Теплогенератор для нагревания жидкостей (варианты)
Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для отопления и горячего водоснабжения, а также может быть использовано для подогрева вязких жидкостей при их перекачке по трубопроводам. Теплогенератор включает в себя расположенные в корпусе, по меньшей мере, одно средство для ускорения движения жидкости и, по меньшей мере, одно средство для торможения движения жидкости, выполненные в виде лопастных колес. Одно лопастное колесо установлено с возможностью вращения под действием привода соосно с другим, установленным неподвижно с образованием зазора между лопастями лопастных колес. При этом согласно первому варианту исполнения в пазах между лопастями неподвижного лопастного колеса установлена перегородка с возможностью ее перемещения по высоте лопасти. Согласно второму варианту исполнения ступица вращающегося лопастного колеса выполнена так, что расстояние между ее торцом и торцом лопастного колеса равно 1/4 высоты лопасти. Технический результат состоит в повышении эффективности, стабильности процесса нагрева жидкости, а также повышении КПД и коэффициента использования мощности привода. 3 ил.
Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для отопления и горячего водоснабжения зданий, сооружений, транспортных средств, в частности при ликвидации аварийных ситуаций, вызванных отказами в работе устройств систем центрального отопления и горячего водоснабжения, изобретение также может быть использовано для подогрева вязких жидкостей при их перекачке по трубопроводам и для обеспечения других хозяйственных нужд, связанных с подачей горячей жидкости.Известно устройство для преобразования механической энергии в тепловую за счет изменения физико-механических параметров рабочей среды, например давления и объема (см. авторское свидетельство СССР №458591, F 25 B 29/00, 1972 г.), которое включает в себя корпус в виде сферического сосуда, наполненного водой, с расположенным в нем теплообменником, насос с электроприводом, обеспечивающий сжатие рабочей среды внутри корпуса, подающий и обратный трубопроводы, оснащенные запорными вентилями, и потребитель тепла.Основным недостатком описанного аналога является высокое рабочее давление в корпусе, достигающее 100 МПа, что усложняет конструкцию и ухудшает безопасность эксплуатации.Наиболее близким аналогом (прототипом) является теплогенератор, описанный в патенте РФ №2045715, F 25 B 29/00, 1995 г. и включающий в себя корпус с цилиндрической частью, ускоритель движения потока жидкости, содержащий насос для жидкости, а также инжекционный входной патрубок, соединенный с циклоном, установленным на одном из торцов цилиндрической части корпуса. Противоположный торец цилиндрической части корпуса имеет дно с выходным отверстием, сообщающимся с выходным патрубком корпуса. Внутри цилиндрической части корпуса установлено тормозное устройство с радиально расположенными ребрами. При этом выходной патрубок соединен посредством перепускного трубопровода с циклоном, а в зоне их соединения установлено дополнительное тормозное устройство. При включении насоса жидкость под давлением 0,4-0,6 МПа подается в инжекционный патрубок, ускоряется в нем, закручивается в спиральном циклоне и тормозится на стенках цилиндрической части корпуса и ребрах тормозного устройства. В результате изменений давления и скорости потока жидкость нагревается и поступает в теплообменники.Основным недостатком прототипа является его нестабильная теплопроизводительность (то есть количество тепловой энергии, получаемое нагреваемой жидкостью в единицу времени), которая определяется величиной полезной механической мощности на валу электродвигателя. Отклонения теплопроизводительности могут достигать 1,5-2 раза как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения, при этом фактическая величина нагружающего момента электродвигателя насоса самоустанавливается в зависимости от параметров высокоскоростного потока жидкости в канале теплогенератора. Указанные параметры воспроизводятся в результате взаимодействия трех нерегулируемых элементов конструкции: проточного канала, насоса и электродвигателя. В этих условиях даже небольшие отклонения рабочих характеристик приводят к значительным отклонениям величины нагружающего момента и теплопроизводительности. В случае увеличения теплопроизводительности электродвигатель работает с перегрузкой, что недопустимо из-за возможности перегрева его обмоток и выхода из строя. В случае снижения теплопроизводительности электродвигатель работает с недогрузкой и теплогенератор не производит требуемого количества тепла. Как при недогрузке электродвигателя, так и при его перегрузке нагружающим моментом, отличающимся от номинального, снижаются коэффициент полезного действия (КПД) электродвигателя и коэффициент использования мощности.Таким образом, задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в обеспечении стабильного и предсказуемого характера движения жидкости в устройстве. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в повышении эффективности, стабильности и регулируемости процесса нагрева жидкости, а также повышении КПД и коэффициента использования мощности привода.Конструкция теплогенератора, обеспечивающая достижение указанного выше технического результата во всех случаях, на которые распространяется объем испрашиваемый правовой охраны, может быть охарактеризована следующей совокупностью существенных признаков.Теплогенератор включает в себя расположенные в корпусе, по меньшей мере, одно средство для ускорения движения жидкости и, по меньшей мере, одно средство для торможения движения жидкости, выполненые в виде лопастных колес, и средство для подачи жидкости. Лопастные колеса расположены соосно с образованием зазора между ними. Одно лопастное колесо установлено с возможностью вращения под действием привода. Другое лопастное колесо установлено неподвижно. На нем в пазу между лопастями установлена перегородка с возможностью ее перемещения по высоте лопасти.Кроме того, в частном случае реализации изобретения лопасти на первом и/или втором лопастном колесе могут быть выполнены на торцевой поверхности лопастного элемента под углом к его радиусу.Кроме того, в частном случае реализации изобретения первое лопастное колесо и/или второе лопастное колесо могут быть установлены с возможностью регулирования зазора между их торцевыми поверхностями.Кроме того, в частном случае реализации изобретения устройство может включать в себя средство для подачи жидкости в полость между лопастными колесами.При этом средство для подачи жидкости может представлять собой шнековый элемент.Во втором варианте выполнения теплогенератор включает в себя расположенные в корпусе, по меньшей мере, одно средство для ускорения движения жидкости и, по меньшей мере, одно средство для торможения движения жидкости, выполненные в виде лопастных колес. Лопастные колеса расположены соосно с образованием зазора между ними. Одно лопастное колесо установлено с возможностью вращения под действием привода. Другое лопастное колесо установлено неподвижно. Ступица лопастного колеса, которое установлено с возможностью вращения под действием привода, выполнена так, что расстояние между ее торцом и торцом лопастного колеса равно 1/4 высоты его лопасти.Фактически в устройстве могут быть использованы рабочие колеса гидродинамической муфты, подобные применяемым для передачи крутящего момента между двумя валами (Гавриленко Б.А., Семичастнов И.Ф. Гидродинамические передачи: Проектирование, изготовление и эксплуатация. - М.: Машиностроение, 1980). В обычной гидродинамической муфте соосное и турбинное колеса вращаются с некоторым проскальзыванием относительно друг друга. В связи с этим рабочая жидкость нагревается, однако количество выделяемой тепловой энергии невелико по сравнению с величиной передаваемой муфтой мощности. Неподвижное закрепление турбинного колеса (становящегося в этом случае реактивным) позволяет превратить всю механическую энергию электродвигателя в тепловую энергию нагреваемой жидкости.Возможность осуществления изобретения, охарактеризованного приведенными выше совокупностями признаков, а также возможность реализации назначений изобретения может быть подтверждена описанием конструкции теплогенератора для нагревания жидкости, выполненного в соответствии с заявленным изобретением. Описание конструкции поясняется графическими материалами, на которых изображено следующее:Фиг.1 - принципиальная схема теплогенератора (вариант 1).Фиг.2 - принципиальная схема теплогенератора (вариант 2).Фиг.3 - схема образования лопастей.В первом варианте исполнения теплогенератор 1 для нагревания жидкостей содержит корпус 2, представляющий собой теплоизолированный бак с жидкостью, разделенный перегородкой 3 на сливной 4 и напорный 5 отсеки. В сливном отсеке 4 выполнено входное отверстие 6, а в напорном - выходное отверстие 7. Отверстия соединены с помощью соответственно сливного и напорного патрубков с, по меньшей мере, одним теплообменником (на чертеже не показаны). В корпусе 2 размещены средства для ускорения и торможения движения жидкости, выполненные в виде лопастных колес 8 и 9 и представляющие собой два колеса гидродинамической передачи с лопастями 10. Лопасти представляют собой выполненные на соответствующих торцах лопастного колеса 8 (реактивного колеса гидродинамической передачи) и лопастного колеса 9 (насосного колеса гидродинамической передачи) ребра с пазами 11 между ними. Между лопастями лопастного колеса 9 установлена перегородка 15. Причем эта перегородка установлена с возможностью ее перемещения по высоте паза. При этом продольные оси O1O2 лопастей (ребер) расположены под углом







Формула изобретения
1. Теплогенератор, включающий в себя расположенные в корпусе, по меньшей мере, одно средство для ускорения движения жидкости и, по меньшей мере, одно средство для торможения движения жидкости, выполненные в виде лопастных колес, расположенных соосно с образованием зазора между их торцевыми поверхностями с лопастями, и средство для подачи жидкости в полость между лопастными колесами, при этом первое лопастное колесо установлено с возможностью вращения под действием привода, отличающийся тем, что второе лопастное колесо неподвижно установлено в корпусе, а в пазах между его лопастями установлена перегородка с возможностью перемещения по высоте лопастей.2. Теплогенератор по п.1, отличающийся тем, что лопасти на первом и/или втором лопастном колесе выполнены под углом к его радиусу.3. Теплогенератор по п.1 или 2, отличающийся тем, что первое лопастное колесо и/или второе лопастное колесо установлены с возможностью регулирования зазора между их торцевыми поверхностями.4. Теплогенератор по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что средство для подачи жидкости представляет собой шнековый элемент.5. Теплогенератор, включающий в себя расположенные в корпусе, по меньшей мере, одно средство для ускорения движения жидкости и, по меньшей мере, одно средство для торможения движения жидкости, выполненные в виде лопастных колес, расположенных соосно с образованием зазора между их торцевыми поверхностями с лопастями, при этом первое лопастное колесо установлено с возможностью вращения под действием привода, отличающийся тем, что второе лопастное колесо неподвижно установлено в корпусе, и его ступица выполнена так, что расстояние от ее торцевой поверхности до торцевой поверхности указанного лопастного колеса равно 1/4 высоты лопастей.6. Теплогенератор по п.5, отличающийся тем, что лопасти на первом и/или втором лопастном колесе выполнены под углом к его радиусу.7. Теплогенератор по п.5 или 6, отличающийся тем, что первое лопастное колесо и/или второе лопастное колесо установлены с возможностью регулирования зазора между их торцевыми поверхностями.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3