Групповой привод двухосной тележки тепловоза
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции группового привода двухосной тележки тепловоза. Групповой привод двухосной тележки тепловоза содержит в средней зоне тележки электродвигатель 1 и раздаточные зубчатые колеса 7. Каждое зубчатое колесо соединено ведущей карданной муфтой 9, поперечным валом 10 и ведомой карданной муфтой 12 с индивидуальной для каждой колесной пары осевой зубчатой передачей. На остове электродвигателя закреплены две пустотелые цапфы 4, а на вал 13 электродвигателя насажана ведущая шестерня 14. Раздаточные зубчатые колеса установлены на пустотелых цапфах и входят в зацепление с ведущей шестерней электродвигателя. Ведущие карданные муфты расположены внутри пустотелых цапф и соединены с раздаточными зубчатыми колесами фланцами. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции и уменьшение габаритных размеров группового привода двухосной тележки тепловоза. 2 ил.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции группового привода двухосной тележки тепловоза.Известен групповой привод двухосной тележки тепловоза, содержащий расположенный в средней зоне тележки электродвигатель, а также приводимый им групповой редуктор, неподвижно закрепленный на раме тележки, в котором на входном валу установлена ведущая шестерня и по обеим сторонам от нее расположены промежуточные шестерни и ведомые раздаточные зубчатые колеса. Причем каждое раздаточное колесо соединено ведущей карданной муфтой, поперечным валом и ведомой карданной муфтой с индивидуальной для каждой колесной пары осевой зубчатой передачей. Несущий корпус группового редуктора не соединяется с остовом электродвигателя. Для соединения входного вала группового редуктора с валом электродвигателя служит продольно-свертная муфта больших размеров (см. Тепловозы / Под редакцией Н.И. Панова. - М.: Машиностроение, 1976, с. 431, схема №13).Недостатком данной конструкции является ее сложность и увеличенные габариты, затрудняющие размещение оборудования в раме тележки. Закрепление группового редуктора на раме тележки приводит к усилению ее металлоконструкции, увеличивает массу двухосной тележки в целом.Монтаж и эксплуатация группового редуктора на раме тележки связаны с большими трудностями, так как корпус группового редуктора обособлен от остова электродвигателя, вследствие чего незначительные отклонения от установочных размеров вызывают нарушение соосности входного вала группового редуктора с валом электродвигателя, что приводит к напряженному режиму работы продольно-свертной муфты.Изобретение решает задачу упрощения конструкции и уменьшения габаритных размеров группового привода двухосной тележки тепловоза.Для решения указанной задачи групповой привод двухосной тележки тепловоза, содержащий в средней зоне тележки электродвигатель и раздаточные зубчатые колеса, каждое из которых соединено ведущей карданной муфтой, поперечным валом и ведомой карданной муфтой с индивидуальной для каждой колесной пары осевой зубчатой передачей, снабжен двумя пустотелыми цапфами, закрепленными на остове электродвигателя, и ведущей шестерней, насаженной на вал электродвигателя, причем раздаточные зубчатые колеса установлены на указанных пустотелых цапфах и входят в зацепление с ведущей шестерней электродвигателя, а ведущие карданные муфты расположены внутри пустотелых цапф и соединены с раздаточными зубчатыми колесами фланцами.Такая конструкция группового привода тепловоза, которая снабжена двумя пустотелыми цапфами, закрепленными на остове двигателя, и ведущей шестерней, насаженной на вал электродвигателя, причем раздаточные зубчатые колеса установлены на указанных пустотелых цапфах и входят в зацепление с ведущей шестерней электродвигателя, а ведущие карданные муфты расположены внутри пустотелых цапф и соединены с раздаточными зубчатыми колесами фланцами, является более простой и уменьшенных габаритных размеров. При этом операция центрирования валов с применением продольно-свертной муфты не требуется.Заявляемый групповой привод двухосной тележки может быть применен на маневровых и грузовых тепловозах, что позволит упростить конструкцию экипажной части этих тепловозов.Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен предлагаемый привод, вид на тележку в плане; на фиг.2 - сечение раздаточных зубчатых колес вертикальной плоскостью с приложением сил, действующих на остов тягового электродвигателя и раму тележки.Групповой привод двухосной тележки тепловоза имеет тяговый электродвигатель 1, закрепленный на средних поперечных балках 2 рамы 3 тележки. На остове электродвигателя установлены противоположно друг другу две пустотелые цапфы 4, ориентированные вдоль электродвигателя параллельно его валу, на котором насажена ведущая шестерня 5. На подшипниках 6 пустотелых цапф 4 установлены раздаточные зубчатые колеса 7, которые с двух сторон входят в зацепление с ведущей шестерней 5 и соединены фланцем 8, ведущей карданной муфтой 9, поперечным валом 10, имеющим шлицевое сочленение 11, и ведомой карданной муфтой 12 с входным валом 13 осевой зубчатой передачи. Осевая зубчатая передача, состоящая из шестерни 14, насаженной на вал 13, и зубчатого колеса 15, насаженного на ось 16 колесной пары, смонтирована в несущем корпусе 17. Раздаточные зубчатые колеса 7 совместно с ведущей шестерней 5 имеют защитный кожух 18, служащий для сохранения смазки.Ведущая карданная муфта 9 обеспечивает передачу вращающего момента при наличии угла между геометрическими осями вращения фланца 8 и поперечного вала 10. Ведомая карданная муфта 12 - при наличии угла между геометрическими осями вращения поперечного вала 10 и входного вала 13 осевой зубчатой передачи. В качестве карданных муфт могут применяться сдвоенные шарнирные муфты (карданы), пластинчатые или резинокордные муфты, а также муфты с эластичными шарнирами.При сборке группового привода на экипажной тележке вначале насаживаются ведущая шестерня 5 на вал электродвигателя и шестерни 14 на входные валы 13 осевых зубчатых передач. Отдельно устанавливаются на остове электродвигателя пустотелые цапфы 4 с раздаточными зубчатыми колесами 7, соединяются карданными муфтами поперечные валы 10 с фланцами 8 и входными валами 13 осевых зубчатых передач. При разъединенных по шлицам поперечных валах 10 закрепляются фланцы 8 на раздаточных зубчатых колесах 7. Электродвигатель 1 с раздаточными зубчатыми колесами 7, карданными муфтами 9 и 12 закрепляется на средних поперечных балках 2 рамы 3 тележки и посредством разъемных корпусов 17 устанавливаются шестерни 14 осевых зубчатых передач.Групповой привод работает следующим образом. На ведущей шестерне 5 электродвигателя образуются усилия Т (см. фиг.2), которые передаются на раздаточные зубчатые колеса 7, и вращающий моментМ = T









Формула изобретения
Групповой привод двухосной тележки тепловоза, содержащий в средней зоне тележки электродвигатель и раздаточные зубчатые колеса, каждое из которых соединено ведущей карданной муфтой, поперечным валом и ведомой карданной муфтой с индивидуальной для каждой колесной пары осевой зубчатой передачей, отличающийся тем, что снабжен двумя пустотелыми цапфами, закрепленными на остове электродвигателя, и ведущей шестерней, насаженной на вал электродвигателя, причем раздаточные зубчатые колеса установлены на указанных пустотелых цапфах и входят в зацепление с ведущей шестерней электродвигателя, а ведущие карданные муфты расположены внутри пустотелых цапф и соединены с раздаточными зубчатыми колесами фланцами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2