Ингибитор коррозии для антифризов
Изобретение относится к области химической технологии, в частности к ингибиторам коррозии для антифризов, применяемых в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах. Ингибитор коррозии содержит, мас.%: 5,0-5,5 динатрийфосфата двенадцативодного; 6,5-7,5 тетрабората натрия десятиводного; 0,50-0,70 карбоната натрия; 0,25-0,35 трилона-Б; 0,10-0,15 соли щелочного металла 2-меркаптобензтиазола; 10,0-13,0 воды; 2,5-5,0 продукта взаимодействия о-фенилендиамина с нитритом натрия и бензойной кислотой в этиленгликоле, остальное - этиленгликоль. Технический результат: получение ингибитора коррозии с высокими защитными свойствами по отношению ко всем конструкционным материалам двигателя при сохранении устойчивости охлаждающих жидкостей, приготовленных на его основе, к воздействию солнечного света. 2 табл.
Изобретение относится к области химической технологии, в частности к ингибиторам коррозии для антифризов, применяемых в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах.
Известны композиции антифризов (CS - патент 226394, МПК 7 C 23 F 11/10, опубл. 1985; JP патент 59-157161, МПК 7 С 09 К 3/00, опубл. 1984), однако они не предотвращают коррозию чугуна и стали, а антифриз, изготавливаемый на основе ингибитора черных металлов (СS - патент 213153, МПК 7 C 23 F 11/10, опубл. 1984), агрессивен к латуни.Наиболее близким по составу, свойствам и достигаемой цели является ингибитор коррозии для антифризов на основе этиленгликоля, содержащий динатрийфосфат, тетраборат натрия, трилон-Б, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола, карбонат натрия и воду (RU - патент 2143499, МПК 7 С 09 К 5/00, опубл. 27.12.99 - прототип) при следующем соотношении компонентов, мас.%:Динатрийфосфат двенадцативодный 5,5-6,5Тетраборат натрия десятиводный 6,0-8,0Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,25-0,40Трилон-Б 0,20-0,25Карбонат натрия 0,50-0,60Вода 14,5-15,5Этиленгликоль ОстальноеНедостатком ингибитора является образование обильного желтого осадка продуктов окисления соли 2-меркаптобензтиазола в охлаждающих жидкостях, приготовленных на его основе, под воздействием солнечного света (появление осадков отмечается на пятые-седьмые сутки хранения). В то же время уменьшение концентрации соли щелочного металла 2-меркаптобензтиазола, позволяющее устранить этот недостаток, приводит согласно прототипу к сильной коррозии меди, латуни и припоя.Задачей изобретения является получение ингибитора коррозии с высокими защитными свойствами по отношению ко всем конструкционным материалам двигателя при сохранении устойчивости охлаждающих жидкостей, приготовленных на его основе, к воздействию солнечного света.Поставленная задача достигается тем, что ингибитор коррозии на основе этиленгликоля, содержащий динатрийфосфат, тетраборат натрия, карбонат натрия, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола, трилон-Б и воду дополнительно содержит продукт взаимодействия о-фенилендиамина с нитритом натрия и бензойной кислотой в этиленгликоле при следующем соотношении компонентов, мас.%:Динатрийфосфат двенадцативодный 5,0-5,5Тетраборат натрия десятиводный 6,50-7,50Карбонат натрия 0,50-0,70Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,10-0,15Трилон-Б 0,25-0,35Продукт взаимодействияо-фенилендиамина с нитритомнатрия и бензойной кислотой вэтиленгликоле 2,50-5,00Вода 10,0-13,0Этиленгликоль ОстальноеСопоставительный анализ с прототипом показывает, что данный состав ингибитора коррозии отличается от известного введением новых компонентов и, таким образом, данное техническое решение соответствует критерию новизна.Применение в данном составе новых компонентов в сочетании с известными при указанном их соотношении обеспечивает свойства, которые проявляются только в данном техническом решении: высокая антикоррозионная защита конструкционных материалов (медь, латунь, припой, сталь, чугун, алюминий) при сохранении устойчивости охлаждающих жидкостей к воздействию солнечного света. При изучении других технических решений в данной области технологии признаки, отличающие заявленное изобретение от прототипа, не были выявлены, что обеспечивает соответствие данного технического решения критерию существенные отличия.Продукт взаимодействия о-фенилендиамина с нитритом натрия и бензойной кислотой в этиленгликоле используют согласно ТУ 2422-009-57253465-2003.Приготовление ингибитора коррозии данного состава осуществляется последовательным смешением компонентов при 75-85



Формула изобретения
Ингибитор коррозии на основе этиленгликоля, содержащий динатрийфосфат, тетраборат натрия, карбонат натрия, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола, трилон-Б и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит продукт взаимодействия о-фенилендиамина с нитритом натрия и бензойной кислотой в этиленгликоле при следующем соотношении компонентов, мас.%:Динатрийфосфат, двенадцативодный 5,0-5,5Тетраборат натрия, десятиводный 6,50-7,50Карбонат натрия 0,50-0,70Соль щелочного металла2-меркаптобензтиазола 0,10-0,15Трилон-Б 0,25-0,35Продукт взаимодействияо-фенилендиамина с нитритомнатрия и бензойной кислотой вэтиленгликоле 2,50-5,00Вода 10,0-13,0Этиленгликоль ОстальноеРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2