Форсуночная головка камеры сгорания жрд
Авторы патента:
Форсуночная головка камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя содержит корпус и огневое днище с установленными в них форсунками. Форсунки содержат центральный и тангенциальный каналы, соединяющие полости компонентов с полостью камеры сгорания. Центральный канал форсунок выполнен профилированным с сужающейся входной и расширяющейся выходной частями с образованием в месте их перехода минимального проходного сечения. Изобретение позволит повысить экономичность работы камеры сгорания, удельный импульс тяги и улучшить режимы запуска двигателя. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании смесительных головок камер сгорания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).В настоящее время одной из основных проблем при создании ЖРД является получение высокого значения удельного импульса тяги за счет обеспечения предельно высокой полноты сгорания топлива. Полнота сгорания топлива обеспечивается распределением по форсункам компонентов с требуемой степенью равномерности, которая обуславливается гидравлическими характеристиками форсунок и полостей окислителя и горючего смесительной головки.Неравномерность распределения компонентов по форсункам смесительной головки приводит к ухудшению условий смесеобразования, уменьшению полноты сгорания топлива и соответственно потерям удельного импульса тяги.Известна камера сгорания ЖРД замкнутой системы, содержащая газовод, головку с двумя днищами и вмонтированные в них двухкомпонентные газожидкостные форсунки, выполненные в виде последовательно расположенных цилиндров меньшего диаметра на входе, выступающего в газовод, и большего на выходе. В центральном канале, у места перехода цилиндра меньшего диаметра в цилиндр большего диаметра, расположены два ряда тангенциальных отверстий для подачи жидкого компонента. Центральный канал непосредственно перед тангенциальными отверстиями выполнен в форме диффузора (пат. RU №2141052, заявка №95115469 от 31.08.95 г., РЖ. Авиационные и ракетные двигатели. №1. 2000, Москва, с.18).Данное решение не обеспечивает высокой степени смесеобразования на различных режимах работы двигателя.Известна форсуночная головка камеры сгорания ЖРД, содержащая корпус и огневое днище с установленными в них в определенном порядке двухкомпонентными газожидкостными форсунками, выполненными в виде последовательно соединенных цилиндров разного диаметра, входящих один в другой с образованием в месте их соединения камеры смешения, и соединяющими центральным и тангенциальным каналами полости компонентов с полостью камеры сгорания (см. Г.Г.Гахун и др. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей. - М.: Машиностроение, 1989 г., с.134, рис. 7.11 - прототип).В указанной форсуночной головке окислитель подается в камеру сгорания по центральному каналу, а горючее - по тангенциальным. При подаче горючего по тангенциальным каналам происходит его закрутка и интенсивное перемешивание со струей окислителя в камере смешения форсунки.Выравнивание распределения компонентов по форсункам в данной смесительной головке осуществляется только за счет профилирования полостей и днищ блоков горючего и окислителя, что не обеспечивает необходимой степени равномерности распределения компонентов, в особенности окислителя, по форсункам, снижает равномерность концентрации компонентов топлива по поперечному сечению камеры и приводит к уменьшению удельного импульса тяги.Кроме этого, данная конструкция форсунок, за счет выполнения центрального канала не профилированным, не обеспечивает расчетного режима истечения газообразного компонента при запуске и на основном режиме работы, что не позволяет создать требуемое противодавление для турбины и приводит к появлению высокой температуры в газогенераторе и забросу оборотов турбонасосного агрегата, независимо от момента подключения камеры в процессе запуска.Задачей предлагаемого изобретения является повышение экономичности работы камеры сгорания и удельного импульса тяги за счет обеспечения более равномерного распределения расхода генераторного газа по форсункам и более интенсивного его перемешивания с горючим в камерах смешения форсунок.Указанная задача достигается тем, что в форсуночной головке камеры сгорания ЖРД, содержащей корпус и огневое днище с установленными в них форсунками с центральным и тангенциальным каналами, соединяющими полости компонентов с полостью камеры сгорания, согласно изобретению центральный канал форсунок выполнен профилированным с сужающейся входной и расширяющейся выходной частями с образованием в месте их перехода минимального проходного сечения.Кроме задач повышения экономичности камеры сгорания, данная конструкция форсунок позволяет значительно улучшить режимы запуска двигателя, независимо от времени подключения камер за счет появления критического режима истечения генераторного газа через данную форсунку с последующим уменьшением скорости истечения при выходе на основной режим тяги.Для обеспечения расчетного режима истечения и уменьшения гидравлических потерь при профилировании входной сужающейся части, начальная зона входной части профилированного центрального канала форсунки выполнена цилиндрической с последующим переходом в коническую, при этом радиус перехода от цилиндрической части к конической выполнен равным диаметру входа центрального канала r1=d1, a радиус перехода от конической части к минимальному сечению выполнен равным r=d, где: d - диаметр минимального проходного сечения, d1 - диаметр входа центрального канала.Указанные значения выбраны исходя из того, что при их изменении в любую сторону происходит увеличение гидравлического сопротивления тракта.Для обеспечения плавности течения в дозвуковой части форсунки и выравнивания поля скоростей в минимальном сечении, длина входной цилиндрической части центрального канала выполнена в соотношении Lц=(1…2)d1.Нижний предел указанного соотношения выбран исходя из того, что при его дальнейшем уменьшении не обеспечивается требуемая плавность течения компонента в канале.Верхний предел указанного соотношения выбран исходя из того, что при его дальнейшем увеличении не происходит выравнивания поля скоростей в минимальном сечении с требуемой степенью точности.Для обеспечения дозвукового режима течения генераторного газа через форсунки на основном режиме работы двигателя, диаметр и длина минимального проходного сечения выполнены в соотношении d=(0,6…0,7)d1 и L=(0,05-0,1)d, где L - длина минимального проходного сечения.Нижние пределы указанных соотношений выбраны исходя из того, что при их дальнейшем уменьшении наступает критический режим истечения, что приводит к существенному повышению гидравлического сопротивления без улучшения смесеобразования и ухудшению энергетических характеристик двигателя.Верхние пределы указанных соотношений выбраны исходя из того, что при их дальнейшем увеличении не происходит улучшения условий смесеобразования с одновременным ростом габаритных размеров форсунок.Для обеспечения расчетного режима истечения и уменьшения гидравлических потерь при профилировании центрального канала, угол конусности входной сужающейся части выполнен




Формула изобретения
1. Форсуночная головка камеры сгорания ЖРД, содержащая корпус и огневое днище с установленными в них форсунками с центральным и тангенциальным каналами, соединяющими полости компонентов с полостью камеры сгорания, отличающаяся тем, что центральный канал форсунок выполнен профилированным с сужающейся входной и расширяющейся выходной частями с образованием в месте их перехода минимального проходного сечения.2. Форсуночная головка по п.1, отличающаяся тем, что начальная зона входной части профилированного центрального канала форсунки выполнена цилиндрической формы с последующим переходом в коническую.3. Форсуночная головка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что радиус перехода от цилиндрической входной части канала к конической выполнен в соотношении r1=d1, а радиус перехода от конической части к минимальному сечению выполнен в соотношении r=d, где d - диаметр минимального проходного сечения, d1 - диаметр входа центрального канала.4. Форсуночная головка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что длина входной цилиндрической части центрального канала составляет Lц=(1-2)






РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 27.12.2006 БИ: 36/2006
Похожие патенты:
Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к организации охлаждения камеры сгорания и сопла жидкостного ракетного двигателя малой тяги (ЖРДМТ)
Смесительная головка камеры жидкостного ракетного двигателя (жрд) и камера жрд с этой головкой // 2205973
Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к камерам жидкостных ракетных двигателей и входящим в них устройствам и деталям
Камера жидкостного ракетного двигателя // 2204731
Изобретение относится к ракетно-космической технике, а более конкретно к способам организации рабочего процесса в камере жидкостного ракетного двигателя малой тяги
Изобретение относится к ракетно-космической технике, а более конкретно к устройствам для организации рабочего процесса в камере жидкостного ракетного двигателя малой тяги (ЖРДМТ)
Смесительная головка // 2191914
Изобретение относится к устройствам для распыливания и сжигания компонентов топлива (КТ), например, в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД)
Изобретение относится к ракетному двигателестроению, а более конкретно к смесеобразующим форсункам жидкостных ракетных двигателей
Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), применяемых в ракетной технике, оно также может быть использовано в агрегатах промышленной энергетики
Изобретение относится к энергетическим установкам летательных аппаратов, а именно к смесительным головкам камер жидкостных ракетных двигателей
Изобретение относится к энергетическим установкам летательных аппаратов, а именно к смесительным головкам камер жидкостных ракетных двигателей
Соосно-струйная форсунка // 2291977
Изобретение относится к области энергетических установок, а именно к устройствам для перемешивания и распыливания компонентов топлива, и может быть использовано при разработке форсунок и смесительных головок жидкостных ракетных двигателей
Соосно-струйная форсунка // 2303195
Изобретение относится к области энергетических установок, а именно к устройствам для перемешивания и распыливания компонентов топлива, и может быть использовано при разработке форсунок и смесительных головок жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к ракетным двигателям реактивных систем управления космических летательных аппаратов
Способ организации рабочего процесса в камере сгорания жидкостного ракетного двигателя малой тяги // 2319853
Изобретение относится к ракетно-космической технике
Соосно-струйная форсунка // 2319895
Изобретение относится к устройствам для перемешивания и распыливания компонентов топлива и может быть использовано при разработке форсунок и смесительных головок жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)