отработавших газов.Недостатками этого парогенератора и способа его работы являются низкая температура и давление получаемого пара, а также недостаточная эффективность использования теплоты выпускных газов.Известно устройство для комплексной утилизации тепла двигателей внутреннего сгорания (а.с. SU №1687834 А1, кл. F 02 G 5/00, 30.10.91. Бюл. №40), состоящее из первого контура жидкостного охлаждения, в который входят рубашка охлаждения, первый водо-водяной теплообменник и водопроводы. Это устройство включает второй замкнутый контур циркуляции промежуточного теплоносителя, который состоит из первого газоводяного теплообменника, расположенного в выпускном газопроводе, отопительных приборов, органа перекрытия, циркуляционного насоса, второго водо-водяного теплообменника и водопроводов. Устройство этого аналога еще содержит третий незамкнутый контур горячего водоснабжения, куда входят второй газоводяной теплообменник, расположенный в выпускном газопроводе за первым, второй водо-водяной теплообменник и водопроводы. Эти контуры обмениваются теплом в водо-водяных теплообменниках. Применение трех контуров для циркуляции теплоносителей позволяет получать тепло и горячую воду для потребителей.Недостатками приведенного аналога являются потребность в большом количестве холодной воды для надежной работы двигателя в теплый период года, когда потребность в теплоте для обогрева помещений отсутствует, возможность применения только для стационарных двигателей и необходимость применения коррозионно-стойких материалов для изготовления газоводяных теплообменников.Наиболее близким к заявленным способу работы и устройству парогенератора поршневого двигателя внутреннего сгорания является изобретение способа работы и устройства парогенератора, изложенное в книге (А.В. Квасников. Малые турбины комбинированных авиадвигателей. -М.: Изд-во "Оборонгиз", 1953, с.294). Установка совместной утилизации теплоты отходящих газов и охлаждающей воды при двух сортах пара содержит питательный насос, экономайзер, испаритель, рубашку охлаждения, пароперегреватель, конденсатор и паровые турбины 1 и 2. Эти турбины соединены механической связью с компрессором и поршневым двигателем. При работе двигателя продукты сгорания совершают работу в цилиндрах и отдают там тепло охлаждающему теплоносителю, циркулирующему в рубашке охлаждения, затем их направляют в выпускной газопровод, где они охлаждаются паром в пароперегревателе, затем водой в испарителе и экономайзере. При этом вода из конденсатора подается питательным насосом в экономайзер, а из него параллельно в испаритель и рубашку охлаждения. Образовавшийся пар в испарителе поступает в паровую турбину 1, а из нее в конденсатор. Генерированный пар в рубашке охлаждения отделяют от капель воды в сепараторе и подводят в паровую турбину 2, а из нее в конденсатор. Работа турбин 1 и 2 передается компрессору и коленчатому валу двигателя. Принят за прототип.К недостаткам этого способа работы и его устройства, принятого за прототип, относятся:- наличие трех рабочих тел, которыми являются продукты сгорания и два сорта пара, что приводит к усложнению конструкции двигателя и увеличению его размеров и массы;- образование на частичных нагрузках насыщенного пара как в испарителе, так и в пароперегревателе из-за низкой температуры выпускных газов, который, поступая на лопатки турбины, будет вызывать каплеударные нагрузки и тем самым снижать надежность их работы;- перегрев двигателя на нагрузках, близких к максимальным, из-за уменьшения теплоотдачи в результате интенсивного образования пара на стенках рубашки охлаждения.Технический результат - создание прямоточного парогенератора, который укладывался в размеры выпускного газопровода, и получение пара в большом количестве с высокими давлением и температурой, не увеличивая сопротивления выпускной системы и не снижая надежности и экономичности двигателя.Указанный единый технический результат при осуществлении группы изобретения по объекту - способу достигается тем, что в известном способе работы парогенератора поршневого двигателя внутреннего сгорания, включающем сжигание топлива в камерах сгорания, подачу воды питательным насосом из конденсатора в экономайзер, а из него в испаритель и рубашку охлаждения, передачу теплоты от продуктов сгорания охлаждающей воде через стенки камер сгорания и питательной воде через стенки экономайзера и испарителя, нагрев воды в рубашке охлаждения и экономайзере и образование пара в испарителе, особенностью является то, что пар из испарителя подводят в аккумулятор пара, а воду из рубашки охлаждения направляют в этот аккумулятор через регулятор давления, где она превращается в пар при снижении ее давления, при этом регулируют температуру пара в испарителе по температуре пара в аккумуляторе или температуре газов перед конденсатором изменением регулятором количества подаваемой воды в испаритель и давление воды в рубашке охлаждения по давлению пара в этом аккумуляторе или температуру деталей камеры сгорания, определяющую надежность двигателя, изменением регулятором количества воды, проходящей через этот регулятор в аккумулятор пара и превращающейся в пар, причем пар из испарителя подают в пароперегреватели, расположенные в выпускных патрубках, а затем в аккумулятор пара по паропроводам, при этом регулируют температуру пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе, кроме того, в двигателях с отдельными выпускными коллекторами для двух рядов цилиндров и более, соединяющимися с общим выпускным газопроводом посредством соединительных газопроводов, воду подают из основного экономайзера, расположенного в общем выпускном газопроводе в дополнительные экономайзеры, находящиеся в соединительных газопроводах, а из них ее направляют последовательно в испарители в выпускных коллекторах по водопроводам, а затем в пароперегреватели в выпускных патрубках каждого ряда цилиндров по паропроводам, при этом подводят воду в рубашки охлаждения из основного экономайзера, регулируют температуру пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе или температуре газов перед конденсатором изменением регуляторами количества пара, поступающего в пароперегреватели, и давление воды в рубашках охлаждения по давлению пара в аккумуляторе или температуру деталей камеры сгорания, определяющую надежность двигателя, изменением регулятором количества воды, проходящей через этот регулятор в аккумулятор пара и превращающейся в пар, при этом поддерживают температуру газов в камерах сгорания, определяющую надежность работы двигателя, в допустимых пределах изменением количества подаваемой воды или пара в камеры сгорания, причем газы направляют из цилиндров по трубкам пароперегревателя(ей), расположенным в прямых выпускных патрубках под тупым углом к направлению движения газов в выпускном(ых) коллекторе(ах), затем их движут поступательно в выпускном(ых) коллекторе(ах) в межтрубном пространстве испарителя(ей) вдоль трубок с продольным наружным оребрением, при этом продукты сгорания охлаждают водой, движущейся противотоком по трубкам испарителя(ей) и превращающейся в пар, а образовавшийся пар подают в межтрубное пространство пароперегревателей, где он перегревается газами, делая два хода и более при перекрестном движении теплоносителей, при этом продукты сгорания направляют из цилиндра(ов) в канал(ы) выпускного(ых) патрубка(ов), в котором(ых) их охлаждают паром, а пар перегревают, который поступает из испарителя в кольцевое(ые) пространство(а) между наружной поверхностью прямого(ых) выпускного(ых) патрубка(ов) и внутренней поверхностью охватывающего(их) его (их) цилиндра(ов) с боковыми стенками и совершает в этом(их) пространстве(ах) пароперегревателя(ей) два перекрестных хода не менее. Кроме того, газы направляют из цилиндра(ов) в выпускной(ые) патрубок(ки) вдоль трубок пароперегревателя(ей) с продольным наружным оребрением, затем эти газы подводят тангенциально в выпускной(ые) коллектор(ы), завихряют и движут как вращательно, так и поступательно относительно трубок испарителя(ей) со спирально-поперечным наружным оребрением, при этом продукты сгорания охлаждают водой, движущейся противотоком по этим трубкам испарителя(ей) и превращающейся в них в пар, затем этот пар подают по распределительному(ым) паропроводу(ам) в пароперегреватель(и) в выпускном(ых) патрубке(ах), где его перегревают газами, движущимися противотоком, причем газы охлаждают в выпускном(ых) патрубке(ах), искривленном(ых) по радиусу, паром, движущимся по спиральной(ым) охваты вающей(им) трубке(ам), залитой(ым) в стенке(ах) этого(их) выпускного(ых) патрубка(ов) вокруг газопроходного(ых) канала(ов), при этом воду движут в рубашке(ах) охлаждения цилиндра(ов) по спиральному(ым) каналу(ам), расположенному(ым) в блоке(ах) или гильзе(ах) цилиндра(ов), при этом воду направляют из блока(ов) в крышку(и) (головку(и)) цилиндра(ов) через патрубок(ки), а также воду движут по спиральной(ым) трубке(ам), залитой(ым) в теле блока(ов) цилиндра(ов) вокруг цилиндра(ов) под давлением, равным критическому (22,13 МПа) или большем давлении, затем подают в рубашку(и) охлаждения крышки(ек) (головки(ок)) цилиндра(ов) через соединительную(ые) трубку(и), причем в двигателях, содержащих по одному впускному и выпускному клапану на цилиндр, воду подают по подводящим общему(им) и соединительным трубкам параллельно в кольцевые трубки под давлением 22,13 МПа и выше, залитые в теле крышки(ек) (головки(ок) цилиндра(ов) вокруг гнезд впускного(ых) и выпускного(ых) клапанов и форсунки(ок), а также вокруг стенки(ок) впускного(ых) и выпускного(ых) каналов, при этом отводят воду от этих трубок по общему(им) и соединительным трубкам. Кроме того, в двигателях с двумя впускными и выпускными клапанами на цилиндр воду подают по подводящему(и) общему(им) соединительным и распределительным трубкам под давлением 22,13 МПа и выше в кольцевые трубки вокруг гнезд выпускных клапанов и форсунки(ок), а также в охватывающие трубки вокруг впускного(ых) и выпускного(ых) каналов, а затем из кольцевых трубок вокруг гнезд выпускных клапанов эту воду направляют в кольцевые трубки вокруг гнезд впускных клапанов через соединительные трубки, при этом отводят воду из этих кольцевых трубок, кольцевой(ых) трубки(ок) вокруг гнезда форсунок(ки) и охватывающих трубок вокруг впускного(ых) канала(ов) по соединительным, приемным и общей(им) отводящей(им) трубкам в аккумулятор пара.Указанный единый технический результат при осуществлении группы изобретений по объекту - устройству достигается тем, что в известном устройстве парогенератора поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащем камеры сгорания в цилиндрах, экономайзер и испаритель в выпускном тракте, а также питательный насос между конденсатором и экономайзером, особенностью является то, что оно содержит пароперегреватели в выпускных патрубках, подключенные к испарителю и аккумулятору пара паропроводами, при этом соединены последовательно экономайзер с испарителем водопроводом, а испаритель с пароперегревателями паропроводами, на этом водопроводе установлен регулятор температуры пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе или газов за экономайзером, рубашка охлаждения соединена водопроводами подводящим - с экономайзером, а отводящим - с аккумулятором пара, на котором установлен регулятор давления воды в этой рубашке по давлению пара в этом аккумуляторе или температуры деталей камеры сгорания, определяющей надежность двигателя, причем в двигателях с отдельными выпускными коллекторами для двух рядов цилиндров и более содержит общий выпускной газопровод, который соединен с выпускными коллекторами соединительными газопроводами, при этом установлены основной экономайзер в общем газопроводе, а дополнительные, меньших размеров, в соединительных газопроводах и подключены водопроводами к основному экономайзеру, испарители соединены подводящими водопроводами с дополнительными экономайзерами, а отводящими паропроводами с пароперегревателями, на которых установлены регуляторы температуры пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе или температуры газов за основным экономайзером, рубашки охлаждения соединены с основным экономайзером подводящими, а с аккумулятором пара отводящими водопроводами, на отводящем общем водопроводе установлен регулятор давления пара в рубашке охлаждения по давлению пара в аккумуляторе или температуры деталей камеры сгорания, определяющей надежность двигателя, при этом устройство содержит в основном и дополнительном(ых) экономайзерах по трубке или в каждом экономайзере трубки с продольным наружным оребрением, которые при одной трубке в каждом из экономайзеров соединяются между собой с подводящим и отводящим водопроводами, при двух и более трубках в каждом из экономайзеров их концы соединяются коллекторами, а коллекторы этих экономайзеров между собой и с подводящим и отводящим водопроводами. Кроме того, особенность заключается в том, что устройство содержит в приемной(ых) цилиндрической(их) трубе(ах) выпускного(ых) коллектора(ов) испаритель(и), а также в выпускных патрубках этого(их) коллектора(ов) пароперегреватели, расположенные под тупым углом к этому(им) испарителю(ям) для снижения газодинамических потерь, при этом две трубные доски, установленные перпендикулярно в конце приемной цилиндрической трубы, соединенные трубками для прохода через них продуктов сгорания, образуют распределительную водяную камеру со штуцером для подвода воды, трубная доска этой водяной камеры возле последнего выпускного патрубка и трубная доска перед первым выпускным патрубком, расположенная под таким же тупым углом, как и выпускные патрубки, соединены трубками с продольным наружным оребрением и образуют газовую камеру для прохода между ними газов, поступающих из выпускных патрубков, трубная доска перед первым выпускным патрубком и торцовая стенка приемной цилиндрической трубы, установленная параллельно этой трубной доске, образуют приемную паровую камеру со штуцером для отвода пара из этой камеры, трубные доски, установленные с обеих концов выпускных патрубков параллельно приемной цилиндрической трубе и соединенные трубками для прохода через них выпускных газов из цилиндров, образуют между ними паровые камеры с перегородкой(ами) для перекрестного прохода пара в два и более ходов и имеют трубки для отвода и подвода пара, причем устройство содержит в выпускных патрубках кольцевое пространство между наружной поверхностью прямого выпускного патрубка и внутренней поверхностью охватывающего его цилиндра с боковыми стенками, разделенное перегородкой(ами) для перекрестного прохода пара в два хода и более, при этом устройство содержит в испарителе трубки со спирально-поперечным наружным оребрением, которое по концам соединены распределительным и приемным коллекторами, в пароперегревателях трубки с продольным наружным оребрением, которые по концам соединены распределительными приемными коллекторами, при этом распределительный коллектор испарителя соединен водопроводом с основным или дополнительным экономайзером, а его приемный коллектор связан паропроводами с распределительными коллекторами пароперегревателей, а их приемные коллекторы соединены паропроводами с аккумулятором пара, выпускные патрубки расположены тангенциально относительно приемной цилиндрической трубы для организации в ней вращательного движения газов относительно трубок со спирально-поперечным наружным оребрением, при этом в двигателях с общим выпускным коллектором для двух рядов цилиндров содержит выпускные патрубки одного ряда цилиндров, расположенные тангенциально вверху, а другого ряда внизу или, наоборот, по отношению к приемной цилиндрической трубе для организации вихревого движения газов относительно трубок со спирально-поперечным наружным оребрением, причем устройство содержит в искривленных по радиусу выпускных патрубках охватывающие спиральные трубки, отлитые вместе с этими патрубками и расположенные равномерно вокруг газопроходных каналов, при этом крайние витки содержат отверстия для подвода и отвода пара. Кроме того, устройство содержит в блоке(ах) или гильзе(ах) цилиндра(ов) спиральные каналы вокруг цилиндра(ов), при этом крайний(е) канал(ы) внизу цилиндра(ов) имеет(ют) боковое(ые) отверстие(я) для подвода воды, а канал(ы) вверху цилиндра(ов) содержит(ат) верхнее(ие) отверстие(ия) для отвода воды в крышку(и) (головку(и)) цилиндра(ов), а также устройство содержит в рубашке(ах) охлаждения блока(ов) цилиндра(ов) спиральные трубки вокруг цилиндров, выдерживающие давление не менее 22,13 МПа и более, отлитые вместе с этим(и) блоком(ами), при этом крайние витки имеют боковые отверстия для подвода и отвода охлаждающей жидкости, причем в двигателях с одним впускным и выпускным клапанами на цилиндр содержит в крышке(ах) (головке(ах)) цилиндра(ов) кольцевые трубки вокруг гнезд клапанов, форсунок, а также охватывающие трубки вокруг впускных и выпускных газовых каналов, при этом общие подводящие и отводящие воду трубки связаны соединительными трубками с кольцевыми и охватывающими трубками, которые с этими общими и соединительными трубками выдерживают давление 22,13 МПа и более и отлиты вместе с крышкой(ами) (головкой(ами)) цилиндра(ов), при этом в двигателях с двумя впускными и выпускными клапанами содержит в крышке(ах) (головке(ах)) цилиндра(ов) трубки, соединяющие кольцевые трубки гнезд впускного и выпускного клапанов, выдерживающие давление 22,13 МПа и более и отлитые вместе с крышкой(ами) (головкой(ами)) цилиндра(ов). Кроме того, устройство содержит проходное сечение выпускного(ых) патрубка(ов) не меньше проходного сечения выпускного(ых) клапана(ов) каждого цилиндра при максимальном его(их) подъеме, а также имеет проходное сечение приемной цилиндрической трубы выпускного коллектора не меньше максимального проходного сечения выпускных клапанов всех цилиндров при одновременном их подъеме и выпуске газов в эту трубу, а также содержит на наружных поверхностях газопроводов, водопроводов и паропроводов, отдающих тепло окружающей среде, теплоизоляцию или теплоизолирующее покрытие или состоит из теплопроводов, изготовленных из материалов с низкой теплопроводностью.На фиг.1 и 2 показаны устройство и работа прямоточного парогенератора, который реализован на поршневых двигателях внутреннего сгорания с однорядным и двухрядным расположением цилиндров. На фиг.3 и 5 представлены конструкции испарителей и пароперегревателей, расположенные в выпускном коллекторе, с указанием направления движения в них теплоносителей. На фиг.4а,б изображены устройства выпускных патрубков и расположение в них каналов для прохода пара. На фиг 6 и 7 показаны конструкции каналов для охлаждения цилиндров и схема движения в них теплоносителя. На фиг.8, 9 и 10 представлены устройства каналов для прохода воды и их расположение в крышке (головке) цилиндра, а также схема движения в них теплоносителя в двигателях с одними впускным и выпускным и с двумя впускными и выпускными клапанами на цилиндр.Устройство прямоточного парогенератора поршневого двигателя внутреннего сгорания 1 (фиг.1) с однорядным расположением цилиндров содержит камеры сгорания 2, рубашку охлаждения 3, а также расположенный в выпускном газопроводе 4 экономайзер 5, испаритель 6 и пароперегреватели 7. Экономайзер 5, установленный за испарителем 6, содержит трубки с продольным наружным оребрением 8, которые по концам соединены распределительным 9 и приемным 10 коллекторами. Распределительный коллектор 9 подключен к конденсатору 11 водопроводом 12, на котором установлен питательный насос 13. Приемный коллектор 10 соединен с испарителем 6, расположенным в выпускном коллекторе 14, водопроводом 15, на котором установлен регулятор температуры пара в пароперегревателях 16 по температуре пара в аккумуляторе 17, а также подключен к рубашке охлаждения 3 водопроводами общим 18 и распределительными 19. Рубашка охлаждения 3 соединена с аккумулятором пара 17 отводящими водопроводами 20 и общим 21, на котором установлен регулятор давления воды 22 в этой рубашке по давлению пара в аккумуляторе 17 или температуры деталей камеры сгорания, определяющей надежность двигателя. Пароперегреватели 7 соединены с испарителем 6 паропроводами общим подводящим 23 и подводящими к пароперегревателям 24, а также подключены к аккумулятору пара 17 паропроводами отводящими от пароперегревателей 25 и общим отводящим 26. Наружные поверхности выпускного газопровода 4, выпускного коллектора 14, аккумулятора пара 17, а также водопроводы и паропроводы 12, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25 и 26 покрыты теплоизоляцией или имеют теплоизоляционное покрытие или изготовлены из материалов, имеющих низкую теплопроводность.Устройство прямоточного парогенератора для двигателя с отдельными выпускными коллекторами 14 (фиг.2) для каждого ряда цилиндров содержит испаритель 6 и пароперегреватели 7, установленные в этих коллекторах. При наличии общего выпускного коллектора для двух и более ряда цилиндров устанавливается один испаритель в этом коллекторе и пароперегреватели в каждом выпускном патрубке. В двигателях с индивидуальными выпускными коллекторами 14 для каждого ряда цилиндров эти коллекторы соединяются с общим выпускным газопроводом 4 соединительными газопроводами 27, в которых устанавливаются дополнительные экономайзеры 28. При этом в общем выпускном газопроводе располагается основной экономайзер 5. Экономайзеры основной 5 и дополнительные 28 содержат в каждом из них трубку или трубки с продольным наружным оребрением, в зависимости от размеров выпускных газопроводов, и соединяются между собой водопроводами 29 и 30. Основной экономайзер 5 связан с конденсатором 11 водопроводом 12, на котором установлен питательный насос 13. Дополнительные экономайзеры 28 соединены с испарителями 6 водопроводами 31. Водопроводы 29, 30 и 31 проложены внутри газопроводов общего 4 и соединительных 27 и передают тепло от продуктов сгорания теплоносителю. Пароперегреватели 7 соединены с испарителями 6 паропроводами общими подводящими 23 и подводящими к пароперегревателям 24, при этом на общих подводящих паропроводах 23 установлены регуляторы температуры пара в пароперегревателях 16 по температуре пара в аккумуляторе 17 или температуры газов за основным экономайзером 5. Отводящие паропроводы от пароперегревателей 25 и отводящие общие паропроводы 26 соединяют пароперегреватели 7 с аккумулятором пара 17. С этим аккумулятором еще соединены рубашки охлаждения 3 каждого ряда цилиндров посредством водопроводов 32 и общего водопровода 33, на котором установлен регулятор давления воды в рубашках охлаждения 22 по давлению пара в аккумуляторе или температуры деталей камеры сгорания, определяющей надежность двигателя. При этом рубашки охлаждения соединены с основным экономайзером 5 общим водопроводом 34 и распределительными водопроводами 35. Наружные поверхности выпускного газопровода 4, выпускных коллекторов 14, соединительных газопроводов 27, а также водопроводы и паропроводы 12, 23, 24, 25, 26, 32, 33 и 35 покрыты теплоизоляцией или имеют теплоизоляционное покрытие или изготовлены из материалов, имеющих низкую теплопроводность.Испаритель (фиг.3) и пароперегреватели совмещены конструктивно с выпускным коллектором 14. Испаритель располагается в приемной цилиндрической трубе 36, а пароперегреватели - в прямых цилиндрических выпускных патрубках 37 и 38 под тупым углом


Формула изобретения
1. Способ работы парогенератора поршневого двигателя внутреннего сгорания, включающий сжигание топлива в камерах сгорания, подачу воды питательным насосом из конденсатора в экономайзер, а из него в испаритель и рубашку охлаждения, передачу теплоты от продуктов сгорания охлаждающей воде через стенки камер сгорания и питательной воде через стенки экономайзера и испарителя, нагрев воды в рубашке охлаждения и экономайзере и образование пара в испарителе, отличающийся тем, что пар из испарителя подводят в аккумулятор пара, а воду из рубашки охлаждения направляют через регулятор давления в этот аккумулятор, где она превращается в пар при снижении ее давления, при этом регулируют температуру пара в испарителе по температуре пара в аккумуляторе или температуре газов перед конденсатором изменением регулятором количества подаваемой воды в испаритель и давление воды в рубашке охлаждения по давлению пара в этом аккумуляторе или температуру деталей камеры сгорания, определяющую надежность двигателя, изменением регулятором количества воды, проходящей через этот регулятор в аккумулятор пара и превращающейся в пар.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что пар из испарителя подают в пароперегреватели, расположенные в выпускных патрубках, а затем в аккумулятор пара по паропроводам, при этом регулируют температуру пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе.3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в двигателях с отдельными выпускными коллекторами для двух рядов цилиндров и более, соединяющимися с общим выпускным газопроводом посредством соединительных газопроводов, воду подают из основного экономайзера, расположенного в общем выпускном газопроводе, в дополнительные экономайзеры, находящиеся в соединительных газопроводах, а из них ее направляют последовательно в испарители в выпускных коллекторах по водопроводам, а затем в пароперегреватели в выпускных патрубках каждого ряда цилиндров по паропроводам, при этом подводят воду в рубашки охлаждения из основного экономайзера, регулируют температуру пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе или температуре газов перед конденсатором изменением регуляторами количества пара, поступающего в пароперегреватели, и давление воды в рубашках охлаждения по давлению пара в аккумуляторе или температуру деталей камеры сгорания, определяющую надежность двигателя, изменением регулятором количества воды, проходящей через этот регулятор в аккумулятор пара и превращающейся в пар.4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что поддерживают температуру газов в камерах сгорания, определяющую надежность работы двигателя, в допустимых пределах изменением количества подаваемой воды или пара в камеры сгорания.5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что для охлаждения продуктов сгорания и получения высокопотенциальной теплоты газы направляют из цилиндра(ов) по трубкам пароперегревателя(ей), расположенным в прямых выпускных патрубках под тупым углом к направлению движения газов в выпускном(ых) коллекторе(ах) в межтрубном пространстве испарителя(ей) вдоль трубок с продольным наружным оребрением, при этом продукты сгорания охлаждают водой, движущейся противотоком по патрубкам испарителя(ей) и превращающейся в пар, а образовавшийся пар подают в межтрубное пространство пароперегревателей, где он перегревается газами, делая два хода и более при перекрестном движении теплоносителей.6. Способ по п.5, отличающийся тем, что для уменьшения газодинамических потерь в пароперегревателях, совмещенных с выпускными патрубками, продукты сгорания направляют из цилиндра(ов) в канал(ы) выпускного(ых) патрубка(ов), в котором(ых) их охлаждают паром, а пар перегревают, пар поступает из испарителя в кольцевое(ые) пространство(а) между наружной поверхностью прямого(ых) выпускного(ых) патрубка(ов) и внутренней поверхностью охватывающего(их) его (их) цилиндра(ов) с боковыми стенками и совершает в этом(их) пространстве(ах) пароперегревателя(ей) два перекрестных хода, не менее.7. Способ по п.5, отличающийся тем, что для повышения интенсивности охлаждения продуктов сгорания и снижения газодинамических потерь газы направляют из цилиндра(ов) в выпускной(ые) патрубок(ки) вдоль трубок пароперегревателя(ей) с продольным наружным оребрением, затем эти газы подводят тангенциально в выпускной(ые) коллектор(ы), завихряют и движут как вращательно, так и поступательно относительно трубок испарителя(ей) со спирально-поперечным наружным оребрением, при этом продукты сгорания охлаждают водой, движущейся противотоком по этим трубкам испарителя(ей) и превращающейся в них в пар, затем этот пар подают по распределительному(ым) паропроводу(ам) в пароперегреватель(и) в выпускном(ых) патрубке(ах), где его перегревают газами, движущимися противотоком.8. Способ по п.5, отличающийся тем, что при уменьшении габаритных размеров двигателя и снижении газодинамических потерь газы охлаждают в выпускном(ых) патрубке(ах), искривленном(ых) по радиусу, паром, движущимся по спиральной(ым) охватывающей(им) трубке(ам), залитой(ым) в стенке(ах) этого(их) выпускного(ых) патрубка(ов) вокруг газопроходного(ых) канала(ов).9. Способ по любому из пп.1-8, отличающийся тем, что для улучшения охлаждения цилиндра(ов) и получения высокопотенциальной теплоты воду движут в рубашке(ах) охлаждения цилиндра(ов) по спиральному(ым) каналу(ам), расположенному(ым) в блоке(ах) или гильзе(ах) цилиндра(ов), при этом воду направляют из блока(ов) в крышку(и) (головку(и)) цилиндра(ов) через патрубок(ки).10. Способ по любому из пп.1-9, отличающийся тем, что при нагреве воды в рубашке(ах) охлаждения до критического состояния ее движут по спиральной(ым) трубке(ам), залитой(ым) в теле блока(ов) цилиндра(ов) вокруг цилиндра(ов), под давлением, равным критическому (22,13 МПа) или большем давлении, затем подают в рубашку(и) охлаждения крышки(ек) (головки(ок)) цилиндра(ов) через соединительную(ые) трубку(и).11. Способ по п.10, отличающийся тем, что при нагреве воды в рубашке(ах) охлаждения до критического состояния в двигателях, содержащих по одному впускному и выпускному клапану на цилиндр, воду подают по подводящим общему(им) и соединительным трубкам параллельно под давлением 22,13 МПа и выше в кольцевые трубки, залитые в теле крышки(ек) (головки(ок)) цилиндра(ов) вокруг гнезд впускного(ых) и выпускного(ых) клапанов и форсунки(ок), а также вокруг стенки(ок) впускного(ых) и выпускного(ых) каналов, при этом отводят воду от этих трубок по общему(им) и соединительным трубкам.12. Способ по п.11, отличающийся тем, что в двигателях с двумя впускными и выпускными клапанами на цилиндр воду подают по подводящему(им) общему(им), соединительным и распределительным трубкам под давлением 22,13 МПа и выше в кольцевые трубки вокруг гнезд выпускных клапанов и форсунки(ок), а также в охватывающие трубки вокруг выпускного(ых) и впускного(ых) каналов, а затем из кольцевых трубок вокруг гнезд выпускных клапанов эту воду направляют в кольцевые трубки вокруг гнезд впускных клапанов через соединительные трубки, при этом отводят воду из этих кольцевых трубок, кольцевой(ых) трубки(ок) вокруг гнезда форсунки(ок) и охватывающих трубок вокруг впускного(ых) канала(ов) по соединительным, приёмным и общей(им) отводящей(им) трубкам в аккумулятор пара.13. Устройство парогенератора поршневого двигателя внутреннего сгорания с однорядным расположением цилиндров, содержащее камеры сгорания в цилиндрах, экономайзер и испаритель в выпускном тракте, а также питательный насос между конденсатором и экономайзером, отличающееся тем, что содержит пароперегреватели в выпускных патрубках, подключенные к испарителю и аккумулятору пара паропроводами, при этом соединены последовательно экономайзер с испарителем водопроводом, а испаритель с пароперегревателями паропроводами, на этом водопроводе установлен регулятор температуры пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе или газов за экономайзером, рубашка охлаждения соединена водопроводами подводящим с экономайзером, а отводящим с аккумулятором пара, на котором установлен регулятор давления воды в этой рубашке по давлению пара в этом аккумуляторе или температуре деталей камеры сгорания, определяющей надежность двигателя.14. Устройство по п.13, отличающееся тем, что в двигателях с отдельными выпускными коллекторами для двух рядов цилиндров и более содержит общий выпускной газопровод, который соединен с выпускными коллекторами соединительными газопроводами, при этом установлены основной экономайзер в общем газопроводе, а дополнительные, меньших размеров - в соединительных газопроводах и подключены водопроводами к основному экономайзеру, испарители соединены подводящими водопроводами с дополнительными экономайзерами, а отводящими паропроводами с пароперегревателями, на которых установлены регуляторы температуры пара в пароперегревателях по температуре пара в аккумуляторе или температуре газов за основным экономайзером, рубашки охлаждения соединены с основным экономайзером подводящими, а с аккумулятором пара отводящими водопроводами, на отводящем общем водопроводе установлен регулятор давления пара в рубашке охлаждения по давлению пара в аккумуляторе или температуре деталей камеры сгорания, определяющей надежность двигателя.15. Устройство по п.14, отличающееся тем, что содержит в основном и дополнительном(ых) экономайзерах по трубке или в каждом экономайзере трубки с продольным наружным оребрением, которые при одной трубке в каждом из экономайзеров соединяются между собой с подводящим и отводящим водопроводами, при двух и более трубках в каждом из экономайзеров их концы соединяются коллекторами, коллекторы этих экономайзеров - между собой и с подводящим и отводящим водопроводами.16. Устройство по любому из пп.13-15, отличающееся тем, что для охлаждения продуктов сгорания и получения высокопотенциальной теплоты содержит в приемной(ых) цилиндрической(их) трубе(ах) выпускного(ых) коллектора(ов) испаритель(и), а также в выпускных патрубках этого(их) коллектора(ов) пароперегреватели, расположенные под тупым углом к этому(им) испарителю(ям) для снижения газодинамических потерь, при этом две трубные доски, установленные перпендикулярно в конце приемной цилиндрической трубы, соединенные трубками для прохода через них продуктов сгорания, образуют распределительную водяную камеру со штуцером для подвода воды, трубная доска этой водяной камеры возле последнего выпускного патрубка и трубная доска перед первым выпускным патрубком, расположенная под таким же тупым углом, как и выпускные патрубки, соединены трубками с продольным наружным оребрением и образуют газовую камеру для прохода между ними газов, поступающих из выпускных патрубков, трубная доска перед первым выпускным патрубком и торцовая стенка приемной цилиндрической трубы, установленная параллельно этой трубной доске, образуют приёмную паровую камеру со штуцером для отвода пара из этой камеры, трубные доски, установленные с обоих концов выпускных патрубков параллельно приемной цилиндрической трубе и соединенные трубками для прохода через них выпускных газов из цилиндров, образуют между ними паровые камеры с перегородкой(ами) для перекрестного прохода пара в два и более ходов и имеют трубки для подвода и отвода пара.17. Устройство по п.16, отличающееся тем, что для уменьшения газодинамических потерь содержит в выпускных патрубках кольцевое пространство между наружной поверхностью прямого выпускного патрубка и внутренней поверхностью охватывающего его цилиндра с боковыми стенками, разделенное перегородкой(ами) для перекрестного прохода пара в два хода и более.18. Устройство по п.16, отличающееся тем, что содержит в испарителе трубки со спирально-поперечным наружным оребрением, которые по концам соединены распределительным и приемным коллекторами, в пароперегревателях - трубки с продольным наружным оребрением, которые по концам соединены распределительными и приемными коллекторами, при этом распределительный коллектор испарителя соединен водопроводом с основным или дополнительным экономайзером, а его приемный коллектор связан паропроводами с распределительными коллекторами пароперегревателей, а их приемные коллекторы соединены паропроводами с аккумулятором пара, выпускные патрубки расположены тангенциально относительно приемной цилиндрической трубы для организации в ней вращательного движения газов относительно трубок со спирально-поперечным наружным оребрением.19. Устройство по п.18, отличающееся тем, что в двигателях с общим выпускным коллектором для двух рядов цилиндров содержит выпускные патрубки одного ряда цилиндров, расположенные тангенциально вверху, а другого ряда внизу или наоборот по отношению к приемной цилиндрической трубе для организации вихревого движения газов относительно трубок со спирально-поперечным наружным оребрением.20. Устройство по п.16, отличающееся тем, что для уменьшения габаритных размеров двигателя и снижения газодинамических потерь содержит в искривленных по радиусу выпускных патрубках охватывающие спиральные трубки, отлитые вместе с этими патрубками и расположенные равномерно вокруг газопроходных каналов, при этом крайние витки содержат отверстия для подвода и отвода пара.21. Устройство по любому из пп.13-20, отличающееся тем, что для повышения интенсивности охлаждения продуктов сгорания и получения высокопотенциальной теплоты содержит в блоке(ах) или гильзе(ах) цилиндра(ов) спиральный(е) канал(ы) вокруг цилиндра(ов), при этом крайний(ие) канал(ы) внизу цилиндра(ов) имеет(ют) боковое(ые) отверстие(ия) для подвода воды, а канал(ы) вверху цилиндра(ов) содержит(ат) верхнее(ие) отверстие(ия) для отвода воды в крышку(и) (головку(и)) цилиндра(ов).22. Устройство по п.16, отличающееся тем, что для нагрева воды в рубашке охлаждения до критического состояния содержит в рубашке(ах) охлаждения блока(ов) цилиндра(ов) спиральную(ые) трубку(и) вокруг цилиндра(ов), выдерживающую(ие) давление не менее 22,1 МПа и более, отлитую(ые) вместе с этим(и) блоком(ами), при этом крайние витки имеют боковые отверстия для подвода и отвода охлаждающей жидкости.23. Устройство по п.22, отличающееся тем, что для нагрева воды в рубашке(ах) охлаждения до критического состояния в двигателях с одним впускным и выпускным клапанами на цилиндр содержит в крышке(ах) (головке(ах)) цилиндра(ов) кольцевые трубки вокруг гнезд клапанов форсунок, а также охватывающие трубки вокруг впускных и выпускных газовых каналов, при этом общие подводящие и отводящие воду трубки связаны соединительными трубками с кольцевыми и охватывающими трубками, которые с этими общими и соединительными трубками выдерживают давление 22,13 МПа и более и отлиты вместе с крышкой(ами) (головкой(ами)) цилиндра(ов).24. Устройство по п.23, отличающееся тем, что в двигателях с двумя впускными и выпускными клапанами содержит в крышке(ах) (головке(ах)) цилиндра(ов) трубки, соединяющие кольцевые трубки гнезд впускного и выпускного клапанов, выдерживающие давление 22,13 МПа и более, и отлитые вместе с крышкой(ами) (головкой(ами)) цилиндра(ов).25. Устройство по пп.16 и 18, отличающееся тем, что содержит проходное сечение выпускного патрубка не меньше проходного сечения выпускного(ых) клапана(ов) каждого цилиндра при максимальном его (их) подъеме, а также имеет проходное сечение приемной цилиндрической трубы выпускного коллектора не меньше максимального проходного сечения выпускных клапанов всех цилиндров при одновременном их подъеме и выпуске газов в эту трубу.26. Устройство по пп.13-25, отличающееся тем, что содержит на наружных поверхностях газопроводов, водопроводов и паропроводов, отдающих тепло окружающей среде, теплоизоляцию или теплоизолирующее покрытие или состоит из теплопроводов, изготовленных из материалов с низкой теплопроводностью.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10