Дорожный каток комбинированного действия
Использование: послойное уплотнение дорожных асфальтобетонных оснований и покрытий, а именно дорожные катки. Технический результат - повышение производительности катка и снижение энергоемкости процесса уплотнения. Дорожный каток включает в себя раму, на которой установлена силовая установка, ведущий и ведомый вальцы. Виброплита, с установленным на ней вибровозбудителем направленного действия и механизмом регулирования направления действия возмущающей силы в зависимости от типа уплотняемой смеси, соединена с рамой катка через тяговую раму. Гидроцилиндры служат для подъема и опускания виброплиты. Двигатель привода вибровозбудителя крепится кронштейном к установочной плите. В процессе уплотнения виброплита устанавливается на поверхность слоя материала, гидроцилиндрами обеспечивается необходимое статическое давление (0,01 - 0,03) мПа, и при начале передвижении катка включается вибровозбудитель. Угол воздействия возмущающей силы б (угол, заключающийся между рабочей поверхностью виброплиты и направлением действия возмущающей силы) устанавливается до начала работ в зависимости от типа уплотняемой смеси. Виброплита с высокой частотой колебаний 70 - 80 Гц вызывает в уплотняемой смеси тиксотропные изменения и снижает сопротивление смеси уплотнению. Направленная под углом к поверхности материала возмущающая сила также позволяет снизить сопротивление смеси уплотнению. 3 ил.
Изобретение относится к машинам для послойного уплотнения дорожных асфальтобетонных оснований и покрытий, а именно к дорожным каткам.Известен каток, содержащий раму машины, силовую установку, один и более вальцов, при перекатывании которых в уплотняемом материале под действием их силы тяжести образуются остаточные деформации (Хархута Н.Я. и др. Дорожные машины. Теория, конструкция и расчет. Под ред. Хархуты Н.Я. - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Машиностроение, 1976. - 472 с.).Для этого типа катков, имеющих высокую надежность в эксплуатации и достаточно простую конструкцию, характерна низкая производительность, обусловленная большим количеством проходов катка по одному следу (до 20) для достижения максимальной плотности, характерной данному катку (ЕНиР. Сборник Е17. Строительство автомобильных дорог. / Госстрой СССР. - М.: Сройиздат, 1989. - 48 с.).Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для уплотнения, содержащее раму, силовую установку, виброплиту с вибровозбудителем круговых колебаний, тяговую раму и гидроцилиндры подъема-опускания виброплиты (А.с. 141496 СССР, МПК Е 01 С 19/38, 1961).Недостатком подобного типа машин является низкая эффективность вибрационного воздействия на материал при использовании круговых колебаний неопределенной частоты.Задача изобретения - повышение производительности катка и снижение энергоемкости процесса уплотнения за счет использования тиксотропных свойств асфальтобетонных смесей и направленного воздействия вибрации на поверхность уплотняемого материала.Поставленная задача решается тем, что в катке, содержащем раму, силовую установку, один или более вальцов, виброплиту, установленную перед ведущим вальцом, тяговую раму, соединяющую виброплиту с рамой катка, гидроцилиндры подъема и опускания виброплиты, согласно изобретению на виброплиту устанавливают вибровозбудитель направленного действия для создания колебаний с частотой от 70 до 80 Гц и механизм регулирования угла возмущающей силы в пределах 120°-135° к поверхности уплотняемого слоя в направлении движения катка, в зависимости от типа уплотняемой асфальтобетонной смеси.Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 - общий вид катка, фиг.2, 3 - виброплита (вид сверху и вид сбоку).Дорожный каток включает в себя раму 1, на которой установлена силовая установка 2, ведущий 3 и ведомый 4 вальцы. Виброплита 5, с установленным на ней вибровозбудителем направленного действия 6 и механизмом 7 регулирования направления действия возмущающей силы в зависимости от типа уплотняемой смеси, соединена с рамой катка через тяговую раму 8, гидроцилиндры 9 служат для подъема и опускания виброплиты. Двигатель привода вибровозбудителя 10 крепится кронштейном 11 к установочной плите 12.Дорожный каток работает следующим образом: в начале уплотнения, когда в слое происходит интенсивное накопление остаточных деформаций, каток совершает 2-3 прохода с плитой, находящейся в транспортном положении, затем после увеличения сопротивления смеси уплотнению и снижения интенсивности образования остаточных деформаций в уплотняемом материале виброплита устанавливается на поверхность слоя гидроцилиндрами, обеспечивается необходимое статическое давление (0,01...0,03 мПа) и при начале передвижении катка включается вибровозбудитель. Угол воздействия возмущающей силы


Формула изобретения
Дорожный каток, содержащий раму, силовую установку, один или более вальцов, виброплиту, установленную перед ведущим вальцом, тяговую раму, соединяющую виброплиту с рамой катка, гидроцилиндры подъема и опускания виброплиты, отличающийся тем, что виброплита имеет вибровозбудитель направленного действия для создания колебаний с частотой от 70 до 80 Гц и механизм регулирования угла возмущающей силы в пределах 120-135° к поверхности уплотняемого слоя в направлении движения катка.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3