Способ определения октанового числа автомобильных бензинов
Изобретение относится к области аналитической техники, а именно к способам и средствам оценки детонационной стойкости автомобильных бензинов. Сущность: способ включает определение значений информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение плотности и температуры пробы анализируемого бензина. Дополнительно измеряют коэффициент преломления анализируемого бензина, а в качестве информативного параметра используют поверхностное натяжение анализируемого бензина, при этом октановое число определяют в интервале температур 10-40С по расчетной формуле. Технический результат изобретения заключается в обеспечении простоты реализации способа, пожаробезопасности и инвариантности результатов измерений к содержанию воды в анализируемом бензине. 1 табл.
Изобретение относится к области аналитической техники, а именно к способам и средствам оценки детонационной стойкости автомобильных бен-зинов.
Известен способ определения октанового числа автомобильных бензинов (Белянин Б.В. Технический анализ нефтепродуктов и газа. Л.: Химия, 1970, с.164-168), состоящий в сравнении детонационной стойкости испытуемого и эталонного топлива на специальном стандартизированном двигателе внутреннего сгорания. При определении находят экспериментальную зависимость степени сжатия рабочей смеси в двигателе от содержания изооктана в эталонном топливе, а затем по этой зависимости после испытания анализируемого бензина находят значение его октанового числа.Недостатком данного способа определения октанового числа является большая длительность определения, составляющая 120 мин, высокая стоимость и громоздкость экспериментальной установки, сложность ее обслуживания и дороговизна компонентов, из которых составляются эталонные топлива.Наиболее близким по технической сущности является способ определения октанового числа (Патент РФ №2100803, кл. G 01 N 27/22, 33/22, 1997), включающий определение значения информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение температуры пробы анализируемого бензина.При этом в качестве информативного параметра используют диэлектрическую проницаемость анализируемых бензинов.Недостатком этого способа определения октанового числа бензинов является необходимость в процессе определения использовать сложные электрические устройства, приводимые в соприкосновение с анализируемым бензином, что требует специальных противопожарных мер, а также влияние на результат измерения даже незначительного количества воды, растворенной в бензине, что связано с большой (по сравнению с фракциями бензина) диэлектрической проницаемостью воды.Задачей изобретения является упрощение определения октанового числа бензинов.Технический результат - создание способа определения октанового числа бензинов, реализующего измерение без контакта электрических устройств с анализируемым бензином и обеспечивающего инвариантность результатов измерений к содержанию воды в анализируемом бензине.Технический результат достигается тем, что в способе определения октанового числа автомобильных бензинов, включающем определение значений информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение температуры пробы анализируемого бензина, дополнительно согласно изобретению измеряют коэффициент преломления, а в качестве информативного параметра используют поверхностное натяжение пробы анализируемого бензина, при этом октановое число определяют в интервале температур 10-40












Формула изобретения
Способ определения октанового числа автомобильных бензинов, включающий определение значений информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение плотности и температуры пробы анализируемого бензина, отличающийся тем, что дополнительно измеряют коэффициент преломления анализируемого бензина, а в качестве информативного параметра используют поверхностное натяжение анализируемого бензина, при этом октановое число определяют в интервале температур 10








