Карданный шарнир и способ его технического обслуживания
Изобретение используется в машиностроении, в частности, в соединениях валов с перекосом. Карданный шарнир содержит вилки, игольчатые подшипники, крестовину с втулками, радиальные и осевые уплотнения. Втулка шипа крестовины выполнена в виде стакана, при этом в основании корпуса игольчатого подшипника и упомянутой втулки расположены центральные соосные отверстия, каждое из которых выполнено в виде правильного выпуклого многоугольника, а между основанием корпуса игольчатого подшипника и крышкой установлен уплотнительный элемент. Разборку карданного шарнира выполняют частично, заменяют изношенные поверхности на неизношенные дифференцированно для каждого подшипникового узла путем проворота игольчатого подшипника и втулки посредством соосных отверстий в основаниях подшипника и втулки. Технический результат заключается в увеличении долговечности и снижении затрат на техническое обслуживание карданного шарнира. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к элементам для соединения валов с перекосом.Известен карданный шарнир, который выполнен с разборными проушинами вилок, полости которых имеют форму многогранников с четным числом граней и расположены так, что съемная часть имеет на две грани меньше, чем оставшаяся, наружная поверхность игольчатого подшипника сопряжена с полостями проушин [1]. Наличие разборных проушин дает возможность проворачивать игольчатый подшипник относительно оси шипа, тем самым обеспечивать введение в рабочую зону двух (корпус подшипника, игольчатые ролики) из трех неизношенных элементов.Недостатком данной конструкции является невозможность введения в рабочую зону неизношенной поверхности шипа крестовины карданного шарнира.Наиболее близким техническим решением является карданный шарнир, содержащий наружную и внутреннюю обоймы, игольчатый подшипник качения и конический шип крестовины [2]. При этом наружная обойма подшипника выполнена в виде массивного стакана, а внутренняя обойма - в виде втулки с цилиндрической наружной поверхностью, образующей беговую дорожку подшипника, и с коническим отверстием, которым она сопряжена с шипом на неподвижной посадке. Для восприятия осевых усилий торцами внутренней и днищем наружной обойм внутренняя обойма выполнена удлиненной, а для улучшения герметизации рабочей полости подшипника наружная обойма снабжена уплотнением.Существенным недостатком этого шарнира является неравномерный износ поверхностей качения, связанный с ограниченной зоной изнашивания в подшипниковом узле карданного шарнира.Известен способ технического обслуживания карданных шарниров [3], заключающийся в их разборке, восстановлении технического ресурса путем разворота крестовины вокруг ее центральной оси на угол, соответствующий углу между соседними шипами, и повороте карданных подшипников на 180

Формула изобретения
1. Карданный шарнир, содержащий вилки, игольчатые подшипники, крестовину с втулками, радиальные и осевые уплотнения, установленные на шипе, отличающийся тем, что втулка шипа крестовины выполнена в виде стакана и установлена на шипе основанием вверх, при этом в основании корпуса игольчатого подшипника и упомянутой втулки выполнены центральные соосные отверстия, каждое из которых выполнено в виде правильного выпуклого многоугольника, а между основанием корпуса игольчатого подшипника и крышкой установлен уплотнительный элемент.2. Способ технического обслуживания карданных шарниров, включающий разборку, восстановление технического ресурса путем разворота поверхности шипа крестовины и игольчатого подшипника, сборку, отличающийся тем, что разборку карданного шарнира, выполненного по п.1, выполняют частично, замену изношенных поверхностей на неизношенные проводят дифференцированно для каждого подшипникового узла путем проворота игольчатого подшипника и втулки посредством соосных отверстий в основаниях подшипника и втулки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2