Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве подшипников для ступичных узлов переднеприводных автомобилей. Шарикоподшипник радиально-упорный двухрядный содержит наружное кольцо 1 с двумя дорожками качения, внутреннее кольцо, состоящее из двух колец 2 и 3 с одной дорожкой качения в каждом, и размещенные в сепараторах два ряда шариков 4, контактирующих с дорожками качения, в котором наружное и внутреннее составное кольца имеют допустимые отклонения от номинальных размеров диаметра в наружном
D и во внутреннем
d дорожки качения и расстояния в наружном
Н и во внутреннем
h между дорожками качения, измеренные в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта
0 в подшипнике, и шарики имеют допустимое отклонение от номинального диаметра
W, или кольца имеют превышающие допустимые отклонения выше упомянутых размеров дорожек качения при условиях, что в кольцах на дорожке качения смещение точки контакта относительно номинального положения в наружном СН и во внутреннем СВ и что совпадают знаки СН и СВ. Способ измерения в шарикоподшипнике отклонения угла контакта 
от номинального перед сборкой подшипника в каждом его ряду шариков заключается в том, что измеряют в кольцах, которые будет содержать шарикоподшипник, отклонения выше упомянутых размеров дорожек качения, определяют для колец параметры смещения СН и СВ и определяют отклонение угла контакта. Способ измерения в собранном шарикоподшипнике отклонения угла контакта от номинального заключается в том, что вычисляют для шарикоподшипника номинальный радиальный зазор Р0, вычисляют номинальную полуразность углов контакта
0 при осевом и радиальном нагружении шарикоподшипника, измеряют в шарикоподшипнике осевой зазор S, радиальный зазор Р, угол контакта
при осевом нагружении шарикоподшипника и полученный результат сравнивают с номинальным значением. Технический результат - повышение долговечности путем уменьшения в подшипниках отклонений угла контакта от номинальной величины. 3 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве подшипников, предназначенных для ступичных узлов переднеприводных автомобилей.
Известен ступичный двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник, разработанный в 1943 году в Швеции фирмой SKF, содержащий наружное кольцо с двумя дорожками качения, внутреннее кольцо, состоящее из двух колец с одной дорожкой качения в каждом, и размещенные в сепараторах два ряда шариков, контактирующих с дорожками качения (журнал “За рулем” 1991 г., №8, стр. 37; 1994 г., №3, стр. 48; 1997 г., №8, стр. 142; 1997 г., №9, стр. 162; 1997 г., №10, стр. 125), который, например 256907ЕК12, должен иметь угол контакта 40±5

, осевой зазор 0,07±0,01 мм (при этом радиальный зазор в подшипнике будет 0,051 мм и при максимальных отклонениях угла контакта и осевого зазора отклонение от номинального радиального зазора будет от +0,017 до -0,014 ) и в котором после запрессовки в ступицу осевой зазор из-за действия посадочных натягов в гнезде до 0,06 мм и на валу до 0,03 мм должен уменьшиться до 0,005±0,002 мм и затем при осевом сжатии составного внутреннего кольца заданным усилием осевой зазор в подшипнике должен быть выбран до нуля и создан заданный преднатяг в подшипнике, и который должен иметь долговечность не менее 100 тыс. км пробега автомобиля.
Долговечность работы такого подшипника в ступичном узле существенно зависит от величин натягов при запрессовке и от величины радиального зазора в подшипнике, который при изготовлении подшипника не контролируют. В подшипниках, например, 256907ЕК12, имеющих увеличенный более чем на 5

угол контакта и соответственно увеличенный более чем на 0,017 мм радиальный зазор, после запрессовки в ступицу осевой зазор уменьшается до 0,015 мм, для выборки которого создают чрезмерное осевое сжатие внутреннего составного кольца и деформируют в осевом направлении дорожки качения, и подшипник из-за ухудшения условий качения шариков преждевременно выходит из строя, или имеющих уменьшенный более чем на 5

угол контакта и соответственно уменьшенный на 0,014 мм радиальный зазор, после запрессовки осевой зазор исчезает, подшипник оказывается в состоянии преднатяга, и так как осевое сжатие выполняется, то в подшипнике увеличивается внутреннее сопротивление вращению, происходит усталостное выкрашивание металла на дорожках качения и подшипник преждевременно выходит из строя.
В конструкторских чертежах на кольца этих шарикоподшипников указывают величины допустимых отклонений от номинального размера диаметра дорожек качения и расстояния между дорожками качения (положение дорожек качения вдоль оси подшипника) по нормативно-техническим условиям на радиальные шарикоподшипники. Но так как на подшипниковых заводах не бракуют внутренние и наружные кольца подшипников, которые имеют превышающие допустимые по конструкторскому чертежу отклонения размеров диаметра и положения дорожек качения из-за того, что всегда может быть собран подшипник с заданным радиальным или осевым зазором путем замены шариков или кольца в собираемом комплекте, то подшипники собирают из колец, в которых отклонения от номинальных размеров дорожек качения превышают допустимые по конструкторскому чертежу более чем в два раза.
Подшипниковые заводы имеют измерительные приборы для контроля технологичным способом радиального или осевого зазора в изготовляемых подшипниках, но не имеют измерительных приборов для контроля технологичным способом угла контакта и производят двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники без контроля угла контакта, предполагая его обеспеченным при обеспечении заданного осевого зазора. А так как такие подшипники собирают из колец со случайным сочетанием в большей мере недопустимо высоких отклонений от номинальных размеров дорожек качения, то отклонения от номинального угла контакта в таких подшипниках и, следовательно, радиального зазора превышают допустимую величину до удвоенного значения, и долговечность работы таких подшипников в ступичном узле переднеприводного автомобиля не превышает в среднем 30 тыс. км пробега.
Так, например, в наиболее применяемом шарикоподшипнике 256907ЕК12 должны быть:
осевой зазор S=0,07±0,01 мм; угол контакта

=40±5

; номинальный диаметр шариков W=10 мм, минимальный радиус профиля желоба дорожки качения в кольцах в наружном R=5,18 мм, во внутреннем r=5,14 мм.
Если подшипники 256907ЕК12 будут изготавливаться с осевым зазором и углом контакта в пределах, заданных потребителем, то подшипники будут иметь радиальный зазор Р, определяемый формулой

Номинальный радиальный зазор

Максимальный радиальный зазор

Минимальный радиальный зазор

Но по конструкторскому чертежу допускается изготавливать кольца с отклонениями размеров дорожек качения диаметра в наружном

D, во внутреннем

d и положения в наружном

Н, во внутреннем

h до ±0,02 мм и подшипники, собранные из таких колец путем измерения в кольцах комплектовочного размера и селективной сборки по этой величине до получения осевого зазора в пределах допуска, будут иметь отклонение от номинального угла контакта, определяемое формулой

и радиальный зазор
от

до

Но так как кольца подшипников изготавливают с отклонениями размеров диаметра и положения дорожек качения до ±0,04 мм, то подшипники, собранные из таких колец, будут иметь:
Отклонение от номинального угла до величины

и будут иметь радиальный зазор
от

до

Наличие названных недостатков в двухрядных радиально-упорных шарикоподшипниках подтверждается тем, что для изготавливаемых в России переднеприводных автомобилей производят ступичные подшипники Вологодский и Саратовский подшипниковые заводы, а на обеспечение замены этих подшипников в эксплуатируемых переднеприводных автомобилях работают шесть подшипниковых заводов - Вологодский, Минский, Курский, два Самарских (ЗПОН и ЗСП) и Вожский.
На Вологодском подшипниковом заводе перед селективной сборкой таких подшипников измеряют в сравнении с номинальной величиной отклонения размеров в кольцах:
- во внутреннем однорядном отклонение диаметра дорожки качения на расстоянии от базового торца, равном номинальному, математическое выражение которого имеет вид

G
в=0,5

d-

h·tg
0- в наружном двухрядном отклонение среднего диаметра дорожки качения на расстоянии между дорожками качения равном номинальному, математическое выражение которого имеет вид

G
H=(

H·tg
0-

D)·0,5
где

d,

D - отклонение диаметра дорожки качения в точках номинального угла контакта
0 во внутреннем, в наружном кольцах;

h,

Н - отклонение расстояния во внутреннем кольце между дорожкой качения и базовым торцом, в наружном - между дорожками качения, в точках номинального угла контакта,
и сортируют кольца по величине и знаку полученного результата измерения на группы.
На Саратовском подшипниковом заводе перед селективной сборкой таких
подшипников измеряют отклонения размеров в кольцах:
- во внутреннем отклонение расстояния между базовым торцом и расположенными в оправке измерительными шариками, на которые базируют дорожкой качения кольцо при измерении, математическое выражение которого имеет вид

- в наружном отклонение расстояния между двумя рядами измерительных шариков, расположенных в оправках и базирующихся при измерении на дорожки качения кольца, математическое выражение которого имеет вид

где r, R - радиус профиля желоба дорожки качения во внутреннем, наружном кольцах;
W
u - диаметр измерительных шариков.
На Вологодском и Саратовском подшипниковых заводах перед селективной сборкой подшипников измеряют в кольцах размер, который является разностью отклонений диаметра и положения дорожек качения и, как следует из приведенных математических выражений, может быть равен нулю при сколько угодно большой величине отклонений диаметра и положения дорожек качения в кольце, что не гарантирует обеспечение заданного допуска угла контакта в собранных подшипниках, а только дает возможность получить в заданном допуске осевой зазор, так как

G
B·cos
0=0,5

d·cos
0-

h·sin
0=

K
B
G
H·cos
0=(

H·sin
0-

D·cos
0)·0,5=

K
Hи если во втором методе измерения диаметр измерительных шариков будет выбран из условий, что W
u 
1,3r и W
u 
1,3R,
при которых выражениями

можно пренебречь из малости, то получим выражения

Z
B·sin
0=

h·sin
0-0,5

d·cos
0=

K
B
Z
H·sin
0=(

D·cos
0-

H·sin
0)·0,5=

K
HВ этих обоих случаях математические выражения полученных результатов комплектовочного размера для внутреннего кольца

К
В и для наружного кольца

К
Н совпадают, результаты сложения которых (

К
В+

К
Н) с номинальной величиной диаметра шарика W
0 дают величину диаметра шариков, с которыми и с измеренными внутренними и наружными кольцами должен быть собран подшипник с заданным осевым зазором.
В нормативных документах на подшипники качения отсутствуют указания и требования, определяющие связь величины допустимых отклонений размеров диаметра и положения дорожек качения в кольцах двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников с заданным допуском угла контакта.
Технической задачей изобретения является определение величины допустимых отклонений и возможных сочетаний превышающих допустимые отклонения от номинальных размеров диаметра дорожек качения и расстояния между дорожками качения в кольцах в зависимости от определяющих динамическую грузоподъемность подшипника размеров конструктивных элементов и параметров: диаметра шариков, радиуса профиля желоба дорожек качения, угла контакта и его допускаемого отклонения от номинальной величины и измерение в собираемом подшипнике отклонения угла контакта от номинального.
Поставленная задача решается тем, что двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник содержит наружное и составное внутреннее кольца, в которых отклонения размеров диаметра

D и

d дорожек качения и расстояния

H в наружном кольце между дорожками качения и 0,5

h во внутреннем кольце между дорожкой качения и базовым торцом, измеренные в точках номинального угла контакта
0, не превышают величины, определяемой выражениями

D=

d

(R+r-W)·tg


·sin
0
Н=

h

(R+r-W)·tg


·cos
0,
где


- допустимое отклонение угла контакта;
R, r, W - номинальные радиус профиля желоба в наружном, внутреннем кольцах, диаметр шариков,
и шарики с одинаковым диаметром, в которых отклонение от номинального диаметра

W не превышает величины определяемой выражением

W

(R+r-W)·tg


·sin2
0,
или подшипник содержит кольца, в которых отклонения выше упомянутых размеров дорожек качения превышают допустимые при условиях, что в кольцах на дорожке качения смещение точки контакта относительно номинального положения в наружном С
н и во внутреннем С
в не превышают величины, определяемой выражениями:
(

D·sin
0+

Н·cos
0)·0,5=|С
H|

(R+r-W)·tg


(

d·sin
0+

h·cos
0)·0,5=|C
B|

(R+r-W)·tg


и что совпадают знаки смещений С
H и С
B.
Способ измерения отклонения угла контакта от номинального перед сборкой подшипника заключается в том, что отклонение угла контакта


в каждом ряде шариков определяют из выражений

Способ измерения отклонения угла контакта от номинального в собранном подшипнике путем вычисления угла контакта по результатам измерения осевого и радиального зазора в подшипнике отличается тем, что вычисляют для двухрядного радиально-упорного шарикоподшипника номинальный радиальный зазор Р
0 из выражения

вычисляют номинальную полуразность углов контакта
о при осевом и радиальном нагружении шарикоподшипника из выражения

измеряют в шарикоподшипнике осевой зазор S, радиальный зазор Р, угол контакта

при осевом нагружении подшипника определяют из выражения

и сравнивают с номинальным значением.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена расчетная схема предлагаемого шарикоподшипника.
Шарикоподшипник радиально-упорный двухрядный содержит наружное кольцо 1 с двумя дорожками качения, внутреннее составное кольцо, состоящее из двух колец 2 и 3 с одной дорожкой качения в каждом, и два ряда шариков 4, размещенных в сепараторах (не показаны).
На чертеже обозначены:
S - величина осевого зазора;
Р - величина радиального зазора;

,

- угол контакта шарика с дорожками качения колец при осевом, при радиальном нагружении шарикоподшипника;
W - диаметр шариков;
R, r - радиус профиля желоба наружного, внутреннего колец;
D, d - диаметр дорожки качения в точке контакта шариков с желобом дорожки качения в наружном и во внутреннем кольцах (диаметр линии контакта);
Н, h/2 - расстояние в наружном кольце между линиями контакта, во внутреннем однорядном кольце между линией контакта и базовым торцом;


- допустимое отклонение угла контакта;
С/2 - расстояние между линией, проходящей через точки A
1, E
1, которые являются центрами кривизны профиля желобов наружного и внутреннего колец, центр шарика и точки T
1 и F
1 контакта шарика с дорожками качения колец при номинальном угле контакта
0 и точкой, в которой будет находиться центр кривизны профиля желоба при допустимом отклонении угла контакта


.
Так как при осевом нагружении подшипника, при котором (см. чертеж) детали подшипника изображены сплошной линией, будет находится центр кривизны с радиусом R профиля желоба наружного кольца 1 в точке E
1 и центр кривизны с радиусом г профиля желоба внутреннего кольца 2 в точке A
1, а шарик 4 будет контактировать с дорожками качения колец в точках T
1 и Т
2, то из треугольника A
1B
1E
1 получим


где
0 - номинальный угол контакта.
Угол контакта в подшипнике в зависимости от размеров радиуса профиля желобов, диаметра дорожек качения, расстояний между дорожками качения и осевого зазора

Диаметр шариков в зависимости от размеров дорожек качения в кольцах

Из выражения (3) получим выражение для осевого зазора в зависимости от размеров в деталях подшипника

в котором при

=
0, получим

Выражение (4) показывает, что заданный осевой зазор в подшипнике может быть получен за счет подбора диаметра шариков.
Диаметр дорожки качения в кольцах в точках номинального угла контакта: в наружном
D=G+W
0·cos
0;
во внутреннем составном
d=G-W
0·cos
0где G - номинальный диаметр между центрами шариков в подшипнике.
Расстояние вдоль оси в кольцах между дорожками качения в точках номинального угла контакта:
в наружном
Н=L—W
0·sin
0;
во внутреннем составном
h=(L+W
0·sin
0)+S
где L - номинальное расстояние между центрами шариков в рядах подшипника.
W
0 - номинальный диаметр шариков.
Затем при радиальном нагружении подшипника центр кривизны профиля желоба наружного кольца, изображенного прерывистой линией, (см. чертеж) с радиусом R, будет находиться в точке
4 и шарик, изображенный прерывистой линией, будет контактировать с дорожками качения колец в точках Т
4 и Е
4, и из треугольника А
1В
2Е
4 получим выражение для радиального зазора

так как A
1E
4=A
1E
1; В
2Е
4=B
1V=В
1Е
1-0,5·S; А
1В
1=A
1E
1·cos

то получим выражение:

Из треугольника E
1VE
4 следует при условии, что A
1E
4=A
1E
1Р=2Е
4V=2(А
1В
2-А
1В
1)=2А
1Е
1(cos

-cos

)
S=2Е
1V=2(В
1Е
1-B
1V)=2A
1E
1(sin

-sin

)
что

и что угол между сторонами E
1E
4 и Е
1V равен значению

и так как перпендикулярны линия E
1N к линии А
1Е
1 и линия Е
1В
1 к линии В
1А
1, то угол между линиями E
1N и E
1V равен

и угол между линиями E
1N и Е
1Е
4 равен величине

-(

+

)/2=(

-

)/2
Из равностороннего треугольника E
1A
1E
4 следует, что

то

Из изображенной расчетной схемы шарикоподшипника следует, что при допустимом изменении размеров в деталях подшипника определяемый выражением (9) полуразностный угол (

-

)/2 будет изменяться незначительно, т.е. изменением его можно пренебречь, может быть обозначен
0 и вычислен из выражения

где S
0, P
0 - номинальный осевой зазор в подшипнике и номинальный радиальный зазор, вычисленный по выражению (6) при

=
0.
Но так как

то из выражений (8) и (10) получим

Выражение (11) дает возможность вычислить угол контакта в двухрядном радиально-упорном шарикоподшипнике по результатам измерения в шарикоподшипнике осевого и радиального зазоров.
На расчетной схеме шарикоподшипника изображены прямоугольники вокруг точек T
1 и F
1 и точек A
1 и E
1, площади которых являются множеством возможных отклонений размеров

D/2,

Н/2,

d/2,

h/2, и пропорциональным изменениям этих размеров и изменениям радиусов R и r возможных изменений координат центров кривизны поверхности желобов наружного и внутреннего колец.
Максимальный угол контакта
мах в подшипнике будет при отклонениях размеров дорожек качения, соответствующих координатам точки Т
2, которой пропорционально соответствует точка Е
2, и точки F
2, которой пропорционально соответствует точка А
2.
Минимальный угол контакта
min в подшипнике будет при отклонениях размеров дорожек качения, соответствующих координатам точки Т
3, которой пропорционально соответствует точка Е
3, и точки F
3, которой пропорционально соответствует точка А
3.
Допускаемое отклонение угла контакта


в подшипнике определяет максимальное смещение от номинального положения центров кривизны поверхности желобов с радиусами R и r в направлении перпендикулярно линии, проходящей через точки T
1 и F
1, на расстояние С/2, определяемое выражением

или на основании координат, например точек Т
2 и F
2, характеризуемых величинами 0,5

D
мах, 0,5

Н
мах, 0,5

d
мах, 0,5

h
мах 
Из этого следует, что выражения
для наружного кольца

для внутреннего кольца

характеризуют величину и знак смещения точки контакта относительно номинального положения на дорожке качения колец в направлении перпендикулярно лучу номинального угла контакта
0, и что отклонение угла контакта в таком подшипнике при его осевом нагружении может быть определено в каждом ряду шариков из выражений:

Из изображенных на расчетной схеме подшипника прямоугольников вокруг точек A
1 и E
1 следует, что расстояния Е
2А
2 и Е
3А
3 не будут меньше номинальной величины (R+r-W) при условии, что каждое направление расстояний С/2 относительно точки A
1 и расстоянии С/2 относительно точки E
1 будут находиться на одной линии. А так как направления расстояний С/2 перпендикулярны лучу номинального угла контакта, проходящего через точки T
1, A
1, E
1, F
1, то двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник будет иметь отклонение угла контакта


не более допустимого, в котором наружное и составное внутреннее кольца имеют отклонения размеров диаметра

D и

d дорожек качения и расстояния

Н и

h между дорожками качения, измеренные в точках номинального угла контакта
- не более величины, определяемой выражениями

- или превышают допустимую величину, определяемую выражениями (17) и (18) при условиях, что в кольцах на дорожке качения смещение точки контакта относительно номинального положения в наружном С
H и во внутреннем С
B не превышают величины, определяемой выражениями

и что совпадают знаки смещений С
H и С
B.
Из этих условий следует, что наружное и составное внутреннее кольца такого подшипника могут иметь отклонения размеров диаметра

D и

d дорожки качения и расстояния

Н и

h между дорожками качения значительно превышающие допустимые, определяемые выражениями (17) и (18), но только те, которые расположены (см. рисунок) относительно точек T
1 и F
1 вдоль линии, проходящей через точки T
1 и F
2, и на расстоянии не более С
мах от этой линии.
Из выражений (14) и (15) следует, что величина смещения точки контакта на дорожке качения колец относительно номинального положения в направлении перпендикулярно параметрам С
H и С
B, т.е. вдоль линии, проходящей через точки T
1 и F
1, будет определяться выражениями
в наружном

во внутреннем

которые характеризуют величину и знак комплектовочного размера колец, результаты сложения которых с номинальной величиной диаметра шарика дадут величину диаметра шариков, с которыми и с измеренными наружным и внутренними кольцами должен быть собран подшипник, т.е.

Из выражений (23), (22), (21), (18), (17) следует, что предлагаемый шарикоподшипник будет содержать шарики, имеющие максимальное отклонение диаметра

W от номинального:

Для селективной сборки таких двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников, кольца которых будут иметь отклонения размеров диаметра дорожек качения и расстояния между дорожками качения не более величин, определяемых выражениями (17) и (18), достаточно будет проводить измерение в кольцах только комплектовочного размера

К
H и

К
B, определяемые выражениями (21) и (22), а если кольца будут иметь отклонения размеров диаметра дорожек качения и расстояния между дорожками качения, превышающие допустимые, определяемые выражениями (17) и (18), необходимо будет перед измерением комплектовочного размера рассортировать внутренние и наружные кольца на две группы по знаку “Плюс” и по знаку “Минус” смещения точки контакта на дорожке качения, определяемого выражениями (14) и (15), и собирать подшипники из колец, которые имеют одинаковый знак смещения точки контакта на дорожке качения.
Способ измерения в шарикоподшипнике отклонения угла контакта от номинального осуществляют тем, что измеряют в кольцах, которые будет содержать шарикоподшипник, отклонения размеров в наружном диаметра

D дорожек качения и расстояния

Н между дорожками качения, во внутреннем отклонения диаметра

d дорожки качения и расстояния

h между дорожкой качения и базовым торцом, в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта, определяют для колец величины смещений С
H и С
B по выражениям (14) и (15) и определяют отклонение угла контакта


из выражения (16).
Способ измерения в собранном шарикоподшипнике отклонения угла контакта от номинального осуществляются тем, что вычисляют для шарикоподшипника номинальный радиальный зазор
0 из выражения (6) и номинальную полуразность углов контакта
0 при осевом и радиальном нагружении шарикоподшипника из выражения (10), измеряют в шарикоподшипнике осевой S и радиальный Р зазоры, угол контакта

при осевом нагружении шарикоподшипника определяют из выражения (11) и полученный результат сравнивают с номинальным значением. Например, в шарикоподшипнике 256907ЕК12 должны быть:
1. Допустимое смещение центров кривизны поверхности желобов дорожек качения в кольцах относительно номинального положения по выражению (12)
С
max=(5,18+5,14-10)·tg5

=0,032·0,0875=0,028 мм.
2. Допустимое отклонение от номинальных размеров дорожек качения в кольцах в точках номинального угла контакта по выражениям (17) и (18), которые должны быть указаны в конструкторском чертеже:
- диаметра дорожек качения

D=

d=0,028·sin40

=±0,018 мм.
- расстояния между дорожками качения в наружном кольце

Н=0,028·cos40

=±0,022 мм
- расстояния между дорожкой качения и базовым торцом во внутреннем кольце

h=0,5·

Н=±0,011 мм.
3. Допустимое отклонение от номинального диаметра шариков в подшипнике по выражению (24)

W=0,032·tg5

·sin2·40

=±0,027 мм.
4. Полуразностный угол
0,
max,
min по выражению (10)

5. Угол контакта в подшипнике при номинальных осевом и радиальном зазорах в подшипнике по выражению (11)

6. Результаты вычисления величин С
B и С
H,

К
B и

К
H и диаметра шариков для сборки подшипников из колец с недопустимыми отклонениями размеров дорожек качения по выражениям (14), (15) и (21), (22) и (23) (см. таблицу).

Из которых следует, что первый подшипник должен содержать кольца:
наружное №1 и внутренние №1 и №2, второй подшипник - наружное №2 и внутренние №3 и №4, в которых будет отклонение угла контакта по выражению (16)

и в случае противоположной сборки подшипников

Таким образом предлагаемое изобретение дает возможность каждому шарикоподшипнику иметь угол контакта в заданном допуске и уменьшить в шарикоподшипниках отклонение от номинальной величины радиального зазора.
Формула изобретения
1. Шарикоподшипник радиально-упорный двухрядный, содержащий наружное кольцо с двумя дорожками качения, внутреннее кольцо, состоящее из двух колец с одной дорожкой качения в каждом, и размещенные в сепараторах два ряда шариков, контактирующих с дорожками качения, отличающийся тем, что в наружном и во внутреннем составном кольцах допустимые отклонения от номинальных размеров диаметра в наружном

D и во внутреннем

d дорожки качения и расстояния в наружном

Н и во внутреннем

h между дорожками качения в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта
0 в подшипнике, не превышают величины, определяемой выражениями

D=

d

(R+r-W)

tg



sin
0;

H=

h

(R+r-W)

tg



cos
0,
где


- допустимое отклонение угла контакта;
R, r, W - номинальные радиусы профиля желоба в наружном, внутреннем кольцах, диаметр шариков,
и в шариках, имеющих одинаковый диаметр, допустимое отклонение от номинального диаметра

W не превышает величины, определяемой выражением

W

(R+r-W)

tg



sin 2
0.
2. Шарикоподшипник по п.1, отличающийся тем, что в наружном и во внутреннем составном кольцах отклонения размеров диаметра

D и

d дорожки качения и расстояния

Н и

h между дорожками качения в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта, превышают допустимые при условиях, что в кольцах на дорожках качения смещение точки контакта относительно номинального положения в наружном С
Н и во внутреннем С
В не превышают величины, определяемой выражениями
(

D

sin
0+

H

cos
0)

0,5=|C
H|

(R+r - W)

tg


;
(

d

sin
0+

h

cos
0)

0,5=|C
В|

(R+r - W)

tg


,
и что совпадают знаки смещений С
Н и С
В.
3. Способ измерения в шарикоподшипнике по пп.1 и 2 отклонения угла контакта от номинального отличается тем, что измеряют в кольцах, которые будет содержать шарикоподшипник, отклонения размеров в наружном диаметра

D дорожек качения и расстояния

Н между дорожками качения, во внутреннем отклонении диаметра

d дорожки качения и расстояния

h между дорожкой качения и базовым торцом, в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта
0, определяют для колец параметры смещений С
Н и С
В и определяют отклонение угла контакта


для каждого ряда шариков из выражения


=

где С
Н=(

D

sin
0+

H

cos
0)

0,5;
С
В=(

d

sin
0+2

h

cos
0)

0,5.
4. Способ измерения в собранном шарикоподшипнике по пп.1 и 2 отклонения угла контакта от номинального путем вычисления угла контакта по результатам измерения в шарикоподшипнике осевого и радиального зазоров и сравнения полученного результата с номинальным значением, отличающийся тем, что вычисляют для шарикоподшипника номинальный радиальный зазор
0 из выражения

вычисляют номинальную полуразность углов контакта
0 при осевом и радиальном нагружении шарикоподшипника из выражения

измеряют в шарикоподшипнике осевой зазор S, радиальный зазор Р и угол контакта

при осевом нагружении шарикоподшипника определяют из выражения

РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 07.05.2008
Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010