Система топливоподачи автомобильного дизеля
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам топливоподачи дизелей. Изобретение позволяет повысить экономические и экологические показатели автомобильных дизелей. Система топливоподачи автомобильного дизеля содержит форсунки, плунжерный топливный насос высокого давления, имеющий кулачковый вал, дозирующую рейку, насосные секции, состоящие из дозирующей и фазирующей плунжерных пар, рабочие полости которых сообщены с линией высокого давления через нагнетательные клапаны, а плунжерные втулки имеют впускные отверстия, сообщенные с линией низкого давления. Плунжерный топливный насос высокого давления дополнительно оснащен фазирующей рейкой, связанной с фазирующими плунжерами, верхние кромки которых выполнены в виде винтовой линии. В фазирующих втулках проточены кольцевые канавки, соединенные через промежуточные каналы с рабочими полостями дозирующих плунжерных пар. Расположение впускных отверстий обоих втулок и кольцевых канавок фазирующих втулок выполнено таким образом, что осуществление регулировки момента начала подачи топлива возможно только с помощью фазирующей рейки, а конца подачи - только с помощью дозирующей рейки. Система топливоподачи автомобильного дизеля дополнительно оснащена электронным блоком управления, имеющим электрическую связь с электромагнитами привода обеих реек, электронной педалью управления, датчиками частоты вращения коленчатого вала, относительно углового положения кулачкового вала, положения дозирующей рейки и положения фазирующей рейки. 4 ил.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно к системам топливоподачи дизелей.Современные системы топливоподачи автомобильных дизелей должны обеспечивать высокую топливную экономичность и низкий уровень выброса вредных веществ с отработавшими газами, ограничиваемый законодательством разных стран мира, в том числе России.С целью выполнения этих условий системы топливоподачи автомобильных дизелей должны обеспечивать возможность регулирования как количеством подаваемого топлива, так и моментом начала его впрыскивания, причем не только в зависимости от изменения частоты вращения дизеля, но и от изменения нагрузки. Поскольку такие зависимости неоднозначны, то управление топливоподачей для обеспечения весьма сложных законов взаимного перемещения рейки и начала впрыскивания топлива может быть осуществлено только с помощью электронных систем управления [1]. Из этого следует и еще одно условие, предъявляемое к современным системам топливоподачи автомобильных дизелей, оснащенным плунжерными топливными насосами высокого давления, т.е. условие восприимчивости электронного управления через исполнительные механизмы. Для создания высокого давления в большинстве случаев применяются плунжерные топливные насосы высокого давления (ТНВД), технология изготовления прецизионных деталей которых хорошо освоена фирмами-производителями, и поэтому получение нового качества систем топливоподачи дизелей желательно с использованием уже достигнутого и при сохранении существующих технологий. Таким образом, электронное управление традиционными системами топливоподачи, состоящими из бака, линий низкого и высокого давления, фильтров грубой и тонкой очистки, плунжерных топливных насосов низкого и высокого давления, форсунок [2] (стр. 103-104), может быть достигнуто путем применения электронно-управляемых исполнительных механизмов рейкой ТНВД [3, 4], муфтой опережения впрыскивания [5, 6]. Однако желательно избежать применения электронно-управляемых муфт опережения впрыскивания, т.к. конструкция их весьма сложна (иногда в такую конструкцию входит автономная пневмо- или гидросистема), что приводит к уменьшению надежности. В связи с этим были применены системы топливоподачи, в которых управление изменением момента начала впрыскивания топлива осуществляется путем введения в конструкцию традиционных ТНВД дополнительной втулки, от перемещения которой осуществляется изменение момента начала подачи топлива [7, 8] либо с помощью механических, либо с помощью электромагнитных исполнительных механизмов [9].Практика применения фирмой R. Bosch аналогичных систем топливоподачи дизелей, оснащенных ТНВД, каждая насосная секция которых [7-9] выполняет сразу две управляющих функции через две рейки (дозирующую и фазирующую), не соответствуют требованиям надежности, т.к. большое число подвижных прецизионных сопряжений приводит к быстрому износу их деталей, снижению точности дозирования величины цикловой подачи топлива и момента начала впрыскивания топлива.Однако известны системы топливоподачи [10], содержащие топливный насос высокого давления, каждая секция которого имеет две плунжерные пары, рабочие полости которых сообщены с линией высокого давления через нагнетательные клапаны. Наиболее близким аналогом является система топливоподачи, представленная в [11] (прототип).Прототип имеет следующие недостатки: не обеспечивает регулирования момента начала впрыскивания топлива одновременно в зависимости не только от частоты вращения, но и от нагрузки, не обеспечивает теоретически необходимого закона подачи топлива (т.е. медленное нарастание фронта повышения давления в подыгольной области форсунки и резкая отсечка).Сущность изобретения заключается в том, что система топливоподачи автомобильного дизеля содержит форсунки, каждая из которых соединена подыгольной полостью с линией высокого давления, плунжерный топливный насос высокого давления, имеющий кулачковый вал, дозирующую рейку, насосные секции, состоящие из дозирующей и фазирующей плунжерных пар, рабочие полости которых сообщены с линией высокого давления через нагнетательные клапаны, а плунжерные втулки имеют впускные отверстия, сообщенные с линией низкого давления. Согласно изобретению плунжерный топливный насос высокого давления дополнительно оснащен фазирующей рейкой, связанной с фазирующими плунжерами, верхние кромки которых выполнены в виде винтовой линии, а в фазирующих втулках проточены кольцевые канавки, соединенные через промежуточные каналы с рабочими полостями дозирующих плунжерных пар, причем расположение впускных отверстий обоих втулок и кольцевых канавок фазирующих втулок выполнено таким образом, что осуществление регулировки момента начала подачи топлива возможно только с помощью фазирующей рейки, а конца подачи - только с помощью дозирующей рейки и что система топливоподачи автомобильного дизеля дополнительно оснащена электронным блоком управления, имеющим электрическую связь с электромагнитами привода обеих реек, электронной педалью управления, датчиками частоты вращения коленчатого вала, относительного углового положения кулачкового вала и положения дозирующей рейки, положения фазирующей рейки. В этом состоят существенные отличия. 'На фиг.1 изображена секция системы топливоподачи дизеля; на фиг.2 - вид на секцию сбоку; на фиг.3 - электронная схема системы топливоподачи; на фиг.4 -график зависимости P=f(







Формула изобретения
Система топливоподачи автомобильного дизеля, содержащая форсунки, каждая из которых соединена подыгольной полостью с линией высокого давления, плунжерный топливный насос высокого давления, имеющий кулачковый вал, дозирующую рейку, насосные секции, состоящие из дозирующей и фазирующей плунжерных пар, рабочие полости которых сообщены с линией высокого давления через нагнетательные клапаны, а плунжерные втулки имеют впускные отверстия, сообщенные с линией низкого давления, отличающаяся тем, что плунжерный топливный насос высокого давления дополнительно оснащен фазирующей рейкой, связанной с фазирующими плунжерами, верхние кромки которых выполнены в виде винтовой линии, а в фазирующих втулках проточены кольцевые канавки, соединенные через промежуточные каналы с рабочими полостями дозирующих плунжерных пар, причем расположение впускных отверстий обоих втулок и кольцевых канавок фазирующих втулок выполнено таким образом, что осуществление регулировки момента начала подачи топлива возможно только с помощью фазирующей рейки, а конца подачи - только с помощью дозирующей рейки, и что система топливоподачи автомобильного дизеля дополнительно оснащена электронным блоком управления, имеющим электрическую связь с электромагнитами привода обеих реек, электронной педалью управления, датчиками частоты вращения коленчатого вала, относительно углового положения кулачкового вала, положения дозирующей рейки и положения фазирующей рейки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4