Способ тренировки тела человека типа "гидроаэробика"
Изобретение относится к оздоровительной физической культуре, а именно к способу тренировки тела человека типа “гидроаэробика”, и может быть использовано в практике работы бассейнов и физкультурно-оздоровительных комплексов. Техническая задача, решаемая в заявленном изобретении, - возможность задать занимающемуся индивидуально величину нагрузки, соответствующей аэробному режиму (с нарастанием нагрузки поэтапно), с учетом возраста, исходной ЧСС покоя (на суше), условий проведения занятий в воде как в каждом блоке одного занятия, так и на разных этапах цикла тренировки с использованием комплексного контроля его состояния. Эта задача решается индивидуальным назначением интенсивности тренировочного занятия в воде по этапам и блокам упрощений в частях урока, посредством задания темпа музыки и расчета ЧССзад. по формуле

где ЧССмакс=(220-В) - максимально допустимая для данного занимающегося величина ЧСС (на суше) в зависимости от возраста, уд/мин;220 - верхнее значение частоты сердечных сокращений на уровне физиологических возможностей человека во время двигательной деятельности, уд/мин;В - возраст занимающегося, лет;ЧССп - исходный показатель частоты сердечных сокращений покоя занимающегося (на суше), уд/мин;К - величина урежения пульса в водной среде (К=15-17 уд/мин),при этом в каждом занятии:Пэтап - величина интенсивности нагрузки, задаваемая на каждом этапе тренировочного цикла на воде, %;Пблок - величина интенсивности нагрузки для данного этапа тренировки, задаваемая в каждом блоке тренировочного занятия на воде, %;при этом на 1-ом этапе тренировочного цикла Пэтап=59-61%, на 2-ом этапе Пэтап=74-76%, на 3-ем этапе Пэтап=84-86%,первую плавательную вставку длительностью 4,9-5,1% от занятия заполняют подготовительными упражнениями по освоению с водой (например, погружение, всплывание и лежание в положении на груди и на спине),подготовительную часть, состоящую из одного блока упражнений длительностью 14,9-15,1% от занятия, выполняемого без опоры, включающего упражнения для мышц рук, плечевого пояса и туловища (например, 1, 2, 3 упражнения, таблица 2), выполняют с темпом музыки в пределах 90-120 акцентов в минуту и Пблок=79-80%,вторую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями ногами (с доской),основную часть, состоящую из 3-х блоков упражнений, выполняют в следующей последовательности:- первый блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног (например, 4, 5, 6 упражнения, таблица 2), выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=64-65%,третью плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями руками (с поплавком),- второй блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и нижней части туловища (например, 7, 8, 9 упражнения, таблица 2), выполняют без опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 90-140 акцентов в минуту и Пблок=100%,четвертую плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники движения ногами в сочетании с дыханием при плавании кролем или брассом на спине,- третий блок длительностью 19,9-20,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и туловища (например, 10, 11, 12 упражнения, таблица 2), выполняют с подвижной опорой с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и блок=84-85%,пятую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют самостоятельным проплыванием дистанции (свободное плавание),заключительную часть, состоящую из двух блоков, выполняют в следующей последовательности:- первый блок длительностью 9,9-10,1% от занятия, включающий упражнения на растягивание (например, 13, 14, 15 упражнения, таблица 2), выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=69-70%,- второй блок длительностью 6,9-7,1% от занятия, включающий упражнения на расслабление (например, 16, 17, 18 упражнения, таблица 2), упражнения на дыхание (например, форсированный выдох в воду, выдох в воду через нос, равномерный выдох в воду), противоостеохондрозную (например, 9, 12, 18 упражнения, таблица 2) и суставную гимнастики (например, 5, 15, 17 упражнения, таблица 2) выполняют с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=64-65%,шестую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия и восстановление ЧСС в воде до исходной величины в начале занятия, заполняют игровыми упражнениями, медленным проплыванием дистанции с акцентом на расслабление, при длительности занятия 60 минут.Для доказательства эффективности предлагаемого способа тренировки и с целью оценки оздоровительного воздействия занятий гидроаэробикой были проведены сравнения результатов комплексного контроля занимающихся в процессе всего цикла занятий и было установлено, что у большинства занимающихся уменьшилось количество или исчезли жалобы на состояние здоровья, снизилась утомляемость, исчезли головные боли, нормализовался менструальный цикл, наблюдалось снижение избыточного веса. По субъективным и объективным показателям увеличилась работоспособность, появилось чувство удовлетворенности процессом двигательной активности.Данная совокупность существенных признаков обеспечивает получение спортивно-технического результата, вытекающего из решения поставленной задачи, т.е. позволяет достичь максимальный эффект при занятиях гидроаэробикой за счет возможности задать занимающемуся индивидуально величину нагрузки, соответствующей аэробному режиму (с нарастанием нагрузки поэтапно), с учетом возраста, исходной ЧСС покоя (на суше), условий проведения занятий в воде как в каждом блоке одного занятия, так и на разных этапах цикла тренировки с использованием комплексного контроля его состояния.В известных патентных источниках аналогичного способа тренировки тела человека типа "гидроаэробика" не обнаружено.Данная совокупность существенных признаков позволяет получить дополнительные спортивно-технические результаты за счет максимального учета и использования резервных возможностей женского организма без нарушения жизненно важных функций организма при стабильном и быстром (в сравнении с наиболее близким аналогом) достижении результатов.Перечисленные признаки являются существенными, т.к. они влияют на достигаемый спортивно-технический результат, т.е. находятся в причинно-следственной связи с указанными результатами.Данная совокупность существенных признаков достаточна для достижения обеспечиваемых предлагаемым изобретением спортивно-технических результатов.Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где показаны основные мотивы начала занятий женщин гидроаэробикой.Таблица 1 - Комплексный контроль состояния занимающегося.Таблица 2 - Примерный перечень упражнений, входящих в занятия гидроаэробикой.Таблица 3 - Пример расчета ЧСС, индивидуально задаваемой для занимающегося в каждом блоке тренировочного занятия в воде (ЧССзад.), уд/мин.Изучение особенностей работы с женским контингентом привело к применению в тренировках методов постепенного повышения нагрузки посредством разбиения тренировочного цикла на три этапа.1-й этап (начальное разучивание) - применяются упражнения гидроаэробики низкой интенсивности и низкой координационной сложности. Занимающиеся знакомятся со свойствами водной среды, с основными средствами, применяемыми на занятиях, обучаются навыкам самоконтроля.2-й этап (углубленное разучивание) - применяются упражнения гидроаэробики средней интенсивности, повышается координационная сложность движений. Занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды. Продолжают обучение самоконтролю за физическим и психическим состоянием до, во время и после занятия.3-й этап (закрепление и совершенствование) - происходит увеличение двигательной активности за счет повышения моторной плотности занятия и координационной сложности упражнений, преимущественно применяются упражнения гидроаэробики высокой интенсивности. Занимающиеся осуществляют контроль за состоянием своего здоровья, физической подготовленности и уровнем физического развития в процессе занятий гидроаэробикой.При этом каждый этап тренировочного цикла имеет длительность от 1 до 12 месяцев и величину интенсивности нагрузки, задаваемую на каждом этапе тренировочного цикла на воде (Пэтап, %), в следующих пределах: на 1-ом этапе тренировочного цикла Пэтап=59-61%, на 2-ом этапе Пэтап=74-76%, на 3-ем этапе Пэтап=84-86%, что соответствует аэробному режиму нагрузки в водной среде.Комплексный контроль состояния занимающегося (входной перед началом цикла занятий, оперативный, текущий и этапный в процессе цикла), позволяющий всесторонне и полно оценить индивидуальные особенности, осуществляют комплексно по четырем видам (самочувствие, физическое развитие, функциональное и психическое состояние) (таблица 1) в процессе всего цикла занятий.Данная совокупность существенных признаков позволяет получить дополнительные спортивно-технические результаты за счет максимального учета индивидуальных особенностей занимающихся.Тренировка по предлагаемому способу (например, для женщины 30-ти летнего возраста с исходным показателем частоты сердечных сокращений покоя (на суше) ЧССп=84 уд/мин) осуществляется следующим образом.На каждом этапе тренировку начинают с входного контроля состояния занимающегося (таблица 1) и разработки индивидуальной программы, заключающейся в подборе упражнений для каждого блока тренировочного занятия (таблица 2) и заданий (расчете по формуле 1) индивидуальной ЧСС в каждом блоке тренировочного занятия в воде (ЧССзад.), соответствующей аэробному режиму нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением, и для нашего примера сведенной в таблицу 3,
где ЧССмакс=(220-В) - максимально допустимая для данного занимающегося величина ЧСС (на суше) в зависимости от возраста, уд/мин,В - возраст занимающегося, лет,ЧССп - исходный показатель частоты сердечных сокращений покоя занимающегося (на суше), уд/мин,К - величина урежения пульса в водной среде (К=15-17 уд/мин),при этом в каждом занятииПэтап - величина интенсивности нагрузки, задаваемая на каждом этапе тренировочного цикла на воде, %,Пблок - величина интенсивности нагрузки для данного этапа тренировки, задаваемая в каждом блоке тренировочного занятия на воде, %,при этом на 1-ом этапе тренировочного цикла Пэтап=59-61%, на 2-ом этапе Пэтап=74-76%, на 3-ем этапе Пэтап=84-86%.Занятие на воде начинают с первой плавательной вставки длительностью 4,9-5,1% от занятия. Эту плавательную вставку заполняют подготовительными упражнениями по освоению с водой (например, погружение, всплывание и лежание в положении на груди и на спине).После освоения с водой приступают к подготовительной части, состоящей из одного блока упражнений длительностью 14,9-15,1% от занятия, выполняемого без опоры, включающего упражнения для мышц рук, плечевого пояса и туловища (например, 1, 2, 3 упражнения, таблица 2), которую выполняют с темпом музыки в пределах 90-120 акцентов в минуту и Пблок=79-80%.Вторую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствование техники дыхания в сочетании с плавательными движениями ногами (с доской).Основную часть, состоящую из 3-х блоков упражнений, выполняют в следующей последовательности:- первый блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног (например, 4, 5, 6 упражнения, таблица 2), выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=64-65%,третью плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями руками (с поплавком),- второй блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и нижней части туловища (например, 7, 8, 9 упражнения, таблица 2), выполняют без опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 90-140 акцентов в минуту и Пблок=100%,четвертую плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники движения ногами в сочетании с дыханием при плавании кролем или брассом на спине,- третий блок длительностью 19,9-20,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и туловища (например, 10, 11, 12 упражнения, таблица 2), выполняют с подвижной опорой с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и блок=84-85%.Пятую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют самостоятельным проплыванием дистанции (свободное плавание).Заключительную часть, состоящую из двух блоков, выполняют в следующей последовательности:- первый блок длительностью 9,9-10,1% от занятия, включающий упражнения на растягивание (например, 13, 14, 15 упражнения, таблица 2), выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=69-70%,- второй блок длительностью 6,9-7,1% от занятия, включающий упражнения на расслабление (например, 16, 17, 18 упражнения, таблица 2), упражнения на дыхание (например, форсированный выдох в воду, выдох в воду через нос, равномерный выдох в воду), противоостеохондрозную (например, 9, 12, 18 упражнения, таблица 2) и суставную гимнастики (например, 5, 15, 17 упражнения, таблица 2), выполняют с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=64-65%.Шестую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия и восстановление ЧСС в воде до исходной величины в начале занятия заполняют игровыми упражнениями, медленным проплыванием дистанции с акцентом на расслабление.Продолжительность занятия 60 минут.В процессе тренировки и всего цикла занятий осуществляют оперативный, текущий и этапный контроль в соответствии с таблицей 1.У занимающихся в результате систематических тренировок постепенно формируется динамический стереотип повседневной двигательной активности. Они совершенствуют свои адаптационные физические, эмоционально-духовные возможности, укрепляют здоровье, улучшают физическое и психическое состояния организма, возрождают способности к деятельности и творческой духовной жизни.Большое значение при этом приобретает систематическое ведение дневника самоконтроля.Вышеизложенное подтверждает возможность осуществления предлагаемого изобретения с ожидаемым спортивно-техническим результатом и доказывает его промышленную применимость.Источники информации1. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде /Пер. с англ. А.Озерова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 256 с.: ил.- (Фитнес-клуб).2. Матюшонок О.М. и Хожемпо С.В. Гидроаэробика/Учебно-методическое пособие/.- Минск, 1993.- 64 с.3. Кебкало В.И., Шибалкина М.Г., Хорольская И.Р., Меньшуткина Т.Г. Патент РФ №2099117 С1, А 63 В 22/00.4. Кебкало В.И., Пахомов А.Г. МПРД. Рац. предл. №650/160 от 10.12.84.5. Плавание (оценка плавательной подготовленности). Меньшуткина Т.Г. Методика обучения плаванию (Часть 2) - СПб., 1999.6. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990.-192 с.: ил.7. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте.- М.: Медицина, 1988.-282 с.: ил.8. Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья. -Киев, 1985.-31с.9. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура /Руководство. - М.: Медицина, 1993.- 432с.: ил.10. Куколевский Г.М., Граевская Н.Д. Основы спортивной медицины. - М.: Медицина, 1971.- 368 с.11. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ., 2-е изд. - М: Физкультура и спорт, 1989.- 244с. - (Наука-здоровью).12. Никитюк Б.А., Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология (практикум): Учебное пособие для ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 176 с.: ил.13. Практические занятия по психологии: Пособие для институтов физ.культ. /Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 160с.: ил.14. Применение гиссенского опросника соматических жалоб в клинике пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств / Методическое пособие. СПб., 1993. Психоневрологический институт им. В.И. Бехтерева. - 26с.15. Психологические исследования на педагогической практике/Методич. указания. Сост. Н.Б. Стамбулова, А.Н. Николаев/ ГФДОИФК им.П.Ф.Лесгафта.- Л. 1990.- 70 с.16. Физиологические основы массовых форм физической культуры /Методические указания /Под ред. Е.Б. Сологуб. - Л., Изд. ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1986.- 62 с.17. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1980.- 208 с.: ил.18. Шитикова Г.Ф. Педагогический контроль за уроками физического воспитания / Метод. указания по УИР для студ. III-ro курса в период пед. практики в школе. - Л., ГДОИФК, 1989.- 54 с.

Формула изобретения
Способ тренировки тела человека типа “гидроаэробика” путем проведения физических упражнений в воде с учетом частоты сердечных сокращений, соответствующей аэробному режиму нагрузки, включающий в себя входной контроль состояния занимающегося, три части тренировочного занятия с музыкальным сопровождением и контроль состояния занимающегося в процессе тренировки, отличающийся тем, что, в начале, конце и между блоками частей тренировочного занятия располагают плавательные вставки, контроль состояния занимающегося осуществляют комплексно по четырем видам, таким как самочувствие, физическое развитие, функциональное и психическое состояние в процессе всего цикла занятий, включающего в себя три этапа, при этом каждый этап цикла имеет длительность от 1 до 12 месяцев, частоту сердечных сокращений для каждого занимающегося в каждом блоке тренировочного занятия в воде задают индивидуально по формуле
где ЧССмакс=(220-В) - максимально допустимая для данного занимающегося величина частоты сердечных сокращений на суше в зависимости от возраста, уд./мин;В - возраст занимающегося, лет;ЧССп - исходный показатель частоты сердечных сокращений покоя занимающегося на суше, уд./мин;К - величина урежения пульса в водной среде, где К=15-17 уд./мин,при этом в каждом занятииПэтап - величина интенсивности нагрузки, задаваемая на каждом этапе тренировочного цикла на воде, %;Пблок- величина интенсивности нагрузки для данного этапа тренировки, задаваемая в каждом блоке тренировочного занятия на воде, %,при этом на 1-м этапе тренировочного цикла Пэтап=59-61%, на 2-м этапе Пэтап=74-76%, на 3-м этапе Пэтап=84-86%, первую плавательную вставку длительностью 4,9-5,1% от занятия заполняют подготовительными упражнениями по освоению с водой, такими как погружение, всплывание и лежание в положении на груди и на спине, подготовительную часть, состоящую из одного блока упражнений длительностью 14,9-15,1% от занятия, выполняемого без опоры, включающего упражнения для мышц рук, плечевого пояса и туловища, выполняют с темпом музыки в пределах 90-120 акцентов в минуту и Пблок=79-80%, вторую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями ногами с доской, основную часть, состоящую из 3-х блоков упражнений, выполняют в следующей последовательности: первый блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног, выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=64-65%, третью плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями руками с поплавком, второй блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и нижней части туловища, выполняют без опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 90-140 акцентов в минуту и Пблок=100%, четвертую плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники движения ногами в сочетании с дыханием при плавании кролем или брассом на спине, третий блок длительностью 19,9-20,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и туловища, выполняют с подвижной опорой с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и блок=84-85%, пятую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют самостоятельным проплыванием дистанции, заключительную часть, состоящую из двух блоков, выполняют в следующей последовательности: первый блок длительностью 9,9-10,1% от занятия, включающий упражнения на растягивание, выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=69-70%, второй блок длительностью 6,9-7,1% от занятия, включающий упражнения на расслабление, упражнения на дыхание, противоостехондрозную и суставную гимнастики, выполняют с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=64-65%, шестую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия и восстановление частоты сердечных сокращений в воде до исходной величины в начале занятия, заполняют игровыми упражнениями, медленным проплыванием дистанции с акцентом на расслабление при длительности занятия 60 мин.РИСУНКИ
Рисунок 1

















