Устройство для регулирования цикловой подачи топлива в дизель
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливным насосам высокого давления автомобильных дизелей. Изобретение позволяет повысить точность регулирования подачи топлива и улучшить производственную технологичность. Устройство для регулирования цикловой подачи топлива в дизель содержит втулку, плунжер, имеющий исполнительную часть, сопряженную со втулкой с возможностью поворота и осевого перемещения относительно нее, и хвостовик с пятой и двумя параллельными лысками, поворотный элемент, выполненный в виде стакана со сквозными пазами, устанавливаемый с возможностью взаимодействия с плунжером через его лыски и совместного с ним поворота относительно втулки. Поворотный элемент дополнительно оснащен донцем с пазом. Диаметр хвостовика плунжера не превышает диаметра исполнительной части. Лыски выполнены вдоль всего хвостовика, длина рабочей части которого равна или больше суммы хода плунжера и донца, сопряженного с ним поворотного элемента. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно к плунжерным топливным насосам высокого давления дизелей.Известны конструкции плунжерных топливных насосов высокого давления с устройствами дня регулирования цикловой подачи топлива в дизель, содержащими втулку, плунжер и поворотный элемент. В качестве поворотного элемента обычно используется цилиндрическая деталь в форме стакана, имеющая прямоугольные пазы, входящие в контакт с заплечиками хвостовой части плунжера. Поворотный элемент кинематически связан с органом дозирования топлива либо через зубчатый сектор, либо посредством штифтового поводка [1-5].Плунжер представляет собой стержень, состоящий из исполнительной части, содержащей торец, цилиндрическую поверхность с винтовыми канавками и т.п., и управляющей части, имеющей уменьшенный диаметр по отношению к исполнительной части и содержащей пяту, диаметр которой больше диаметра исполнительной части, и заплечики с двумя параллельными лысками, причем заплечики выступают за пределы диаметра исполнительной части.Однако технологичность конструкции плунжера в совокупности с конструкцией поворотного элемента по данной схеме может быть улучшена. Плунжер изготавливается из дорогостоящих сортов стали, а заплечики, выступающие за пределы его рабочего диаметра, не позволяют уменьшить диаметр заготовки. Кроме того, длина поворотного элемента должна быть больше суммарной длины хода плунжера и высоты заплечиков. Таким образом, имеется возможность улучшения производственной технологичности за счет уменьшения диаметра заготовки плунжера и высоты поворотного элемента, а также упрощения технологических операций их изготовления.В качестве прототипа может быть принята конструкция устройства для регулирования цикловой подачи топлива в дизель, входящего в состав топливного насоса высокого давления [2] дизеля.Устройство содержит втулку, плунжер, имеющий исполнительную часть, сопряженную со втулкой с возможностью поворота и осевого перемещения относительно нее, и хвостовик с пятой и двумя параллельными лысками, поворотный элемент, выполненный в виде стакана со сквозными пазами, устанавливаемый с возможностью взаимодействия с плунжером через его лыски и совместного с ним поворота относительно втулки.Функции регулирования цикловой подачи топлива, а именно: поворот плунжера вокруг своей оси в условиях постоянного возвратно-поступательнсго его перемещения, т.е. в этих условиях сопряжение плунжера с поворотным элементом, через который передаются управляющие воздействия органа дозирования топлива, не должно нарушаться. Эти функции данное устройство может выполнять при некотором изменении конструкции составных деталей плунжера и поворотного элемента с целью улучшения их производственной технологичности и повышения точности регулирования подачи топлива.Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для регулирования цикловой подачи топлива в дизель, содержащем втулку, плунжер, имеющий исполнительную часть, сопряженную со втулкой с возможностью поворота и осевого перемещения относительно нее, и хвостовик с пятой и двумя параллельными лысками, поворотный элемент, выполненный в виде стакана со сквозными пазами, устанавливаемый с возможностью взаимодействия с плунжером через его лыски и совместного с ним поворота относительно втулки, согласно изобретению поворотный элемент дополнительно оснащен донцем с пазом, а диаметр хвостовика плунжера не превышает диаметра исполнительной части, причем лыски выполнены вдоль всего хвостовика, длина рабочей части которого равна или больше суммы хода плунжера и донца, сопряженного с ним поворотного элемента.Лыски на хвостовике и пяте плунжера могут быть расположены в разных плоскостях. Поворотный элемент может быть дополнительно оснащен боковым пазом.Таким образом, повышается производственная технологичность плунжера и поворотного элемента.Предлагаемый вариант устройства соответствует критерию “существенные отличия”.Фиг.1 - устройство для регулирования цикловой подачи топлива в дизель в сборе.Фиг.2 - конструкция плунжера.Фиг.3 - конструкция поворотного элемента.Плунжер 1 размещен во втулке 2 (фиг.1), которая коаксиально сопряжена с поворотным элементом 3, установленным с возможностью взаимодействия с лысками 5 плунжера 1 через паз 4.Плунжер 1 (фиг.2) имеет исподнительную поверхность 6 и хвостовик 7 с лысками 5, расстояние между которыми соответствует размеру А, а расстояние между лысками на пяте 8 плунжера соответствует размеру Б, причем Б может быть равно или меньше А (Б
Формула изобретения
1. Устройство для регулирования цикловой подачи топлива в дизель, содержащее втулку, плунжер, имеющий исполнительную часть, сопряженную со втулкой с возможностью поворота и осевого перемещения относительно нее, и хвостовик с пятой и двумя параллельными лысками, поворотный элемент, выполненный в виде стакана со сквозными пазами, устанавливаемый с возможностью взаимодействия с плунжером через его лыски и совместного с ним поворота относительно втулки, отличающееся тем, что поворотный элемент дополнительно оснащен донцем с пазом, а диаметр хвостовика плунжера не превышает диаметра исполнительной части, причем лыски выполнены вдоль всего хвостовика, длина рабочей части которого равна или больше суммы хода плунжера и донца, сопряженного с ним поворотного элемента.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что лыски на хвостовике и пяте плунжера расположены в разных плоскостях.3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что поворотный элемент дополнительно оснащен боковым пазом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3