Вибровозбудитель
Использование: в нефтегазодобывающей промышленности и горном деле. Сущность изобретения: устройство содержит смонтированные в отдельных корпусах пары коаксиально установленных с возможностью относительного вращения грузовых валов с дебалансами. Дебалансы выполненных полыми грузовых валов каждой пары размещены на внешней поверхности этих валов. Грузовые валы снабжены независимыми приводами в виде установленных в корпусах электродвигателей, валы которых соединены с грузовыми валами муфтами с дисками-носителями кода бесконтактных датчиков. Считывающие головки бесконтактных датчиков, взаимодействующие с дисками-носителями кода, смонтированы в корпусах и соединены синхронизирующей системой управления вибровозбудителя. Технический результат - улучшение эксплуатационных качеств и эффективности вибровозбудителя. 2 ил.
Предлагаемое изобретение относится к вибросейсмической технике и может быть использовано в качестве генератора направленных колебаний в виброисточниках большой мощности, предназначенных для сейсморазведки недр и промыслового вибровоздействия на нефтегазовые месторождения с земной поверхности.Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению - прототипом является вибровозбудитель по а.с. СССР №1692669, В 06 В 1/16, E 02 D 7/18, БИ №43, 1991 г., содержащий корпус, размещеные в нем параллельно первые грузовые валы с дебалансами, шестеренчатый синхронизатор вращения первых грузовых валов с электроприводом, механизм регулирования статического момента вибровозбудителя в виде планетарной передачи с приводом, соединенной с шестерней синхронизатора, вторые выполненные полыми грузовые валы с дебалансами, установленные в корпусе на подшипниках коаксиально первым грузовым валам с возможностью вращения относительно них, дополнительные шестерни, смонтированные на вторых грузовых валах и связанные через шестеренчатый синхронизатор с электроприводом первых грузовых валов, при этом дебалансы первых грузовых валов установлены с возможностью радиального перемещения и взаимодействия посредством связанных с ними тел качения с внутренними поверхностями вторых грузовых валов.Наличие в конструкции прототипа многорядных силовых зубчатых передач, включая планетарную передачу и самотормозящую червячную передачу, необходимую для фиксирования заданного фазового угла между дебалансами первых и вторых грузовых валов, существенно усложняет конструкцию вибровозбудителя, удорожает его изготовление. Значительно снижается эксплуатационная надежность машины, увеличиваются ее масса и габариты, ухудшается ремонтопригодность. При этом наличие тел качания, посредством которых дебалансы первых грузовых валов опираются и передают центробежную силу на внутренние поверхности выполненных полыми вторых грузовых валов, практически исключает возможность реализации направленных колебаний с помощью данной пары коаксиальных грузовых валов путем их синфазного вращения. Обязательная необходимость применения для реализации направленных колебаний двух установленных в едином корпусе синфазно вращающихся пар коаксиальных грузовых валов с синхронизирующими передачами исключает технологически прогрессивное модульное исполнение конструкции вибровозбудителя, а также возможность уменьшения его массы, габаритов и повышение эксплуатационной надежности за счет устранения синхронизирующих зубчатых передач.Наличие механизма изменения фазового угла дебалансов грузовых валов в виде планетарной передачи с червячным приводом также усложняет конструкцию машины, снижает ее эксплуатационную надежность. При этом, так как вращение горизонтальных грузовых валов с дебалансами сопровождается двукратным за один оборот изменением величины крутящего момента на валах, синхронным по частоте с генерируемыми колебаниями, а в механических передачах неизбежны зазоры, возникают крутильные колебания зубчатых и червячного колес во всех передачах вибровозбудителя. В условиях крутильных колебаний червячного колеса в пределах конструктивных зазоров в зацеплении и воздействия генерируемых вибровозбудителем вертикальных колебаний самотормозящая червячная пара теряет свойство самоторможения.По этой причине начально заданный фазовый угол дебалансов при работе вибровозбудителя неизбежно “дрейфует” в сторону нулевого значения, вызывая рост общего статического момента и, следовательно, возмущающей силы вибрации. Нестабильность возмущающей силы вибрации вибровозбудителя снижает эффективность вибровоздействия особенно при сейсморазведке и обуславливает необходимость постоянной коррекции фазового угла дебалансов путем периодического включения приводного двигателя червяка, что существенно усложняет управление рабочим процессом машины.Задачей предлагаемого изобретения является улучшение эксплуатационных качеств и эффективности вибровоздействия за счет упрощения конструкции и обеспечения устойчивости рабочего процесса.Технический результат достигается тем, что в вибровозбудителе, содержащем параллельно установленные в корпусе первые грузовые валы с дебалансами, вторые выполненные полыми грузовые валы с дебалансами, установленные на подшипниках коаксиально первым грузовым валам с возможностью вращения относительно них, привод грузовых валов, каждая пара коаксиально установленных друг относительно друга первых и вторых грузовых валов смонтирована в отдельном корпусе, содержащем механически независимые электроприводы первого и второго грузовых валов, выполненные каждый в виде установленного в корпусе электродвигателя, вал которого соединен с грузовым валом посредством муфты, снабженной диском-носителем кода бесконтактного датчика частоты вращения и фазового угла дебалансов, считывающая головка которого, закрепленная в корпусе, соединена с синхронизирующей системой управления вибровозбудителя, причем дебалансы вторых выполненных полыми грузовых валов установлены на их внешней поверхности.Наличие механически независимых электроприводов каждой смонтированной в отдельном корпусе пары коаксиальных первого и второго грузовых валов в виде установленных в корпусе электродвигателей, валы которых соединены с грузовыми валами муфтами, позволяет реализовать качественно новый тип вибровозбудителя, состоящего из унифицированных вибромодулей. Модульная структура вибровозбудителя позволяет применять вибромодули раздельно, в том числе независимо друг от друга либо в едином корпусе-моноблоке, что существенно расширяет технологические и технические возможности машины и таким образом повышает эффективность ее использования при промысловом вибровоздействии и сейсморазведке. При этом полное отсутствие громоздких зубчатых передач, а также пар качения между дебалансами первых грузовых валов и внутренними поверхностями вторых грузовых валов намного упрощает конструкцию вибровозбудителя, снижает его массогабаритные параметры, повышает эксплуатационную надежность, улучшает ремонтопригодность, условия технического обслуживания и другие эксплуатационные качества.Оборудование муфт дисками носителями кода бесконтактных датчиков частоты вращения и фазового угла дебалансов, считывающие головки которых закреплены в корпусе и соединены с синхронизирующей системой управления, реализует электрическое включение всех приводных электродвигателей грузовых валов в единую синхронизирующую систему управления, не зависящую от вибровоздействия и других механических факторов, связанных с работой вибровозбудителей, виброизлучающих платформ и т.п. оборудования. Таким образом, автоматически обеспечивается настройка, регулировка и стабильность заданных параметров рабочего процесса вибровозбудителя, что повышает его эффективность, значительно улучшает эксплуатационные качества.Размещение дебалансов вторых, выполненных полыми грузовых валов на их внешней поверхности, позволяет освободить внутренний объем вторых грузовых валов для наращивания массы и, следовательно, статического момента дебалансов первых грузовых валов. Это позволяет, сохраняя компактность вибромодулей, обеспечить равенство статических моментов дебалансов первых и вторых грузовых валов и таким образом максимально расширить диапазон регулирования общего статического момента вибровозбудителя при изменении фазового угла от 0 до 180
Формула изобретения
Вибровозбудитель, содержащий параллельно установленные в корпусе первые грузовые валы с дебалансами, вторые, выполненные полыми грузовые валы с дебалансами, установленные на подшипниках коаксиально первым грузовым валам с возможностью вращения относительно них, привод грузовых валов, отличающийся тем, что каждая пара коаксиально установленных друг относительно друга первых и вторых грузовых валов смонтирована в отдельном корпусе, содержащем механически независимые электроприводы первого и второго грузовых валов, выполненные каждый в виде установленного в корпусе электродвигателя, вал которого соединен с грузовым валом посредством муфты, снабженной диском - носителем кода бесконтактного датчика частоты вращения и фазового угла дебалансов, считывающая головка которого, закрепленная в корпусе, соединена с синхронизирующей системой управления вибровозбудителя, причем дебалансы вторых, выполненных полыми, грузовых валов установлены на их внешней поверхности.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2PC4A - Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Прежний патентообладатель:Общество с ограниченной ответственностью "Элсиб-У"
(73) Патентообладатель:Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" открытое акционерное общество
Договор № РД0019647 зарегистрирован 15.03.2007
Извещение опубликовано: 27.04.2007 БИ: 12/2007