Изобретение относится к двигателестроению, в частности к обкатке и диагностике двигателей внутреннего сгорания после изготовления. Изобретение позволяет сократить время проведения подготовки двигателя к эксплуатации, а также повысить качество проведения обкатки. Способ обкатки силовых агрегатов транспортных средств заключается в том, что обкатку ведут, используя в качестве параметров обкатки работу сил трения, обеспечивающую заданную степень приработки, а также параметры температуру агрегата (Т), крутящий момент на валу двигателя (Мс), обороты коленчатого вала двигателя (W), давление в масляной магистрали (Рм) до их стабилизации. В качестве параметров используют также параметры концентрации углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО), причем окончание процесса обкатки достигают в момент соответствия значений концентраций углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО) допустимым значениям.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к обкатке и диагностике двигателей внутреннего сгорания (ДВС) после изготовления и ремонта.
Известен способ обкатки силовых агрегатов (СА) транспортных средств, (патент РФ № 2119588, МПК 6 F 02 В 79/00, БИ № 27, 1998), заключающийся в том, что обкатку ведут, используя в качестве параметров обкатки работу сил трения, обеспечивающую заданную степень приработки, а так же в качестве параметров обкатки используют параметры температура агрегата (Т), крутящий момент на валу двигателя (М
с), обороты коленчатого вала двигателя (W), давление в масляной магистрали (P
м), которые одновременно отражают техническое состояние ДВС и задают адаптивный процесс обкатки, до их стабилизации.
Обкатку по существующему способу осуществляют по следующей зависимости:

где t - продолжительность обкатки;
А - работа сил трения.
Однако известный способ обкатки СА транспортных средств имеет следующие недостатки: при таком способе в качестве параметров обкатки используют только параметры: Т, M
c, W, Р
м, до их стабилизации, в то время как для проверки двигателей на токсичность ОГ требуются дополнительные материальные затраты и время.
Задачей предложенного способа является сокращение времени проведения подготовки двигателя к эксплуатации, а также повышение качества проведения обкатки.
Поставленная задача достигается тем, что способ обкатки СА транспортных средств, заключающийся в том, что обкатку ведут, используя в качестве параметров обкатки работу сил трения, обеспечивающую заданную степень приработки, а также параметры Т, M
c, W, Р
м, до их стабилизации, в качестве параметров используют также параметры концентрации углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО), причем окончание процесса обкатки достигают в момент соответствия значений концентраций углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО) допустимым значениям.
Способ обкатки СА транспортных средств осуществляют следующим образом. Двигатель запускают. Приработку ведут от минимально допустимых значений оборотов коленчатого вала (W) (на холостом ходу), давления в масляной магистрали (Р
м), обеспечивающих устойчивый масляный клин в системе смазки, до установленных нормативами параметров при обкатке на холостом ходу. При стабилизации параметров Т, W, М
с и Р
м постепенно увеличивают обороты до 1,5-2 W
min об/мин. После стабилизации параметров автоматически включается режим обкатки под нагрузкой одной части цилиндров и приработки на холодную другой части цилиндров: отключается один цилиндр, тем самым увеличивается нагрузка на работающие цилиндры. Обкатку ведут постепенно, увеличивая обороты до максимально допустимых, до стабилизации параметров Т, W, М
с и Р
м, затем цилиндр включается, обороты уменьшаются до 1,5-2 W
min об/мин и отключается следующий цилиндр, обкатку ведут аналогично. Цилиндры отключаются поочередно в существующем порядке. После стабилизации параметров включается цилиндр, обороты снижаются до 1,5-2 W
min об/мин, увеличивают нагрузку путем отключения двух цилиндров и обкатку ведут аналогично. Затем увеличивают нагрузку путем отключения половины цилиндров поочередно в установленном порядке.
После стабилизации параметров Т, W, М
с, Р
м двигатель переводят в режим холостого хода и включают газоанализатор, определяющий концентрации углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО) согласно методике определения концентраций по ГОСТ 17.2.2.03-87. При соответствии полученных значений концентраций углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО) допустимым значениям обкатку заканчивают. Если полученные значения концентраций углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО) превышают допустимые значения, то двигатель переводят на дополнительный режим обкатки, увеличив нагрузку. После завершения дополнительного режима обкатки снова включают газоанализатор, определяющий концентрации углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО). После того как полученные значения концентраций углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО) будут соответствовать допустимым значениям, установленным согласно указанному ГОСТу, обкатку считают законченной.
Таким образом, предлагаемый способ обкатки СА транспортных средств по сравнению с прототипом позволяет провести подготовку двигателя к эксплуатации за более короткое время, а процесс обкатки более качественно.
Формула изобретения
Способ обкатки силовых агрегатов транспортных средств, заключающийся в том, что обкатку ведут, используя в качестве параметров обкатки работу сил трения, обеспечивающую заданную степень приработки, а также параметры: температуру агрегата (Т), крутящий момент на валу двигателя (М
с), обороты коленчатого вала двигателя (W), давление в масляной магистрали (Р
м), до их стабилизации, отличающийся тем, что в качестве параметров используют также параметры концентрации углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО), причем окончание процесса обкатки достигают в момент соответствия значений концентраций углеводородов (СН) и монооксида углерода (СО) допустимым значениям.