Способ разрушения ледяного покрова
Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров. Способ разрушения ледяного покрова амфибийным судном на воздушной подушке заключается в том, что возбуждают резонансные изгибно-гравитационные волны в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью. Производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда. Количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна. Повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом, т.е. путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн [1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова./Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИАПУ, 1993, с.44].Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми СВП [2. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. - Владивосток, ДВГУ, 1988, 128 с.].Известный способ осуществляется следующим способом: СВП выводят на ледяной покров и перемещают по нему с резонансной скоростью Vр, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ и дифферент судна на корму максимальны.Недостатком способа является невозможность определения максимальной степени разрушения ледяного покрова в процессе движения судна.Сущность изобретения заключается в увеличении степени разрушения ледяного покрова до максимально возможной при резонансном методе разрушения льда и определении момента ее наступления.Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в определении минимального количества проходов судна, достаточного для достижения максимальной степени разрушения ледяного покрова при неоднократных его проходах по полю разрушаемого льда, и создании поля мелкобитого льда с минимальными энергозатратами, при этом количество проходов ограничивают их числом, превышение которого не вызывает возрастания дифферента судна на корму.Существенные признаки, характеризующие изобретение.Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова СВП путем возбуждения резонансных ИГВ в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью.Отличительные: в процессе движения производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда, при этом количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна, а повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью.Известно [3. Каштелян В.И., Позняк И.И., Рывлин А.Я. Сопротивление льда движению судна. - Л.: Судостроение, 1968, 240 с.], что повторные проходы судна по полю битого льда увеличивают степень его разрушения (уменьшают размеры обломков льда). При этом максимальные поперечные размеры льдин не превышают 3-5 толщины льда, т.е. битый лед превращается в мелкобитый. Очевидно, что аналогичные процессы, т.е. измельчение обломков льда, будут сопровождать и повторные проходы СВП над ледяным покровом, разрушенным резонансными ИГВ от первого прохода. Понятно, что процесс измельчения крупнобитого льда ИГВ будет продолжаться до тех пор, пока в отдельных обломках льда не будут возникать изгибные напряжения, превышающие предел прочности льда на изгиб. Поскольку длина и амплитуда волн, возбуждаемых СВП в битом льду, имеют конечные размеры, то и минимальные размеры обломков битого льда тоже будут ограниченными (см. [2], [3]). К этому заключению можно прийти и после анализа физических процессов, происходящих при деформировании поля битого льда волновой нагрузкой. Действительно, вначале после первого прохода судна с резонансной скоростью в ледяном покрове возникает канал, заполненный крупнобитым льдом [2].Последующие неоднократные повторные проходы по проложенному каналу с критической скоростью, т.е. со скоростью, при которой амплитуда волн, возбуждаемых судном теперь уже в битом льду, и дифферент судна на корму также будут максимальными (см. [1]), будут приводить к измельчению обломков. Однако после определенного количества проходов этот процесс прекратится, т.к. СВП непосредственно не контактирует со льдом, а воздействует на него возбуждаемыми волнами. Крупнобитый лед превратится в мелкобитый, при этом поперечные размеры обломков льда перестанут уменьшаться независимо от количества последующих проходов судна.Также известно [4. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967, 272 с.], что при разрушении льда ИГВ трансформируются в гравитационные, т.е. битый лед перестает влиять на скорость и частоту волн. При этом с уменьшением размеров обломков льда длина волн уменьшается, а амплитуда возрастает. Поэтому чем больше будет степень разрушения льда, тем больше будет амплитуда ИГВ и дифферент судна


Формула изобретения
1. Способ разрушения ледяного покрова амфибийным судном на воздушной подушке путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью, отличающийся тем, что производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда, при этом количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна.2. Способ по п.1, отличающийся тем, то повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью.РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Способ разрушения ледяного покрова // 2229409
Изобретение относится к области судостроения, в частности, к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров
Ледокольное судно на воздушной подушке // 2226477
Изобретение относится к судостроению и касается строительства амфибийных судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова резонансным способом
Морская технологическая платформа и способ снижения нагрузок от воздействия ледового покрова // 2225315
Изобретение относится к технологическому оборудованию, предназначенному для добычи полезных ископаемых в арктических условиях
Способ разрушения ледяного покрова // 2224684
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду
Способ разрушения ледяного покрова // 2224683
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду
Способ разрушения ледяного покрова // 2224682
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом, т.е
Ледокольное судно на воздушной подушке // 2221725
Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на воздушной подушке, разрушающих ледяной покров резонансным методом
Способ разрушения ледяного покрова // 2220878
Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам продления навигации на внутренних водных путях
Способ разрушения ледяного покрова // 2220877
Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду
Способ разрушения ледяного покрова // 2220876
Изобретение относится к судостроению, в частности, к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду
Способ разрушения ледяного покрова // 2229411
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров
Способ разрушения ледяного покрова // 2229412
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях
Способ разрушения ледяного покрова // 2229413
Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров
Способ разрушения ледяного покрова // 2229414
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров
Устройство для разрушения ледяного покрова // 2229415
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для разрушения ледяного покрова
Ледокольное судно на воздушной подушке // 2229416
Изобретение относится к области судостроения, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом
Способ разрушения льда // 2230000
Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию речных ледокольных судов для осуществления способа разрушения льда
Устройство для разрушения ледяного покрова // 2231466
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом
Устройство для разрушения ледяного покрова // 2231467
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом
Устройство для разрушения ледяного покрова // 2231468
Изобретение относится к области судостроения, в частности, к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами