Трехфазный непосредственный преобразователь частоты для асинхронного электропривода
Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах, работающих в отсутствие постоянного квалифицированного обслуживания в условиях вибраций, тряски, большой запыленности, характерных для электроприводов одноковшовых экскаваторов. Технический результат заключается в упрощении наладки и эксплуатации преобразователя частоты, в повышении надежности работы электроприводов в полевых условиях и в сокращении простоев. В трехфазном непосредственном преобразователе частоты для асинхронного электропривода трехфазный непосредственный преобразователь частоты составлен из моноблочных реверсивных тиристорных преобразователей постоянного тока и задающего генератора, на входы которых подается напряжение питания и синхронизации управления от общего источника, силовые входы каждого моноблочного тиристорного преобразователя постоянного тока подключены к сети, а выход каждой фазы упомянутого преобразователя соединен с соответствующей фазой асинхронного двигателя. Моноблочные тиристорные преобразователи постоянного тока содержат силовую часть, автономную систему управления и осуществляют регулирование напряжения и частоты токов фаз двигателя по сигналам задания напряжения и знака тока каждой фазы, поступающим с выхода задающего генератора. Задающий генератор содержит цифровое вычислительное устройство и настроенные на технический оптимум аналоговые регуляторы момента и скорости двигателя. 3 ил.
Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах, работающих без постоянного квалифицированного техухода в условиях вибраций, тряски, большой запыленности, характерных для электроприводов одноковшовых экскаваторов.Известно [1] устройство непосредственных преобразователей частоты (НПЧ), содержащее силовой блок из 18-ти вентилей с реверсивной нулевой схемой выпрямления или с реверсивной мостовой (двухмостовой) схемой выпрямления, содержащее трехфазный четырехобмоточный силовой трансформатор (или три трехобмоточных трансформатора), силовой блок с 36 (72) вентилями и единую систему импульсно-фазового управления всеми вентилями в соответствии с заложенным алгоритмом управления преобразователем частоты.Недостатками устройства являются сниженная помехозащищенность, многокомпонентность, сложность наладки и эксплуатации, увеличенное время восстановления работоспособности привода при отказах электроники.Известно [2] устройство трехфазных непосредственных преобразователей частоты с естественной коммутацией для асинхронного электропривода, содержащее 18 силовых тиристоров и единую систему импульсно-фазового управления напряжением и частотой асинхронного двигателя. Повышение качества регулирования частоты достигается за счет увеличения числа элементов и соединений преобразователя, повышается сложность наладки и эксплуатации, возрастают простои машин при отказах электроники.Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в упрощении наладки и эксплуатации преобразователя частоты, в повышении надежности работы электроприводов в полевых условиях без постоянного квалифицированного техухода и в сокращении простоев при отказах электроники.Указанная техническая задача решается тем, что в известном трехфазном непосредственном преобразователе частоты с естественной коммутацией для асинхронного электропривода, содержащем силовые тиристоры и единую систему импульсно-фазового управления напряжением и частотой асинхронного двигателя, каждая фаза выполнена в виде автономно управляемого моноблочного тиристорного преобразователя постоянного тока с трехфазной нулевой реверсивной схемой выпрямления, устройство снабжено задающим генератором, импульсным датчиком положения ротора асинхронного двигателя, двумя автоматическими выключателями, силовые входы тиристорного преобразователя через первый автоматический выключатель подключены к трехфазной сети, а силовой выход подключен к соответствующей фазе асинхронного двигателя, входы синхронизации преобразователя и задающего генератора через второй автоматический выключатель также подключены к трехфазной сети, первый вход управления преобразователем данной фазы подключен к первому выходу задающего генератора, второй вход подключен ко второму выходу задающего генератора, первый и второй входы управления преобразователей других фаз подключены к третьему, четвертому, пятому и шестому выходам задающего генератора, причем задающий генератор содержит цифровое вычислительное устройство, восемь цифроаналоговых преобразователей, один аналого-цифровой преобразователь, интегратор, регулятор момента и регулятор скорости, один вход вычислительного устройства предназначен для задания потока двигателя, второй вход соединен с выходом аналого-цифрового преобразователя задания скорости, третий и четвертый входы предназначены для ввода значений активного и индуктивного сопротивлений фаз двигателя, пятый вход соединен с выходом импульсного датчика положения ротора, первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой выходы через цифроаналоговые преобразователи соединены с соответствующими выходами задающего генератора, седьмой выход через цифроаналоговый преобразователь соединен со вторым входом регулятора момента, первый вход которого соединен с выходом регулятора скорости, а выход - с входом интегратора, восьмой выход через цифроаналоговый преобразователь соединен со вторым входом регулятора скорости, первый вход которого соединен с выходом задатчика скорости.Кроме того, поставленная техническая задача решается тем, что цифровое вычислительное устройство содержит блок вычисления заданных значений напряжений, блок координатных и блок фазных преобразований заданных значений напряжений, блок вычисления заданных значений токов, блок координатных и блок фазных преобразований заданных значений токов, блок вычисления скорости двигателя, блок вычисления абсолютного скольжения и блок вычисления момента, первый и второй входы цифрового вычислительного устройства соединены с первым и вторым выходами блока вычисления заданных значений токов, третий и четвертый входы предназначены для ввода значений активного и индуктивного сопротивлений фаз двигателя, первый и второй выходы соединены с первым и вторым входами блока координатных преобразований напряжений, третий вход которого через аналого-цифровой преобразователь соединен с выходом интегратора, а первый и второй выходы соединены с первым и вторым входами блока фазных преобразований напряжений, первый, второй и третий выходы которого через цифроаналоговые преобразователи соединены с первыми входами управления силовых преобразователей соответствующих фаз непосредственного преобразователя частоты, первый вход блока вычисления заданных значений токов предназначен для ввода заданного значения потока двигателя, второй вход соединен с выходом блока вычисления абсолютного скольжения, первый вход которого соединен с выходом блока вычисления скорости двигателя, а второй вход через аналого-цифровой преобразователь подключен к выходу интегратора, вход которого соединен с выходом регулятора момента двигателя, первый и второй выходы блока вычисления заданных значений токов соединены с первым и вторым входами блока координатных преобразований токов, третий вход которого через аналого-цифровой преобразователь соединен с выходом интегратора, а первый и второй выходы соединены с первым и вторым входами блока фазных преобразований токов, первый, второй и третий выходы которого через цифроаналоговые преобразователи соединены со вторыми входами управления силовых преобразователей соответствующих фаз непосредственного преобразователя частоты, вход блока вычисления момента соединен с выходом блока вычисления абсолютного скольжения, а выход через цифроаналоговый преобразователь соединен со вторым входом регулятора момента.Кроме того, поставленная техническая задача решается тем, что оно дополнительно снабжено четырехобмоточным силовым трансформатором, а каждая фаза преобразователя частоты снабжена дополнительным автономно управляемым моноблочным тиристорным преобразователем постоянного тока с трехфазной нулевой реверсивной схемой выпрямления, при этом один из преобразователей выполнен ведущим, а второй - ведомым и силовые входы ведущего и ведомого преобразователей постоянного тока каждой фазы подключены к соответствующей вторичной обмотке четырехобмоточного силового трансформатора, силовые выходы ведущих преобразователей постоянного тока соединены в звезду, а силовые выходы ведомых преобразователей постоянного тока подключены к соответствующим фазам асинхронного двигателя, входы управления ведомого преобразователя соединены с входами управления ведущего.Кроме того, поставленная техническая задача решается тем, что каждая фаза непосредственного преобразователя частоты дополнительно снабжена трехобмоточным силовым трансформатором и первым, вторым и третьим дополнительными преобразователями постоянного тока с трехфазной нулевой реверсивной схемой выпрямления, которые выполнены ведомыми по отношению к основному преобразователю, выполненному ведущим, при этом силовые входы ведущего и первого ведомого преобразователей постоянного тока каждой фазы подключены к первой вторичной обмотке силового трансформатора, а силовые входы второго и третьего ведомых преобразователей постоянного тока подключены ко второй вторичной обмотке силового трансформатора, при этом силовые выходы ведущих преобразователей постоянного тока трех фаз соединены в звезду, выходы первого и второго ведомых преобразователей постоянного тока в каждой фазе соединены между собой, а выходы третьих ведомых преобразователей постоянного тока каждой фазы соединены с соответствующими фазами асинхронного двигателя, входы управления ведомых преобразователей постоянного тока каждой фазы соединены с входами управления ведущего преобразователя в каждой фазе.Схема устройства представлена на чертежах. На фиг.1 представлена трехфазная нулевая схема непосредственного преобразователя частоты (НПЧ), на фиг.2 - трехфазная мостовая шестипульсная схема НПЧ; на фиг.3 - трехфазная двухмостовая 12-пульсная схема НПЧ.Представленный на фиг.1 непосредственный преобразователь частоты выполнен по трехфазной нулевой схеме без нулевого провода и состоит из трех автономно управляемых моноблочных тиристорных преобразователей постоянного тока 1, 2, 3 с трехфазной нулевой реверсивной схемой выпрямления, силовые входы 4, 5, 6 которых через силовой автомат 7 и синхронизирующие входы 8, 9, 10 через автомат 11 подключены к трехфазной сети, а выходы 12, 13, 14 - к соответствующим фазам обмотки статора асинхронного двигателя 15, входы 16, 17, 18 моноблочных тиристорных преобразователей по каналам задания напряжений фаз двигателя (UзнA, UзнB, UзнC и входы 19, 20, 21 каналов задания на логику раздельного управления моноблочных тиристорных преобразователей подключены к соответствующим выходам задающего генератора 22, вход 23 которого подключен к выходу задатчика скорости, а вход 24 через автомат 11 подключен к сети. Выход импульсного датчика 25 положения ротора соединен с входом 26 задающего генератора, который содержит цифровое вычислительное устройство 27, вход 28 которого предназначен для задания потока двигателя, входы 29, 30 - для задания значений активного R1 и индуктивного x1 сопротивлений двигателя, а вход 31 через аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 32 соединен с выходом интегратора 33. Один выход блока 34 вычисления скорости асинхронного двигателя









Формула изобретения
Трехфазный непосредственный преобразователь частоты с естественной коммутацией для асинхронного электропривода, содержащий силовые тиристоры и систему импульсно-фазового управления напряжением и частотой асинхронного двигателя, отличающийся тем, что в каждой фазе преобразователя силовые тиристоры выполнены в виде автономно управляемого моноблочного тиристорного преобразователя постоянного тока с трехфазной нулевой реверсивной схемой выпрямления, устройство снабжено задающим генератором, импульсным датчиком положения ротора асинхронного двигателя, двумя автоматическими выключателями, силовые входы указанного моноблочного тиристорного преобразователя постоянного тока через первый автоматический выключатель подключены к трехфазной сети, а силовые выходы подключены к соответствующей фазе асинхронного двигателя, входы синхронизации указанных моноблочных тиристорных преобразователей и задающего генератора через второй автоматический выключатель подключены к трехфазной сети, первый вход управления указанным моноблочным преобразователем данной фазы подключен к первому выходу задающего генератора, второй вход подключен ко второму выходу задающего генератора, первый и второй входы управления указанных моноблочных тиристорных преобразователей других фаз подключены к третьему, четвертому, пятому и шестому выходам задающего генератора, причем задающий генератор содержит цифровое вычислительное устройство, восемь цифроаналоговых преобразователей, один аналого-цифровой преобразователь задания скорости, интегратор, регулятор момента и регулятор скорости, один вход вычислительного устройства предназначен для задания потока двигателя, второй вход соединен с выходом аналого-цифрового преобразователя задания скорости, третий и четвертый входы предназначены для ввода значений активного и индуктивного сопротивлений фаз двигателя, пятый вход соединен с выходом импульсного датчика положения ротора, первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой выходы через цифроаналоговые преобразователи соединены с соответствующими выходами задающего генератора, седьмой выход через цифроаналоговый преобразователь соединен со вторым входом регулятора момента, первый вход которого соединен с выходом регулятора скорости, а выход - с входом интегратора, восьмой выход через цифроаналоговый преобразователь соединен со вторым входом регулятора скорости, первый вход которого соединен с выходом задатчика скорости, а выход интегратора соединен со входом аналого-цифрового преобразователя задания скорости.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3