Способ коррекции выбора в условиях когнитивного диссонанса у детей с отклонениями в развитии
Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии. Выполняют упражнения на развитие сенсомоторных процессов, перцепции, ассоциативности, невербального и вербального вида памяти, сравнение и классификации на фоне аудио-фотостимуляции в диапазоне 1,0-1,5 Гц. Осуществляют стимуляцию биологически активных точек, повышающих умственную работоспособность с помощью виброакустического аппарата. Способ позволяет повысить эффективность коррекции, что достигается за счет формирования функциональных связей, являющихся нейрофизиологической основой психических функций.
Изобретение относится к области специальной психологии, в частности к способам коррекции структуры действия, происходящего в условиях когнитивного диссонанса, посредством работы над таким его компонентом как принятие решения (выбор).
Известен способ воздействия на высшие психические функции (ВПФ) с позиции иерархического строения мозговой организации ВПФ (1).Но этот способ не предполагает тренинговую работу над такими ВПФ как креативность, рефлексивность и антиципация, которая проводится нами на фоне применения сенсорных раздражителей ритмического типа и собственно работу над выбором.Наиболее близким решением является способ восстановления нарушенной структуры действия у взрослых больных с нервно-психическими отклонениями (2).Но этот способ применялся по отношению к взрослым больным с текущим болезненным процессом в нервной и психической сферах больных, имеющих принципиально иную структуру нарушения, чем у детей, отклоняющееся развитие которых обусловлено резидуальными органическими нарушениями головного мозга. Кроме того, данный способ не предполагал работу над действием, происходящим в усложненных для индивида условиях.Техническим результатом изобретения является коррекция выбора в условиях когнитивного диссонанса.Технический результат достигается тем, что в способе коррекции выбора в условиях когнитивного диссонанса у детей с отклонениями в развитии, включающем формирование полноценных когнитивных функциональных связей и работу над нарушенной структурой действий, новым является то, что создание новых полноценных стабильных функциональных связей нейрофизиологической основы для сенсомоторных и креативных психических функций осуществляют путем психологических тренировочных упражнений на фоне аудио-фотостимуляции в диапазоне собственных биоритмов мозга (1-1,5 Гц), а для стимуляции биологически активных точек, повышающих умственную работоспособность и энергетизацию организма, используют виброакустический аппарат, а затем обучают оформлять способы выбора в условиях когнитивного диссонанса с помощью приема “операциональной обеспеченности выбора во внутреннем плане” и различных видов межличностного взаимодействия.Сущность работы по данному способу заключается в следующем.I ступень. Элиминация дефицитарных и простраивание новых стабильных функциональных связей (АСФС) - формирование полноценных ВПФ.II ступень. Обучение оформлению рационального способа выбора.III ступень. Оформление рационального способа выбора в условиях когнитивного диссонанса.Практическая работа с использованием данного способа состоит в следующемI ступеньСпециальная коррекционно-развивающая работа по формированию новых функциональных связей осуществляется с учетом уровневой организации функции. Так, формирование креативности мышления, антиципации и диалектического мышления проводится через формирование предпосылочных уровней этих функций: перцепции, ассоциативности, невербального и вербального вида памяти, сравнения, классификации, а также сенсомоторных процессов. 1. Задания на развитие сенсомоторики. Данный вид упражнений, кроме основной цели, тренирует возможность переживать различные состояния, более адекватно их выражать; понимать телесную экспрессию других и собственную. Выразительные движения ребенка становятся средством самовыражения и общения.Например, детям предлагается:- свободно двигаться по комнате, не касаясь друг друга, с разной скоростью (медленно, а затем быстро);- дифференцировать напряжения мышц (максимально напрягая и расслабляя разные группы мышц);- вспомнить и воспроизвести различные ощущения (холод - тепло, сладко - горько и т.д.).Все эти и аналогичные упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные; мягкие - жесткие; сильные - слабые; тяжелые - легкие; непрерывные - отрывистые; свободные - с сопротивлением. Возможно обыгрывание в ситуациях: “Рыбки и водоросли” (плавные и легкие движения водорослей - стремительные движения рыб); “Облако и камень” (движения тяжелые - камень и легкие, плавные - облако).Обращается внимание детей на полярность состояний. Задается вопрос о возможной точке пересечения одного состояния с другим.2. Задание на развитие креативности (беглости, гибкости, оригинальности).Детям предлагается для рассмотрения изображение трех предметов (например, кирпич, газета, карандаш).а) для тренировки беглости нужно назвать возможно большее количество способов применения предметов;б) гибкость тренируется вариативностью их использования;в) оригинальность можно тренировать используя критерий неповторимости, необычности.3. Развитие антиципации осуществляетсяа) на коммуникативном уровне - решение жизненных ситуаций;б) на пространственном уровне;в) на временном уровне.Общим принципом, задающим способ работы ребенка, является переходность или поляризованность. Коррекционно-тренировочное действие ребенка в соответствии с названным принципом строится как различение двух видов психологической работы и переход от подготовки (тренировки) к реализации (выполнению).Работа по становлению основополагающих когнитивных операций включает следующее: а) постановку тренировочной задачи; б) выделение общего способа действия; в) освоение операций, входящих в состав введенного на занятии способа действия; г) введение и понимание детьми принципов моделирования.Соответственно подбираются формы работы, организуется взаимодействие ребенка и специалиста. Действие каждого осуществляется для всех - это форма коллективного общественного действия. На занятиях возможное действие должно быть превращено в действие каждого. Занятие завершается выполнением действия каждым участником коммуникативного процесса.Дефицитарность состояния перечисленных выше психических функций и соответствующих функциональных связей у детей с отклонениями в развитии обусловлена недоразвитием некоторых отделов мозга, поэтому коррекционная работа проводится на фоне сочетанного использования сенсорных раздражителей ритмического типа: аудио- и фотостимуляции в диапозоне собственных биоритмов мозга (1-1,5 Гц), а для стимуляции биологически активных точек, повышающих умственную работоспособность и энергетизацию организма (функция подкорковых образований головного мозга) используется виброакустический аппарат.Нами данный способ был апробирован по отношению к детям с дефицитом высших психических функций. Необходимо помнить:а) для формирования адаптивных приемов выбора в ситуации когнитивного диссонанса необходимо тренировать полноценные устойчивые перцептивные, сенсомоторные, а затем когнитивные функциональные связи;б) артифициальные стабильные функциональные связи (АОФС) вырабатываются на частоте фотостимуляции 1-1,5 Гц, повышенная частота фотостимуляции вызывает подавление полученных ранее эффектов;в) наибольшего эффекта АСФС можно достигнуть, если предварительно провести работу по развитию межполушарного взаимодействия мозга.Работа на межполушарное взаимодействие (сенсомоторный уровень).А. Через движения туловища, рук и ног. Например, лечь на спину (прямые ноги слегка развести; прямые, слегка разведенные руки лежат на полу над головой - туловищем изобразили букву “X”). Левая рука и нога по сигналу движутся навстречу друг другу. Правые рука и нога - наоборот.Б. Через движения головы, глаз, языка, нижней челюсти. Например, сочетанное, однонаправленное и разнонаправленное движение головы и глаз (глаз и языка и т.д.) - слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, буквенного знака. И т.д.II ступеньВ рамках метода логико-психологического анализа деятельности нами разработан прием “операциональной обеспеченности выбора во внутреннем плане”, который включает этапы1. Полноценное операциональное обеспечение переработки когнитивной информации, отражение (анализ) исходных условий действия.2. Предвосхищение результата действия.Данная и следующая операции действия выполняются с опорой на процессы антиципации и дивергентного мышления (креативности) и осуществляются с одновременным проговариванием вслух.3. Принятие решения (выбора) - выделение продуктивной для редукции диссонанса модели разрешения ситуации (способа действия).4. Выполнение действий в уме с опорой на схему - формирование полноценных функциональных систем (мозговой нейропсихологической основы выбора).Вся работа с использованием данного приема выполняется лишь при абсолютном обеспечении психологической комфортности действия, происходящего в условиях когнитивного диссонанса.Данным образом сконструированная схема - прием “операциональной обеспеченности выбора во внутреннем плане” обеспечивает формирование новых знаний и умений с заданными показателями. Причем данная схема организации условий выбора является универсальной и может быть использована как для учебно-познавательной ситуации выбора, так и социальной ситуации выбора.III ступеньРабота в пространстве когнитивного диссонанса.Способность регулировать отношения - уметь адекватно осуществить выбор, принять верное решение в ситуации когнитивного диссонанса возможно при наличии двух вещей:1. Принятие индивидом социокультурных норм и способов взаимоотношений.2. Овладение и использование конструктивных моделей взаимоотношений.Научившись структурировать пространство когнитивного диссонанса и культурно оформлять способ его разрешения, ребенок осваивает механизм взаимоотношений, выходит на новый этап своего социального и психического развития.Нами выделено 4 когнитивные модели разрешения ситуации с двумя или несколькими диссонирующими основаниями:1. Активное вынужденное согласие.2. Пассивное вынужденное согласие.3. Отсутствие согласия.4. Игнорирование оппозиционного мнения.Адаптивными (рациональными) моделями (способами) являются 1 и 3 модель - менее всего представлены у детей с отклонениями в развитии. Поэтому в продолжении всей работы участники группы тренируются в использованииа) модели “активного вынужденного согласия”, т.е. смело принимать альтернативную собственной точку зрения, интериоризируя содержащуюся в ней полезную информацию;б) модель “отсутствие согласия”, т.е. проявлять настойчивость в стиле поведения, однако при этом уметь обосновывать собственную точку зрения.За основу для работы с диссонирующими (конкурирующими) когнициями была взята собственная методика (3). В соответствии с положениями данной Методики организуются три вида конкурирующего межличностного взаимодействия, при этом работа над ситуациями включает в себя:A) Поиск причины событияB) Поиск путей конструктивного решения проблемыC) Обеспечение чувства контроля над ситуациейD) Обеспечение ощущения ценности совместной деятельности для решения вопроса, а не соперничества для достижения результата.Виды конкурирующего межличностного взаимодействия1. Конкурирующее межличностное взаимодействие между представителями одной группы.Ситуация. На уроке рисования ученик задел картинку своего соседа и выпачкал ее. Между школьниками завязывается диалог:- Что ты наделал? Ты все мне размазал!- Я же не хотел, я нечаянно!- …- Пойдем, я скажу учителю, что это я выпачкал рисунок, нечаянно.Работа над ситуацией проводится по описанной выше схеме.2. Конкурирующее межличностное взаимодействие между представителями двух оппозиционно настроенных групп. Подготовительная работа: а) обсуждение задания психолога внутри группы; б) выбор представителей групп для диалога; в) диалог двух "противников", защищающих интересы группы.Упражнение "Внешность". Необходимо описать внешность игрока противоположной команды так, чтобы он догадался, что речь идет о нем. При подготовке использовать схему описания: одежда, выражение лица, привычки, качества характера. Если игрок противоположной команды считает, что его внешность охарактеризована недостаточно ясно, он может не согласиться с мнением ученика его характеризовавшего или задать уточняющие вопросы. Очко получает тот, кто смог дать наиболее точное описание ученика противоположной команды, а также тот, кто аргументированно смог доказать свое несогласие с такой характеристикой.1-й ученик: - У этого человека синий костюм, голубые глаза, он веселый, любит вкусно поесть. Кто это?2-й ученик: - Я мог бы сказать, что это обо мне, но у меня синий костюм в крапинку.1-й ученик: - Больше ни у кого нет костюма такого цвета, я имел в виду цвет костюма, а не его рисунок.3. Ведение дискуссии со слушателями по содержанию выступления.Организация работы: а) обсуждение содержания выступления в группе; б) выступление по подготовленной теме; в) ответы на вопросы "слушателей"; г) обсуждение выступления.Опорой выступления служит план содержания текста. Постепенно, при подключении "аудитории" в обсуждении содержания выступления (упражнения "Оратор", "Интервью", "Премьера" и др.), доля спонтанных, неподготовленных высказываний учащихся возрастает. Выступление оценивается с позиций актуальности содержания, логики построения, этики взаимоотношений со слушателями.Упражнение "Оратор". Учащиеся выбирают тему для подготовки выступления перед "аудиторией": "Музеи", "Театр", "Телевидение", "Кинематограф", "Путешествие на необитаемый остров", "Путешествие по злым и добрым планетам" и т.д.Одно из выступлений.1-й ученик: Планеты, так же как и люди бывают добрые и злые. Поэтому злые люди стараются попасть жить на злую планету, а добрые - на добрую.Но вот однажды один добрый исследователь попал на злую планету. Что тут началось. Злыдни тут же почувствовали чужака и стали строить перед ним разные препятствия. Однажды чуть не обкормили сладостями. Но добрый исследователь все равно успел сделать свое дело и убежать со злой планеты.2-й ученик: Что же открыл добрый исследователь такого, что могло помочь людям его планеты?1-й ученик: Он узнал их привычки, это тоже важно, чтобы предупредить всех добрых людей.3-й ученик: Но злые люди, наверное, не считают себя злыми, как это узнать?1-й ученик: Если они все делают только для себя, во вред другим, вот тебе и злыдень, и т.д.Данный этап работы возможен только после успешного завершения двух первых.Противопоказаниями к использованию “Полифакторной модели коррекции выбора” (ПМКВ) являются: возраст до 5 лет; отсутствие возможности или желания у родителей работать с ребенком в домашних условиях не менее 3-4 ч в день; психозы, олигофрения с выраженным снижением интеллекта, грубые нарушения высших корковых функций и психоэмоциональной сферы (как у ребенка, так и у родителей); дегенеративно-дистрофические заболевания, двигательное возбуждение и др.Занятия проводятся групповым интенсивным методом. Численность группы 6-12 чел. Продолжительность каждого занятая 40 мин - 1,5 ч. Паузы для психофизической тренировки через каждые 20-25 мин.Отбор детей в группу осуществляется после обязательного предварительного обследования психологом, нейропсихологом, невропатологом (при необходимости), желательно с записью электроэнцефалограммы (ЭЭГ), проведенной со всеми стандартными функциональными пробами. Психокоррекционная работа осуществляется психологом и невропатологом (при необходимости).Перед началом занятий дети вместе с родителями собираются на подготовительное занятие, на котором объясняются основные направления работы их ведущая цель. Родителям также объясняется необходимость закрепления в домашних условиях тех навыков, которые будут получать дети на занятиях.Тетрадь наблюдений ведется на протяжении всего срока занятий.ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.2. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. - Томск, 1993 (прототип).3. Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у детей с заиканием младшего школьного возраста / канд. дис. - М., НИИ Дефектологии, 1997.Формула изобретения
Способ коррекции когнитивного диссонанса у детей с отклонениями в развитии, включающий формирование полноценных стабильных когнитивных функциональных связей и работу над нарушенной структурой действий, отличающийся тем, что выполняют упражнения на развитие сенсомоторных процессов, перцепции, ассоциативности, невербального и вербального видов памяти, сравнение и классификацию на фоне аудио-фотостимуляции в диапазоне 1,0-1,5 Гц и осуществляют стимуляцию биологически активных точек, повышающих умственную работоспособность с помощью виброакустического аппарата.