Изобретение относится к сжиганию топлива в колебательном режиме. Способ сжигания топлива заключается в его подаче на горелочное устройство с последующим смешением с воздухом и сжиганием, причем воздух перед подачей на смешение с топливом пропускают через электромеханический генератор с вращающимися заслонками, перекрывающими на 3-97% канал воздушного потока с частотой вращения электродвигателя 1000-6000 оборотов в минуту и частотой колебаний воздушного потока 30-600 Гц. Изобретение позволяет уменьшить вибрации оборудования, повысить устойчивость горения и уменьшить расходы топлива при сжигании. 5 ил.
Изобретение относится к области подготовки и сжигания топлива (газа, мазута и др.) в газодинамическом режиме и может быть использовано для и др.
К наиболее известным и используемым видам сжигания топлива в газодинамическом режиме относятся вибрационное и колебательное горение.
В течение 50-60-х годов 20 века были созданы устройства, реализующие колебательное горение с помощью воздействия на поток топливовоздушной смеси ультразвуковых колебаний [1] и др. Характер воздействия этих колебаний на процесс смешения и горения топлива заключается в усилении турбулизации потока. При горении в ультразвуковом поле наблюдается повышение температуры открытого факела в его отдельных областях на 200-300

С [2] и повышение теплоотдачи от факела к стенке на 10-30%.
Недостатком резонансных систем вибрационного горения является сложная организация устойчивого вибрационного режима.
В настоящее время в России и за рубежом разработано большое количество устройств, реализующих колебательное горение, с помощью которых сжигают твердое, жидкое и газообразное топливо. Основным физическим способом, с помощью которого реализуется указанное горение, является прерывистая (колебательная) подача воздуха в камеру сгорания [3], импульсная подача топлива в камеру за счет специальных форсуночных устройств [4] и прерывистая подача воздуха.
Использование положительных сторон вибрационного и колебательного горения является актуальным, но практическое использование этих устройств остается недостаточным, что связано со слабой изученностью колебательных процессов и недостаточной экспериментальной отработкой устройств [5].
Известен способ сжигания топлива [6], согласно которому мазут подают через резонансные трубы, реакторы, газификатор и топливную форсунку в блок камер вибрационного горения, снабженных акустическим резонатором, в которых он смешивается с воздухом и сжигается. Примерно 8% воздуха поступает в камеру через газификатор, а остальная часть - по воздуховоду. Колебание давления в реакторах камер воздействует через волновод друг на друга. Этим обеспечивается связанность камер как акустических систем.
Использование указанного способа показало, что от вибраций происходит ряд разрушений в конструкции самих камер, поэтому требуются дальнейшие конструктивные доработки.
Известен другой способ сжигания топлива [7], принятый нами за прототип. Согласно этому способу к топливу, выходящему из горелки, подводят с помощью двух сопел, соединенных со струйным газогенератором колебаний, воздух, который смешивается с топливом. Попеременное истечение воздуха из сопел воздействует на факел с противоположных направлений, вынуждая его к поперечным относительно своей оси колебаниям. В результате этого факел приобретает устойчивую турбулентную структуру, а процесс окисления частиц топлива происходит более интенсивно и полно, что уменьшает химическую неполноту сгорания топлива.
Недостатком предложенного способа является значительное усиление шума, увеличение колебания давления внутри топочной камеры и вибрация оборудования.
Задачей предлагаемого технического решения является повышение эффективности процесса сжигания топлива - уменьшение шума, колебания давления внутри топочной камеры, вибрации оборудования и создание устойчивого вибрационного горения.
Это достигается за счет того, что в способе сжигания топлива, заключающемся в его подаче на горелочное устройство с последующим смешением с воздухом и сжиганием, воздух перед подачей на смешение с топливом пропускают через электромеханический воздушный генератор (ЭМВГ) c вращающимися заслонками, частично перекрывающими канал воздушного потока с частотой вращения электродвигателя при числе оборотов электродвигателя (ЧОЭ) 1000-6000 в минуту. Степень перекрытия канала подачи воздуха (СПКПВ) вращающимися заслонками ЭМВГ изменяется в диапазоне 3-97%, а частота колебаний воздушного потока (ЧКВП) - в пределах 30-600 Гц.
Степень активации воздушного потока (САВП) зависит от СПКПВ заслонками ЭВМГ [8]. При низкой СПКПВ - менее 20% САВП значительно понижается. При увеличении СПКПВ выше 80% возрастает САВП, но заметно уменьшается производительность установки ЭМВГ.
ЧОЭ вращающего заслонки ЭМВГ равно 1000-6000 в минуту. Уменьшение ЧОЭ ниже 1000 в минуту понижает САВП, а увеличение ЧОЭ более 6000 в минуту теоретически и практически возможно, но экономически нецелесообразно, так как удорожает конструкцию ЭМВГ.
ЧКВП лежит в пределах 30-600 Гц и регулируется ЧОЭ и числом вращающихся заслонок ЭМВГ. Максимальная эффективность (независимо от вида сжигаемого топлива) достигается при работе ЭМВГ с ЧОЭ 3000 в минуту, при котором реализуется колебательная подача воздуха на горелочное устройство с ЧКВП 100-200 Гц.
В процессе работы ЭМВГ могут происходить флуктуации газа во вращающемся электромагнитном поле (сжатие, разрежение газа и др.). Поэтому может происходить нагревание газа и активация его компонентов (кислорода, азота, диоксида углерода, воды и др.), а также образование из паров воды перекиси водорода, НО
.2 и
.OH радикалов. Вследствие этого реакционная способность компонентов воздуха может значительно повыситься.
Сущность предлагаемого способа поясняется на примерах.
Пример 1. Функциональная схема установки по производству черного щебня и асфальтобетона с использованием ЭМВГ на заводе Екатеринбургского дорожно-строительного управления "Свердловсавтодор", поселок Белоярский, приведена на фиг.1.
В этой схеме мазут из емкости 8 насосом 7 по топливопроводу 6 подается на горелочное устройство 2, где смешивается с воздухом, подаваемым вентилятором 5 через ЭМВГ 4 по воздуховоду 3, при степени перекрытия канала воздушного потока 3-97% и числе оборотов электродвигателя 3000 в минуту, и сжигается. В сушильно-смесительном барабане 1 с помощью горелки 2 обеспечивается сушка черного щебня, перемешивание, нагрев и приготовление асфальтобетонной смеси.
Результаты промышленных испытаний приведены в таблице 1, из которой следует, что применение ЭМВГ позволяет на 9,3% снизить удельный расход мазута при приготовлении асфальтобетона.
Пример 2. Промышленные испытания проводились на паровом газовом котле Е-1,0-0,9Г-3 в котельной государственного производственного объединения "ТЭКОМ", г. Екатеринбург. Схема установки приведена на фиг.2.
Согласно этой схеме вентилятор 5 через шибер 9 и ЭМВГ 4 по воздуховоду 3 подает воздух на горелочное устройство 2, где он смешивается с мазутом и сжигается. Топливо горения используется на нагрев парового котла 10.
Результаты испытаний сведены в таблицу 2. Как видно из таблицы, с увеличением частоты вращения ЭМВГ с 2000 до 6000 оборотов в минуту удельный расход газа на выработку 1 Гкал тепловой энергии снижается на 1,43-7,27%.
Пример 3. Промышленные испытания проводились в технологическом цикле ваграночной печи Нижне-Тагильского котельно-радиаторного завода. В качестве " ЭМВГ применялось устройство для интенсификации горения твердых топлив в топочных системах со слоевым сжиганием [9] (Пат. №2149311, 7 F 23 В 1/16). Схема установки приведена на фиг.3.
В этой схеме воздух вентиляционной установкой 5 подается сначала в рекуператор 11, в котором нагревается до необходимой температуры и затем по воздуховоду 3 поступает на фурмы 13 с установленными в них ЭМВГ 4, где активируется и подается в ваграночную печь под слой кокса для его сжигания. (На фиг.3: 9 - шиберы, 12 - воздушное кольцо, 14 - металлическая летка, 15 - шлаковая летка).
Результаты испытаний представлены в таблице 3.
Анализ данных таблицы показывает, что при работе ЭМВГ достигается рост температуры расплава в среднем на 30-40

С от первоначальной (максимум на 70-75

С за счет снижения вязкости расплава). Производительность печи увеличивается на 10%, и при этом снижается удельный расход топлива как на одну тонну выплавляемого чугуна, так и на одну тонну готовой продукции (на 5-10%).
Пример 4. Проводились промышленные испытания по включению ЭМВГ в технологический цикл минераловатного производства. В качестве ЭМВГ применялось устройство, приведенное в примере 3. Согласно схеме, фиг.4, воздух вентилятором 5 по воздуховоду 3 через шибер 9 подается сначала на ЭМВГ 4, а затем в ваграночную печь 16. Результаты испытаний приведены в таблице 4.
Из таблицы следует, что при работе ЭМВГ в технологической линии температура в печи и температура выходящего расплава повышаются на 80-100

С. Наблюдается рост температуры отходящих газов над слоем шлака, фиг.5. На фиг.5 приведены зависимости изменения температуры,

С, отходящих газов над слоем шлака при работе вагранки, от времени начала загрузки шлака, мин.: I с ЭМВГ; II без ЭМВГ; появление факела: I при 410

С, II при 400

С. (Частота вращения двигателя ЭМВГ - 3000 оборотов в минуту, частота колебаний воздушного потока 100-300 Гц.)
Таким образом, появление факела имеет место при 410

С (с ЭМВГ) и при 400

С (без ЭМВГ). При пуске ЭМВГ растет давление в фурмах (на выходе воздуха в печь) на 30%, что свидетельствует об увеличении линейной составляющей скорости воздушного потока и соответственно его кинетической энергии.
При использовании ЭМВГ, таблица 4, производительность технологической линии повышается на 10% и снижается на 10% удельный расход топлива.
Сравнение предлагаемого способа с прототипом [7] показывает повышение эффективности сжигания топлива. Поскольку подготовка воздуха перед смешением с топливом происходит в отдельном аппарате (ЭМВГ), то шум и колебание давления внутри топочной камеры не наблюдаются. Работа ЭМВГ по предлагаемому способу, по сравнению с прототипом [7], характеризуется устойчивостью, что исключает вибрации оборудования и неустойчивость горения топлива. Кроме того, предлагаемый способ, в отличие от прототипа [7], позволяет уменьшить расход топлива на сжигание и повысить температуру процесса без изменения технологических режимов сжигания топлива.
Литература
1. А.С. 257665 СССР, класс 24. Вибрационная топка. БИ. 12.10.1970.
2. Кубанский П.Н. К вопросу о влиянии ультразвука на процесс горения/Теплоэнергетика. 1962. №1.
3. А.С. 228217 СССР, класс 24 в. Устройство для пульсирующего горения. БИ. 23.05.1969.
4. Гилод В.Я. Теплотехнические характеристики топлива. Использование газа и мазута в промышленности/Современные методы сжигания жидкого топлива. ВИНИТИ. М., 1965, 1967.
5. Подымов В.Н., Северянин В.С., Щелоков Я.М./Прикладные исследования вибрационного горения. Казань. Казанский университет. 1987.
6. Бабкин Ю.Л., Шилин А.Н. Блок камер пульсирующего горения мазута БКПК-5000. Пульсационное горение. Челябинск: Труды НТО ЭП. 1968.
7. А.С. 249534 СССР, класс 241.5. Способ сжигания жидкого и пылевидного топлива. БИ. 26.12.1969.
8. Пат. РФ № 2131557, МКИ 6 F 23 R 3/04.
9. Пат. РФ № 2149311, МКИ 7 F 23 B 1/16.


Формула изобретения
Способ сжигания топлива, заключающийся в его подаче на горелочное устройство с последующим смешением с воздухом и сжиганием, отличающийся тем, что воздух перед подачей на смешение с топливом пропускают через электромеханический генератор с вращающимися заслонками, перекрывающими на 3-97% канал воздушного потока с частотой вращения электродвигателя 1000-6000 об/мин и частотой колебаний воздушного потока 30-600 Гц.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3,
Рисунок 4,
Рисунок 5