Устройство для заделки пробоин
Изобретение относится к области судостроения, касается аварийно-спасательных средств, в частности устройств для заделки пробоин в корпусе судна. Устройство для заделки пробоины в корпусе судна содержит конусообразную эластичную оболочку (1) с основанием в форме кольца (5), уплотнительный элемент в ее вершине в виде гибкого полотнища (3) малой толщины с затягивающим тросом (2) и затягивающим жгутом (4), крепежный элемент в виде торовой пневмооболочки (10) с прилегающим полотнищем (13), снабженным зацепляющим устройством (16), закрепленный на выступе основания оболочки (1), три торовые пневмооболочки (8) и (9), закрепленные в оболочке (1) на ее основании с плавным сопряжением. При заделке пробоины заполняют оболочку (10) сжатым воздухом, заводят оболочку (1) на пробоину (20) при свободном проходе забортной воды через ее кольцо (5). Крепят коушами (16) устройство на пробоине и подают воздух в оболочки (8, 9), которые расправляют кольцо (5), покрытое снаружи клейким составом, и фиксируют его на обшивке корпуса судна. Затягивают, уплотняя тросом (2) вершину оболочки (1), а затягивающий жгут (4) наматывают на полотнище (3). Поступление воды прекращается, оболочка (1) раздувается, облегая пробоину, а кольцо (5) плотно прижимается к корпусу судна. Достигается упрощение использования устройства и расширение сферы его применения. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к области судостроения, касается аварийно-спасательных средств судов, а именно устройств для заделки пробоин в корпусе судна, и может быть применено в конструкциях иных сооружений, используемых в водном хозяйстве.Известно устройство для заделки пробоин в корпусе судна, содержащее эластичную оболочку с предохранительным листом и средства ее прижатия к наружной обшивке корпуса судна [1].Недостаток указанного устройства заключается в громоздкости конструкции и, как следствие, больших затратах времени на выполнение предшествующих постановке пластыря на место повреждения работ (размещение на палубе трех лебедок, причем одна из них должна быть закреплена на палубе в плоскости расположения центра пробоины; сбор рамы и закрепление ее на оболочке). При затягивании под воду расправленной эластичной оболочки больших размеров возникают серьезные трудности, так как наличие остаточного воздуха во внутренних полостях оболочки препятствует ее погружению. Кроме того, устройство для заделки пробоин в корпусе судна имеет сложную систему прижатия эластичной оболочки к наружной обшивке корпуса судна.Наиболее близким техническим решением из известных, принятым за прототип, является устройство для временной заделки пробоин в корпусе судна, содержащее эластичную надувную оболочку в форме усеченного конуса с основанием, имеющим центральное отверстие, размещенную на патрубке, свободно перемещающемся по стержню, снабженному уплотнительным и крепежным элементами в виде упора с прижимной гайкой и лап [2].Недостатком известного устройства является трудоемкость его постановки на пробоину, расположенную ниже ватерлинии, что обусловлено необходимостью преодоления гидродинамического давления при заводке оболочки в пробоину. Кроме этого, устройство для временной заделки пробоин может размещаться только в отверстии, близком по своей форме к кругу и без наличия острых кромок, что обусловлено самой формой эластичной надувной оболочки и отсутствием приспособлений, предохраняющих оболочку от острых кромок. Из мировой же практики известно, что при столкновении судов, посадке их на мель и ледовых повреждениях пробоины в корпусе судна чаще всего имеют щелевидную форму.Техническая задача изобретения - устранение указанных недостатков, а именно упрощение использования устройства и расширение сферы применения.Указанная техническая задача достигается тем, что в известном устройстве, содержащем эластичную оболочку в форме усеченного конуса, имеющую незамкнутую вершину конуса и основание, содержащее центральное отверстие, а также уплотнительный и крепежный элементы, в отличие от него в заявляемом устройстве уплотнительный элемент выполнен в виде гибкого полотнища с затягивающим тросом и затягивающим жгутом. Уплотнительный элемент прикреплен по периметру к вершине конуса оболочки, окантованной затягивающим тросом. На внутренней поверхности основания конуса оболочки равномерно по концентрическим окружностям расположены по меньшей мере три внутренние эластичные газонепроницаемые оболочки, выполненные в форме тора. Внешняя торовая оболочка имеет больший по сравнению с остальными оболочками диаметр образующего тор круга. Внешняя и внутренняя из этих внутренних торовых оболочек конусной оболочки плавно сопряжены своими одной из боковых и нижней стороной соответственно с внутренней боковой поверхностью и основанием конусной оболочки. Все внутренние торовые оболочки равномерно закреплены в местах сопряжения прилегающих поверхностей. Основание конусной оболочки выступает за пределы ее боковой поверхности. Крепежный элемент выполнен в виде газонепроницаемой эластичной оболочки в форме тора с прилегающим к ней полотнищем. Оболочка крепежного элемента расположена на упомянутом выступе основания вплотную к наружной поверхности конусной оболочки. Она плавно сопряжена внешней боковой стороной с поверхностью выступа основания и равномерно закреплена в местах своего сопряжения. Полотнище равномерно закреплено к торовой оболочке крепежного элемента и имеет зацепляющее приспособление. Газонепроницаемая оболочка крепежного элемента и внутренние газонепроницаемые оболочки снабжены системой наполнения и предохранительно-спускными устройствами. Гибкое полотнище уплотнительного элемента выполнено из эластичного материала, имеющего меньшую по сравнению с конусной оболочкой толщину. Конструктивно целесообразно, когда полотнище крепежного элемента имеет в плане звездообразную форму с одинаковыми впадинами в виде парабол, а зацепляющее приспособление полотнища крепежного элемента соответственно выполнено в виде мягкого троса, окантовывающего кромку параболических впадин полотнища крепежного элемента и снабженного встроенными в трос в местах пересечения впадин коушами. Эксплуатационно оправдано, когда наружная поверхность основания конусной оболочки покрыта клейким составом.Предложенное устройство упрощает использование, расширяет сферу применения и позволяет заделывать подводные пробоины с внутренней стороны корпуса судна независимо от их формы. Как известно, при постановке пластыря на пробоину с внутренней стороны корпуса судна возникает необходимость преодолевать поток забортной воды, поступающий в отсек. Один человек может преодолевать гидродинамическое давление силой в 700-800 Н, не более. Поэтому, область применения известных устройств в виде пластырей для заделки пробоин с внутренней стороны корпуса, накладываемых на нее одним или двумя членами спасательной партии, ограничена геометрическими размерами заделываемых пробоин и углублением их под поверхностью воды. Так, например, при углублении H, равном 10 м, площадь пробоины S ограничена величиной




Формула изобретения
1. Устройство для заделки пробоин, содержащее эластичную оболочку в форме усеченного конуса, имеющую незамкнутую вершину конуса и его основание, содержащее центральное отверстие, а также уплотнительный и крепежный элементы, отличающееся тем, что уплотнительный элемент выполнен в виде гибкого полотнища с затягивающим тросом, прикрепленного по периметру к вершине конуса оболочки, окантованной упомянутым затягивающим тросом и затягивающим жгутом, на внутренней поверхности основания конуса оболочки равномерно, по концентрическим окружностям расположены по меньшей мере три внутренние эластичные газонепроницаемые оболочки, выполненные в форме тора, внешняя из которых имеет больший по сравнению с остальными оболочками диаметр образующего тор круга, при этом внешняя и внутренняя из этих внутренних торовых оболочек конусной оболочки плавно сопряжены своими одной из боковых и нижней сторон соответственно с внутренней боковой поверхностью и основанием конусной оболочки, все внутренние торовые оболочки равномерно закреплены в местах сопряжения прилегающих поверхностей, а само основание конусной оболочки выступает за пределы ее боковой поверхности, крепежный элемент выполнен в виде газонепроницаемой эластичной оболочки в форме тора с прилегающим к ней полотнищем, которая расположена на упомянутом выступе основания вплотную к наружной поверхности конусной оболочки, плавно сопряжена внешней боковой стороной с поверхностью выступа основания и равномерно закреплена в местах своего сопряжения, причем полотнище равномерно закреплено к торовой оболочке крепежного элемента и имеет зацепляющее приспособление, газонепроницаемая оболочка крепежного элемента и внутренние газонепроницаемые оболочки снабжены системой наполнения и предохранительно-спускными устройствами, а гибкое полотнище уплотнительного элемента выполнено из эластичного материала, имеющего меньшую по сравнению с конусной оболочкой толщину.2. Устройство для заделки пробоин по п.1, отличающееся тем, что полотнище крепежного элемента имеет в плане звездообразную форму с одинаковыми впадинами в виде парабол.3. Устройство для заделки пробоин по пп.1 и 2, отличающееся тем, что зацепляющее приспособление полотнища крепежного элемента выполнено в виде мягкого троса, окантовывающего кромку параболических впадин полотнища крепежного элемента и снабженного встроенными в трос в местах пересечения впадин коушами.4. Устройство для заделки пробоин по п.1, отличающееся тем, что наружная поверхность основания конусной оболочки покрыта клейким составом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.01.2010
Извещение опубликовано: 27.01.2010 БИ: 03/2010