Устройство для сигнализации о несанкционированном воздействии на стекло транспортного средства
Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования транспортных средств (ТС). Устройство содержит последовательно соединенные микрофон, активный фильтр высоких частот, фильтр низких частот и микроконтроллер. Имеется блок управления громкой связью с встроенным Bluetooth-узлом, который беспроводно связан с аналогичным Bluetooth-узлом, встроенным в сотовой телефон на ТС. Центральный блок управления охранно-противоугонной системой подключен к блоку управления громкой связью и связан с блоком хранения телефонных номеров пользователей ТС. Блок управления громкой связью связан с блоком хранения мелодий вызова, с блоком хранения телефонных номеров пользователей ТС и с блоком хранения речевых сообщений, подключенным к центральному блоку управления. В состав микроконтроллера входят последовательно включенные аналого-цифровой преобразователь, микропроцессорный блок обработки и решающее устройство, выход которого соединен с дополнительным входом центрального блока управления. Последний выполнен с возможностью селекции кодовых сообщений о степени повреждения стекла и активации в охранно-противоугонной системе, предупредительной либо тревожной зон сигнализации о несанкционированном воздействии на стекло ТС. Изобретение обеспечивает своевременное предупреждение удаленного пользователя ТС о несанкционированном воздействии на стекло ТС для принятия соответствующих мер. 1 ил.
Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования транспортного средства (ТС) и предназначено для сигнализации о попытках нежелательного проникновения в ТС.Аппаратура управления электронной системой защиты от несанкционированного использования ТС может включать в себя носимую часть, например находящиеся у владельца ТС и уполномоченных им лиц (далее - пользователей ТС) транспондеры (метки) и/или радиобрелоки и возимую (то есть устанавливаемую на защищаемом ТС) часть, которая содержит логический модуль, блок предупреждения пользователя, релейный орган иммобилайзера, считыватель, вход которого соединен с выходом строба запроса логического модуля, выход управления реле которого подключен ко входу релейного органа иммобилайзера, выход управления сигнализацией - ко входу блока предупреждения пользователя, групповой выход управления исполнительными механизмами - к группе управляющих шин, а групповой вход сигнальных датчиков соединен с группой сигнальных шин (ЕР №0635408, В 60 R 25/10, Е 05 В 49/00, 22.07.1993).Недостатком вышеуказанного технического решения является то, что, обеспечивая защиту ТС от угона, захвата или кражи, оно не способствует повышению удобства пользования ТС для самих его пользователей, поскольку не позволяет предложить каждому пользователю сервисные возможности (например, управление запуском/выключением двигателя, регулировку положения кресел, наклона рулевой колонки и т.п.).Основным направлением решения этой задачи является введение режима программирования аппаратуры управления электронной системой защиты ТС. Так, известен способ управления электронной системой защиты ТС, предусматривающий предварительную запись информации о конфигурации и сервисных установках системы в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) главного транспондера (Мастер-метки), вход в режим программирования с помощью этой Мастер-метки, связывание иммобилайзера ТС с запасной меткой и последующую запись ее кода в оперативное запоминающее устройство иммобилайзера и в ПЗУ Мастер-метки (US №5416471, Е 05 В 53/00, 16.05.1995).Однако известный способ характеризуется ограниченными возможностями, не позволяющими совместить комплексное программирование противоугонной и охранной частей электронной системы защиты ТС с созданием комфортных условий эксплуатации его пользователем.Комплексное повышение эффективности электронной защиты ТС от несанкционированного использования и улучшение комфортности условий его эксплуатации достигается в способе управления системой защиты ТС от несанкционированного пользования, согласно которому записывают в ПЗУ Мастер-метки информацию о конфигурации и установках охранной и противоугонной частей электронной системы защиты, кодах радиобрелоков, предназначенных для дистанционного управления охранной частью электронной системы защиты, дистанционного пуска двигателя и задания сервисных функций, кодах используемых меток, предназначенных для дистанционного управления противоугонной частью электронной системы защиты с отключением иммобилайзера, о функциональном назначении кнопок радиобрелоков, параметрах канала пейджинговой связи, обеспечивающего пуск и блокирование двигателя, приоритетности команд, передаваемых с меток и по каналу пейджинговой связи, а также о параметрах каналов для выполнения сервисных функций, помещают Мастер-метку в зону считывания и переписывают информацию из Мастер-метки в ПЗУ электронной системы защиты, расположенное на ТС, а для внесения изменений в режимы работы указанной электронной системы защиты либо заново программируют ПЗУ электронной системы защиты, либо изменяют содержание ПЗУ Мастер-метки и переписывают из него уточненную информацию Мастер-метки в ПЗУ электронной системы защиты, осуществляют скрытый беспроводной обмен данными между носимым электронным устройством, встроенным в предмет личного пользования пользователя ТС, и возимыми электронными устройствами, встроенными в отдельные узлы охранной и противоугонной частей электронной системы защиты ТС от несанкционированного использования, при этом обмен данными между носимым электронным устройством и одним или несколькими возимыми электронными устройствами осуществляют автоматически, как только носимое электронное устройство оказывается в пределах досягаемости одного или нескольких возимых электронных устройств, при этом в качестве вышеупомянутых носимого и возимых электронных устройств используют микрочипы, реализующие технологии беспроводного обмена данными, например Bluetooth (RU №2185297, В 60 R 25/00, 20.07.2003).В последние годы широкое распространение получили также технологии беспроводной связи, обеспечивающие дистанционное подключение абонента к телефонной сети общего пользования, например к сотовой сети подвижной связи стандарта GSM. Это - так называемые пикосотовые сети фиксированной связи, разворачиваемые в помещениях предприятий, офисов, складов и т.п. (см., например, US №2002/0132582, Н 04 В 5/00, 19.09.2002).Однако устройства этого типа не рекомендуются для ведения переговоров во время движения ТС, поскольку, держа сотовый телефон в руках, водитель нарушает правила дорожного движения и создает угрозу другим его участникам. В связи с этим широкое распространение получили автомобильные комплекты громкой связи ("hands free" или "свободные руки") - приспособления, обеспечивающие водителю ТС возможность разговаривать по сотовому телефону, не держа его в руках.Типовой комплект громкой связи для ТС включает в себя микрофон, громкоговоритель, держатель сотового телефона и соединительный кабель. Применение комплекта громкой связи на борту ТС значительно снижает вероятность возникновения опасных ситуаций на дорогах.К указанному классу устройств относится, например, автомобильное телефонное устройство по заявке GB №2363287, В 60 R 25/10, G 08 В 25/10, Н 04 М 11/04, 17.06.2000. Наряду с возможностями комплектов громкой связи в указанном устройстве реализованы также охранно-противоугонные функции и сервисные возможности.Наличие описанных выше функциональных возможностей в реально существующей аппаратуре управления электронными системами защиты ТС, например в серийно выпускаемых предприятием-заявителем, позволяет перейти на еще более высокий уровень безопасности и сервисных возможностей аппаратуры такого класса. Это достигается путем формирования радиоканалов обмена данными между носимым электронным устройством, встроенным в какой-либо предмет личного пользования пользователя ТС, и возимыми электронными устройствами, встроенными в какие-либо электронные узлы ТС при одновременном использовании комплекта громкой связи.Уже в настоящее время на рынке товаров широкого потребления имеется ряд предметов личного пользования (сотовые телефоны, часы, электронные записные книжки), снабженных микрочипами для беспроводной передачи данных на расстояния порядка 10-50 м. Приобретя такие предметы и установив соответствующие микрочипы в электронные узлы ТС, пользователь получает возможность обеспечить автоматическую и совершенно скрытую от визуального наблюдения передачу команд управления охранно-противоугонными функциями и сервисными возможностями электронной системы защиты ТС от несанкционированного использования. Команды начинают передаваться, как только носимое электронное устройство, встроенное в предмет личного пользования, оказывается в пределах досягаемости одного или нескольких возимых электронных устройств.Указанное техническое решение реализовано, например, в патенте RU №2211159, В 60 R 25/00, Н 04 М 9/08, 27.08.2003, в котором рассматривается комплект громкой связи для ТС, содержащий центральный блок управления охранно-противоугонной системой, первые вход и выход которого связаны с охранно-противоугонной системой ТС, а вторые вход и выход - с блоком хранения номеров телефонов пользователей ТС, блок таймера и управления подачей питания, вход которого подключен к третьему выходу центрального блока управления охранно-противоугонной системой, а выход подключен к бортовой сети питания, блок памяти речевых сообщений, вход которого подключен к четвертому выходу центрального блока управления охранно-противоугонной системой, а также один или несколько сотовых телефонов, соединительный кабель с микрофоном и громкоговорителем, блок управления громкой связью с встроенными в него блоком звуковой сигнализации и Bluetooth-узлом связи, выполненным с возможностью радиообмена данными с одним или несколькими сотовыми телефонами, оснащенные Bluetooth-узлами связи, выносной орган управления и программирования громкой связи с встроенным в него блоком световой индикации, блок памяти голосовых команд, блок хранения мелодий вызова и служебных звуковых сигналов, блок шумопонижения и подавления акустического эха и блок приглушения или отключения магнитолы, при этом блок управления громкой связью связан с блоком хранения номеров телефонов и секретных кодов пользователей ТС, с блоком памяти речевых сообщений, с блоком памяти голосовых команд и с блоком хранения мелодий вызова и служебных звуковых сигналов, один из выходов блока управления громкой связью подключен через блок приглушения или отключения магнитолы к управляющему входу бортовой аудиосистемы, а другой выход блока управления громкой связью через блок шумопонижения и подавления акустического эха и соединительный кабель связан с микрофоном и громкоговорителем, один из входов блока управления громкой связью подключен к системе зажигания ТС, а другой вход - к выходу выносного органа управления и программирования громкой связи.Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа настоящего изобретения.Предметом изобретения является устройство для сигнализации о несанкционированном воздействии на стекло ТС, содержащее микроконтроллер, микрофон, блок управления громкой связью со встроенным первым Bluetooth-узлом, выполненным с возможностью беспроводной связи с аналогичным вторым Bluetooth-узлом, встроенным в сотовой телефон, находящийся на ТС, а также центральный блок управления охранно-противоугонной системой, который связан с охранно-противоугонной системой и с блоком хранения телефонных номеров пользователей ТС, а к одному из его входов подключен соответствующий выход блока управления громкой связью, который связан с блоком хранения мелодий вызова и с блоком хранения телефонных номеров пользователей ТС, а ко входу блока управления громкой связью подключен выход блока хранения речевых сообщений, вход которого подключен к выходу центрального блока управления охранно-противоугонной системой. Указанное устройство содержит также последовательно соединенные усилитель, вход которого подключен к выходу микрофона, и частотный фильтр, а в состав микроконтроллера введены последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь (АЦП), вход которого подключен к выходу частотного фильтра, микропроцессорный блок обработки и решающее устройство, выход которого соединен с дополнительным входом центрального блока управления охранно-противоугонной системой, выполненного с возможностью селекции кодовых сообщений о степени повреждения стекла и активации в охранно-противоугонной системе, в зависимости от указанной степени предупредительной, либо тревожной зон сигнализации о несанкционированном воздействии на стекло ТС.Задачей настоящего изобретения является обеспечение возможности своевременного предупреждения удаленного пользователя ТС, находящего, например, в офисе или в квартире, о несанкционированном воздействии на его ТС (в виде разбития стекла).Обеспечиваемый технический результат заключается в обнаружении и распознавании такого воздействия и своевременном тревожном оповещении пользователя для принятия им необходимых мер по защите ТС.Сущность изобретения поясняется на чертеже, на котором представлена структурная схема заявленного устройства. Использованы следующие обозначения:1 - микрофон; 2 - усилитель; 3 - частотный фильтр; 4 - АЦП; 5 - микропроцессорный блок обработки; 6 - решающее устройство; 7 - микроконтроллер; 8 - центральный блок управления охранно-противоугонной системой; 9 - охранно-противоугонная система; 10 - блок хранения телефонных номеров пользователей ТС; 11 - блок управления громкой связью; 12 - блок хранения речевых сообщений; 13 - первый Bluetooth-узел; 14 - блок хранения мелодий вызова; 15 - второй Bluetooth-узел; 16 - сотовый телефон.Заявленное устройство содержит последовательно соединенные микрофон 1, усилитель 2, частотный фильтр 3 и микроконтроллер 7, состоящий из последовательно соединенных АЦП 4, микропроцессорного блока 5 обработки и решающего устройства 6, выход которого является выходом микроконтроллера 7 и подключен к центральному блоку 8 управления охранно-противоугонной системой. При этом вход АЦП 4 является входом микроконтроллера 7.В рассматриваемом варианте заявленного технического решения предполагается, что используется тот же микрофон 1, что и в устройстве-прототипе, то есть их различия не существенны.Последовательно соединенные усилитель 2 и частотный фильтр 3 представляют собой операционный усилитель и фильтр, амплитудно-частотная характеристика которого обеспечивает режекцию как низкочастотных шумов, так и верхней части частотного спектра. В результате аналоговая цепочка из указанного усилителя 2 и частотного фильтра 3 обеспечивает пропускание средней части спектра звуковых частот, в которой сосредоточены тона звуковых сигналов, характерные для ударов по стеклу, появления и распространения трещин, образования и высыпания осколков стекла.Микрофон 1, усилитель 2 и частотный фильтр 3 являются стандартными радиотехническими компонентами (см., например, Справочник "Выполнение электрических схем по ЕСКД", Москва, "Издательство стандартов", 1989). Что касается микроконтроллера 7, то в разработанном на предприятии-заявителе и намеченном для серийного производства устройстве RG-1 (аппаратурной реализации заявляемого устройства для сигнализации о несанкционированном воздействии на стекло ТС) использована одна из новых разработок фирмы Texas Instruments (США) - 16-битовый микроконтроллер MSP430F149 с низким энергопотреблением, конструктивные параметры которого обеспечивают возможность работы на борту ТС. В настоящее время указанный микроконтроллер уже используется в разработанных на предприятии-заявителе образцах распознавателей звуковых сигналов RK-01 и RZ-1.Устройство RG-01 совместимо с серийно производимыми предприятием-заявителем и реализуемыми на открытом рынке под торговыми марками BLACK BUG

Формула изобретения
Устройство для сигнализации о несанкционированном воздействии на стекло транспортного средства, содержащее микроконтроллер, микрофон, блок управления громкой связью со встроенным первым Bluetooth-узлом, выполненным с возможностью беспроводной связи с аналогичным вторым Bluetooth-узлом, встроенным в сотовой телефон, находящийся внутри транспортного средства, а также центральный блок управления охранно-противоугонной системой, который связан с охранно-противоугонной системой и с блоком хранения телефонных номеров пользователей транспортного средства, а к одному из его входов подключен соответствующий выход блока управления громкой связью, который связан с блоком хранения мелодий вызова и с блоком хранения телефонных номеров пользователей транспортного средства, а ко входу блока управления громкой связью подключен выход блока хранения речевых сообщений, вход которого подключен к выходу центрального блока управления охранно-противоугонной системой, отличающееся тем, что в него введены последовательно соединенные усилитель, вход которого подключен к выходу микрофона, и частотный фильтр, а в состав микроконтроллера введены последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь, вход которого подключен к выходу частотного фильтра, микропроцессорный блок обработки и решающее устройство, выход которого соединен с дополнительным входом центрального блока управления охранно-противоугонной системой, выполненного с возможностью селекции кодовых сообщений о степени повреждения стекла и активации в охранно-противоугонной системе, в зависимости от указанной степени, предупредительной либо тревожной зон сигнализации о несанкционированном воздействии на стекло транспортного средства.РИСУНКИ
Рисунок 1