Способ реконструкции карьера с двумя близкорасположенными рудными телами
Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано при открытой разработке полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности и полноты выемки полезного ископаемого при сокращении объемов вскрыши. Способ включает разнос бортов карьера на промежуточном этапе с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости, и разделенных предохранительными бермами, формирование транспортных съездов и устройство разворотных площадок, на этапе доработки размещение транспортных коммуникаций в части карьерного поля по одному из рудных тел, доработку до проектной глубины с оставлением рудных целиков, поэтапное формирование отсыпного съезда в выработанном пространстве до примыкания к съезду на предельном контуре карьера и доработку рудных целиков. Причем на промежуточном этапе строенные уступы отстраивают выпукло-ломаного профиля, от разворотной площадки формируют кольцевые транспортные съезды противоположного направления, доработку рудных целиков ведут послойно за счет погашения транспортных съездов, отстроенных по рудному телу, при этом на этапах доработки в местах крутого падения рудного тела борт карьера отстраивают сверхвысокими уступами. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке открытым способом месторождений полезных ископаемых.Известен способ отработки карьера до проектного контура путем поэтапной разработки карьерного поля с послойной выемкой горной массы и формированием уступов, оконтуриваемых вертикальными скважинами с отстройкой горизонтальных предохранительных берм и наклонных транспортных съездов с площадками смягчения угла наклона трассы (Патент РФ 2098627, Е 21 С 41/26. Способ отработки карьера. В.А.Милушков, Г.А.Яковлев, В.Я.Калашников и др. Заявка №96102414/03, заявлено 14.02.96, опубл. 10.12.97, бюл. №34).Недостатком данного способа является то, что отстройка борта карьера вертикальными уступами в северных условиях не может обеспечить их долговременной устойчивости, особенно на участке борта с южной экспозицией, что приводит к снижению безопасности ведения горных работ. Кроме того, вскрытие карьера спиральными съездами не позволяет применять однополосное движение автотранспорта, при этом для обеспечения полноты выемки полезного ископаемого возникает необходимость либо увеличения объемов вскрышных работ, либо замены технологического автопарка на машины меньшей грузоподъемности. Все это делает известный способ недостаточно эффективным как по технологическим показателям отработки карьера, так и по экономическим.Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ реконструкции карьеров, включающий разнос бортов карьера на промежуточном этапе с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости и разделенных предохранительными бермами, формирование транспортного съезда с петлевой формой трассы и устройством разворотных площадок в местах смены направления движения технологического транспорта. На этапе доработки транспортные коммуникации располагают в одной части карьерного поля, отрабатывают карьер, оставляя рудный целик, путем выемки горной массы между ним и предельным контуром борта карьера и поэтапно формируют отсыпной съезд в выработанном пространстве до примыкания к съезду на предельном контуре карьера. После соединения транспортных съездов производят окончательное переформирование съезда по рудному целику и дорабатывают рудные целики, при этом борт карьера на высоту рудных целиков погашают без транспортных съездов, с формированием только предохранительных берм между откосами сдвоенных, строенных уступов (А.с. 1710754 СССР, Е 21 С 41/26. Способ реконструкции карьеров. Н.Н. Кузнецов и др. Заявка № 4776731/03, заявлено 04.01.90, опубл. 07.02.92, бюл. №5).Недостатком данного способа является необходимость многократного переформирования в процессе доработки карьера до проектного дна транспортных коммуникаций, расположенных на рудном целике. Это снижает интенсивность добычных работ и увеличивает сроки доработки оставшихся запасов руды. Помимо этого, размещение рудного целика вне погашаемого борта карьера (в центральной части карьерного поля) резко сужает область формирования фронта развития горных работ, а при отработке двух сближенных рудных тел с различным качеством полезного ископаемого данное расположение рудного целика значительно затрудняет вовлечение в первоочередную добычу руды с более высоким содержанием полезного компонента, что снижает выход товарной продукции. В результате приведенные факторы ухудшают экономические показатели и уменьшают эффективность производства открытых горных работ. Учитывая непродолжительный срок стояния уступов в предельном положении на этапах доработки, к недостаткам данного способа относится формирование предохранительных берм в придонной части на предельном контуре карьера, разделяющих погашенные сдвоенные, строенные уступы. При этом для обеспечения полноты выемки высокоценной руды требуется увеличение объема вскрышных работ при разносе борта карьера для размещения этих берм, что также значительно снижает эффективность горных работ.Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и полноты выемки полезного ископаемого при снижении объемов вскрыши.Поставленная цель достигается тем, что в способе реконструкции карьера с двумя близкорасположенными рудными телами, включающем разнос бортов карьера на промежуточном этапе с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости, и разделенных предохранительными бермами, формирование транспортных съездов и устройство разворотных площадок, на этапе доработки размещение транспортных коммуникаций в части карьерного поля по одному из рудных тел, доработку до проектной глубины с оставлением рудных целиков, поэтапное формирование отсыпного съезда в выработанном пространстве до примыкания к съезду на предельном контуре карьера и доработку рудных целиков, на промежуточном этапе строенные уступы отстраивают выпукло-ломаного профиля, от разворотной площадки формируют кольцевые транспортные съезды противоположного направления, доработку рудных целиков ведут послойно за счет погашения транспортных съездов, отстроенных по рудному телу, при этом на этапах доработки в местах крутого падения рудного тела борт карьера отстраивают сверхвысокими уступами, причем кольцевые транспортные съезды формируют с однополостным движением.При формировании отсыпного транспортного съезда направление отсыпки осуществляют с двух сторон навстречу друг другу.При формировании выпукло-ломаного профиля откоса строенного уступа производят оконтуривание его верхней части скважинами под углом 75













Формула изобретения
1. Способ реконструкции карьера с двумя близкорасположенными рудными телами, включающий разнос бортов карьера на промежуточном этапе с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости, и разделенных предохранительными бермами, формирование транспортных съездов и устройство разворотных площадок, на этапе доработки размещение транспортных коммуникаций в части карьерного поля по одному из рудных тел, доработку до проектной глубины с оставлением рудных целиков, поэтапное формирование отсыпного съезда в выработанном пространстве до примыкания к съезду на предельном контуре карьера и доработку рудных целиков, отличающийся тем, что на промежуточном этапе строенные уступы отстраивают выпукло-ломаного профиля, от разворотной площадки формируют кольцевые транспортные съезды противоположного направления, доработку рудных целиков ведут послойно за счет погашения транспортных съездов, отстроенных по рудному телу, при этом на этапах доработки в местах крутого падения рудного тела борт карьера отстраивают сверхвысокими уступами.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что кольцевые транспортные съезды формируют с однополосным движением.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при формировании отсыпного транспортного съезда направление отсыпки осуществляется с двух сторон навстречу друг другу.4. Способ по п.1, отличающийся тем, что для формирования выпукло-ломаного профиля откоса строенного уступа производят оконтуривание его верхней части скважинами под углом 75°, пробуренными на высоту сдвоенного уступа.5. Способ по п.1, отличающийся тем, что для формирования выпукло-ломаного профиля откоса строенного уступа производят оконтуривание его нижней части скважинами под углом 90°, пробуренными с подошвы первого горизонта на высоту сдвоенного уступа.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2