Узел соединения металлических труб
Изобретение относится к области изготовления труб, а именно узлов их соединения, выполняемых из композиционных материалов, и может быть использовано при изготовлении электроизолирующих, компенсационных и других вставок из композиционных материалов в нефтегазопродуктопроводах, тепловых сетях и т.д. Узел соединения металлических труб включает две металлических законцовки с образованными на наружной поверхности каждой из них кольцевыми буртами и уложенный на них с охватом буртов армирующий ровинг, например из стеклонитей, пропитанный полимерным связующим. Поперечное сечение бурта на участке поверхности, контактирующей с продольным слоем, выполняется в виде овала или участка спирали таким образом, чтобы радиус кривизны сечения бурта плавно увеличивался от основания ребра к его вершине. Использование изобретения позволит снизить изгибные напряжения в продольных слоях стеклопластика узла соединения труб и тем самым повысить надежность и безопасность эксплуатации оснащенных ими трубопроводов. 8 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области изготовления труб, а именно узлов их соединения, выполняемых из композиционных волокнистых материалов, и может быть использовано при изготовлении узлов соединения труб, являющихся элементами катодной защиты от электрохимической коррозии в нефте-газопродуктопроводах, тепловых сетях и т.д.Известны узлы соединения металлических труб, являющиеся элементами катодной защиты трубопроводов (см. например, заявку Японии №51-13885, свидетельство на полезную модель РФ №0006216). Известен узел соединения металлических труб, включающий две металлические законцовки с выполненными на них кольцевыми буртами и уложенный на них с охватом армирующий ровинг (см. RU №2119114 С1, 20.09.1998), в котором, как показано на чертеже описания изобретения, кольцевые бурты имеют прямоугольное сечение.Известен узел соединения металлических труб, также включающий две металлические законцовки с выполненными на них кольцевыми буртами и уложенный на них с охватом армирующий ровинг (см. RU №2111404 С1, 20.05.1998), в котором кольцевые бурты имеют в сечении трапецеидальное сечение фиг.1, фиг.2.Как следует из вышеприведенных патентных материалов, до настоящего времени разработчики не придавали существенного значения профилированию боковой поверхности кольцевых буртов. Однако необходимо отметить, что продольные слои ровинга в процессе нагружения узла осевой нагрузкой подвергаются воздействию изгибающих напряжений, что, в конечном счете, приводит к резкому снижению несущей способности всей вставки. На фиг.3 показан один бурт вставки до ее нагружения осевой нагрузкой. Продольные слои ровинга 1 примотаны к вставке кольцевыми слоями 2 и прилегают к плоской боковой поверхности бурта 3. Как показали исследования, в процессе нагружения вставки осевым усилием Т (фиг.4) продольный слой частично вытягивается из впадины между буртами на величину L. Соответственно, на величину L перемещаются точки А и В, лежащие на боковой поверхности бурта 2 и удаленные друг от друга на величину L (А - вдоль боковой поверхности бурта, точка В - в осевом направлении). В результате перемещения продольного слоя ровинга вдоль боковой поверхности бурта в точке А происходит резкое изменение радиуса его кривизны от R=





Формула изобретения
Узел соединения металлических труб, включающий две металлических законцовки с образованными на наружной поверхности каждой из них кольцевыми буртами и уложенный на них с охватом буртов армирующий ровинг, например, из стеклонитей, пропитанный полимерным связующим, отличающийся тем, что поперечное сечение бурта на участке поверхности, контактирующей с продольным слоем, выполняется в виде овала или участка спирали таким образом, чтобы радиус кривизны сечения бурта плавно увеличивался от его основания к вершине.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8