Гильза двигателя внутреннего сгорания
Гильза ДВС состоит из тела, размещаемого при сборке двигателя в отверстии блока, и верхнего опорного бурта, нагружаемого по одной поверхности усилиями со стороны головки, формируемыми шпильками, и опирающегося противоположной поверхностью на блок. Верхний опорный бурт гильзы в поперечном сечении выполнен в виде эллипса, большая ось которого является биссектрисой большего угла между отверстиями головки под шпильки (болты) крепления. Под опорный бурт и на нижнюю часть тела гильзы устанавливаются уплотнительные кольца, предотвращающие попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания. При установке гильзы с опорным буртом, имеющим форму эллипса, с условием, что его большая ось является биссектрисой большего угла между отверстиями головки под шпильки (болты) крепления, нагрузки распределяются более равномерно по примеру опорного бурта. Технический результат: изменение характера и уменьшение величины деформаций рабочей поверхности гильзы цилиндра, контактирующей с поршневыми кольцами и определяющей вместе с ними и поршнем основные мощностные и экологические характеристики двигателя. 6 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых машинах.Аналогом предлагаемого изобретения может служить гильза цилиндра двигателя внутреннего сгорания, запрессовываемая в его блок и поджимаемая с торца неразделенной головкой блока, охватывающей одновременно все гильзы двигателя /1/.К недостаткам данного устройства следует отнести1) зависимость деформации гильзы от точности выполнения отверстия под нее в блоке двигателя;2) зависимость деформации гильзы от последовательности и усилий затяжки шпилек (болтов) головки блока двигателя.Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту (прототипом) является гильза двигателя внутреннего сгорания “мокрого” типа, состоящая из тела, размещаемого в отверстии блока двигателя, и верхнего опорного бурта, нагружаемого по одной поверхности усилиями со стороны головки, поджимаемой к блоку через отверстия болтами (шпильками), а противоположной поверхностью опирающегося на блок. При этом каждая гильза поджимается только одной головкой блока /2/.К недостаткам данного устройства можно отнести овализацию рабочей поверхности гильзы при затяжке шпилек (болтов) головки блока, при этом величины деформации стенки гильзы часто превышают границы адаптации поршневого кольца.Технической задачей изобретения является изменение характера и уменьшение величины деформаций рабочей поверхности гильзы цилиндра, контактирующей с поршневыми кольцами и определяющей - вместе с ними и поршнем - основные мощностные и экологические характеристики двигателя.Поставленная техническая задача решается в гильзе двигателя внутреннего сгорания, состоящей из тела, размещенного в отверстии блока двигателя, и верхнего опорного бурта, нагруженного по одной поверхности усилиями со стороны головки, поджимаемой к блоку через отверстия болтами (шпильками), и противоположной поверхностью опирающегося на блок, верхний опорный бурт которой в поперечном сечении имеет форму эллипса, а его большая ось является биссектрисой большего угла между отверстиями под шпильки (болты) крепления головки к блоку.Оригинальность изобретения состоит в том, что в отличие от прототипа в гильзе двигателя внутреннего сгорания ее верхний опорный бурт, нагружаемый по одной поверхности усилиями со стороны головки и опирающийся противоположной поверхностью на блок, в поперечном сечении имеет форму эллипса, большая ось которого является биссектрисой большего угла между отверстиями под шпильки (болты) крепления головки к блоку, что дает возможность изменять характер и величину деформаций за счет изменения размера малой оси эллипса опорного бурта.Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема возникновения деформаций гильзы двигателя внутреннего сгорания в составе цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя, на фиг.2 показано сечение А-А ЦПГ, представленной на фиг.1, на фиг.3 показана расчетная схема овализации бурта гильзы, на фиг.4 показано влияние овализации бурта на изгибающий момент, на фиг.5 приведена конструкция гильзы с уменьшенной деформацией рабочей поверхности, на фиг.6 приведена деформация рабочей поверхности гильзы в координатах “отклонение, мкм-угол, градус” со стандартным опорным буртом (кривая 1) и эллиптическим опорным буртом - разность диаметров осей эллипса d4-d5=2 мм (кривая 2 - при расположении большой оси эллипса параллельно оси коленвала, кривая 3 - при расположении большой оси эллипса перпендикулярно оси коленвала).Гильза двигателя внутреннего сгорания состоит (фиг.1, 2) из тела 1, размещаемого при сборке двигателя в отверстии блока 2, и верхнего опорного бурта 3, нагружаемого по поверхности "АВ" и "ЕС" усилиями со стороны головки 4, формируемыми шпильками 5, 6, 7, 8, и опирающегося противоположной поверхностью на блок 2. Верхний опорный бурт 3 гильзы в поперечном сечении выполнен в виде эллипса, большая ось которого является биссектрисой большего угла между отверстиями под шпильки (болты) 5 и 7, 6 и 8 крепления головки 4 к блоку 2. Под опорный бурт 3 и на нижнюю часть тела 1 гильзы установлены уплотнительные кольца 9, предотвращающие попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания.Произведем расчет деформаций стенки гильзы, используя следующие обозначения: u - радиальные перемещения точек внутреннего контура гильзы; F - стягивающая сила болтов (шпилек) 5-8; q - интенсивность распределения нагрузки по поверхности верхнего опорного бурта 3 гильзы; M1 - изгибающий момент, создаваемый силой F; M2 - изгибающий момент от распределенной нагрузки, действующей по области АВ; Sec - площадь верхней части гильзы, соответствующей участку ЕС; SAB - площадь верхней части гильзы, соответствующей участку АВ; S=SAB=SEC - площадь верхнего полукольца гильзы, по которой действует распределенная нагрузка с интенсивностью q=const (фиг.1).Распределенная нагрузка, действующая по верхнему полукольцу гильзы, статически эквивалентна силе F, т.е.:F=q·S










































































Формула изобретения
Гильза двигателя внутреннего сгорания, содержащая тело, размещенное в отверстии блока двигателя, и верхний опорный бурт, нагруженный по одной поверхности усилиями со стороны головки, поджимаемой к блоку через отверстия шпильками, а противоположной поверхностью опирающийся на блок, отличающаяся тем, что верхний опорный бурт в поперечном сечении имеет форму эллипса, большая ось которого является биссектрисой большего угла между отверстиями под шпильки крепления головки к блоку.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6