Композиционный топливный материал и способ его изготовления
Изобретение относится к области производства композиционных топливных материалов. Сущность изобретения: композиционный топливный материал содержит делящееся вещество на основе диоксида плутония и инертный разбавитель. Он также дополнительно содержит в качестве делящегося вещества окислы младших актиноидов - америция, и/или нептуния, и/или кюрия в количестве 1-40% от содержания диоксида плутония. В качестве инертного разбавителя используют пористый карбид циркония при следующем соотношении компонентов, мас.%: делящееся вещество 10-75; карбид циркония - остальное. Способ получения композиционного топливного материала включает подготовку делящихся веществ и инертного разбавителя. Далее осуществляют многократную вакуумную пропитку инертного разбавителя металлоорганическими комплексами, или золями, или растворами нитратов плутония и младших актиноидов. Производят двухстадийную термообработку материала. Преимущества изобретения заключаются в уменьшении количества образующихся отходов, удешевлении способа и в возможности регулирования состава делящегося вещества в процессе производства. 2 с.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к области производства композиционных топливных материалов для трансмутации долгоживущих высокорадиоактивных отходов, содержащих младшие актиноиды, а также позволяет утилизировать плутоний, в том числе оружейный, в быстрых и легководных реакторах со специализированными активными зонами.
Известен топливный материал с инертным разбавителем в виде твердого раствора и со следующим соотношением компонентов: РuС - 54,5% - ZrC - 45% (Рогозкин Б.Д. и др. “Топливо из твердого раствора монокарбида плутония и инертного разбавителя для быстрых реакторов”. Сборник докладов четвертой межотраслевой конференции по реакторным материалам, 15-19 мая 1996 г., г. Димитровград, стр. 328-340 /1/).Поскольку однофазный монокарбид плутония соответствует составу РuС0,88, применение материала имеет ограничения. Превышение содержания углерода над указанным выше приводит к образованию полуторной фазы, ухудшающей совместимость материала сердечника со стальной оболочкой ТВЭЛ.Наиболее близким к заявленному композиционному топливному материалу по совокупности существенных признаков является топливный материал, который содержит диоксид плутония и в качестве инертной матрицы - оксид магния (Курина И.С., Моисеев Л.И. “Получение и изучение свойств топливных таблеток композиции PuO2-MgO”. - Атомная энергия, т. 82, вып.5, 1977 г., стр. 355-358 /2/).Недостатком топливного материала является малое объемное содержание делящегося вещества (не более 15%) и, следовательно, низкая эффективность эксплуатации ТВЭЛ. Кроме того, материал является дорогостоящим из-за сложности и многоступенчатости изготовления.Задачей изобретения является получение композиционного топливного материала, который позволит обеспечить повышение эффективности и безопасности работы реакторов.Технический результат изобретения заключается в повышении концентрации делящегося вещества в композиционном топливном материале, а следовательно, в повышении эффективности работы реакторов за счет использования ТВЭЛ с сердечниками из композиционного топливного материала с инертным разбавителем и в возможности регулирования состава делящегося вещества.Указанный технический результат осуществляется следующим образом. Композиционный топливный материал содержит делящееся вещество на основе диоксида плутония и инертный разбавитель. Он также дополнительно содержит в качестве делящегося вещества окислы младших актиноидов - америция, и/или нептуния, и/или кюрия в количестве 1-40% от содержания диоксида плутония, а в качестве инертного разбавителя - пористый карбид циркония, при следующем соотношении компонентов, мас.%: делящееся вещество 10-75; карбид циркония - остальное.Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявленный состав композиционного топлива отличается от известного введением новых компонентов, имеющих особые свойства. В качестве инертного разбавителя используется пористый карбид циркония с регулируемой пористостью.В источнике информации /2/ описан также способ приготовления топливного материала, заключающийся в предварительной подготовке мелкодисперсных порошков инертного разбавителя и делящегося вещества, перемешивании их в определенной пропорции, дальнейшем совместном компактировании и спекании. Полученные таблеточные заготовки требуют дальнейшей механической обработки, т.е. проведения пылящих операций с высокорадиоактивным плутониевым материалом.Данное решение выбрано в качестве прототипа для способа приготовления композиционного топливного материала, так как является ближайшим аналогом по совокупности существенных признаков.Технический результат способа приготовления композиционного топливного материала заключается в исключении ряда операций, в результате которых образуются отходы, удешевлении способа и в возможности регулирования состава делящегося вещества в процессе производства.Технический результат осуществляется следующим образом. Способ получения композиционного топливного материала включает подготовку делящихся веществ и инертного разбавителя. Затем осуществляют многократную вакуумную пропитку инертного разбавителя, в качестве которого используют пористый карбид циркония, металлоорганическими комплексами, или золями, или растворами нитратов плутония и младших актиноидов с их последующей термодеструкцией при помощи двухстадийной термообработки.Для экспериментальной проверки композиционного материала были использованы заготовки сердечников ТВЭЛ из карбида циркония различной пористости - 35; 50; 82,5%.Химический состав исходных карбидных заготовок приведен в таблице.


















Формула изобретения
1. Композиционный топливный материал, содержащий делящееся вещество на основе диоксида плутония и инертный разбавитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит в качестве делящегося вещества окислы младших актиноидов - америция, и/или нептуния, и/или кюрия в количестве 1-40% от содержания диоксида плутония, а в качестве инертного разбавителя - пористый карбид циркония, при следующем соотношении компонентов, мас.%:Делящееся вещество 10-75Карбид циркония Остальное2. Способ получения композиционного топливного материала, включающий подготовку делящихся веществ и инертного разбавителя и осуществление термообработки топливного материала, отличающийся тем, что после подготовки исходных компонентов осуществляют многократную вакуумную пропитку инертного разбавителя, в качестве которого используют пористый карбид циркония, металлоорганическими комплексами, или золями, или растворами нитратов плутония и младших актиноидов с их последующей термодеструкцией при помощи двухстадийной термообработки.