Металлический резервуар для нефтепродуктов
Изобретение относится к области строительства, в частности к конструкциям вертикальных цилиндрических резервуаров. Металлический резервуар для нефтепродуктов включает кровлю, вертикальную стенку, окрайки, кольцевой гофр, плоское днище, свайный фундамент с кольцевым ростверком. Новым является то, что днище резервуара и стволы свай выполнены полыми и с обеспечением возможности перемещений, а рабочие полости в днище и сваях заполнены несжимаемой жидкостью, причем полости соединены между собой системой гибких несжимаемых трубопроводов, оборудованных запорными клапанами, обеспечивающими прохождение рабочей жидкости только в одном направлении - из полости днища в рабочие полости сваи. Технический результат изобретения состоит в повышении общей эксплуатационной надежности резервуара с максимальным уменьшением изгибающих моментов краевого эффекта и дополнительных напряжений в вертикальной стенке резервуара при эксплуатации сооружения в условиях слабых грунтов. 2 ил.
Изобретение относится к области строительства, в частности к конструкциям вертикальных цилиндрических резервуаров.Известен вертикальный цилиндрический резервуар, включающий кровлю, вертикальную стенку и плоское днище с окрайками и кольцевыми гофрами по периметру днища [1].Недостатком указанного резервуара является возможность возникновения в вертикальной стенке и днище дополнительных больших напряжений, обусловленных неравномерной деформацией грунтового основания под резервуаром, что приводит к снижению общей эксплуатационной надежности сооружения.Наиболее близким техническим решением является вертикальный металлический резервуар, включающий кровлю, свайный фундамент с кольцевым ростверком, плоское днище с окрайками и жестко соединенную с окрайками вертикальную стенку, анкерные устройства, закрепленные в основании, и растяжки [2].Недостатками данного технического решения являются общая низкая прочность и устойчивость резервуара вследствие того, что в ходе его возведения нельзя добиться равномерного распределения усилий в многочисленных растяжках между анкерами и днищем, что приводит к высоким локальным напряжениям материала днища в отдельных местах сопряжения с окрайками. Кроме того, в рассматриваемом конструктивном решении возникают местные высокие напряжения в вертикальной стенке в местах крепления к ней растяжек и одновременно в результате вытягивания всей системы растяжек по длине, из-за процессов ползучести и релаксации, в ходе эксплуатации резервуара возникнет недопустимо большой прогиб днища и, как следствие, начнет неотвратимо разрушаться зона сопряжения днища с окрайками даже в случае абсолютно равномерной осадки кольцевого свайного фундамента.Целью изобретения является повышение общей эксплуатационной надежности резервуара с максимальным уменьшением изгибающих моментов краевого эффекта и дополнительных напряжений в вертикальной стенке резервуара при эксплуатации сооружения в условиях слабых грунтов.Поставленная цель достигается тем, что металлический резервуар для нефтепродуктов, включающий кровлю, вертикальную стенку, окрайки, кольцевой гофр, плоское днище и свайный фундамент с кольцевым ростверком, законструирован так, что днище резервуара и стволы свай выполнены полыми и с обеспечением возможности деформации, а рабочие полости в днище и в сваях заполнены несжимаемой жидкостью. Причем полости соединены между собой системой гибких несжимаемых трубопроводов, оборудованных запорными клапанами, обеспечивающими прохождение рабочей жидкости только в одном направлении - из полости днища в рабочие полости свай.На фиг.1 представлена конструктивная схема металлического резервуара в полузагруженном состоянии;на фиг.2 представлена конструктивная схема металлического резервуара в максимально загруженном состоянии с созданием полного преднапряжения свайных фундаментов относительно окружающего грунта.Металлический резервуар для нефтепродуктов содержит кровлю 1, вертикальную стенку 2, окрайки 3, кольцевой гофр 4, полое днище 5, свайный фундамент 6 с кольцевым ростверком 7. При этом днище резервуара 5 и рабочие стволы свай 6 выполнены полыми и заполнены несжимаемой жидкостью 8 с обеспечением возможности деформации указанных несущих элементов в направлении сжатия у днища 5 и в направлении растяжения у сваи 6. Рабочие полости днища и свай соединены между собой гибким несжимаемым трубопроводом 9, оборудованным запорными клапанами 10, обеспечивающими прохождение рабочей жидкости от днища 5 к сваям 6.Металлический резервуар для нефтепродуктов работает следующим образом. Резервуар на половину высоты заполняется нефтепродуктом, и в результате днище займет положение, показанное на фиг.1. После стабилизации осадки грунта под днищем рабочие полости днища и свай заполняются несжимаемой дегазированной жидкостью под давлением около 0,1-0,12 МПа, и только после этого резервуар заполняется до полного объема, что приведет к полному преднапряжению кольцевого свайного фундамента относительно окружающего слабого водонасыщенного грунта, т.к. давление на днище от гидростатического столба нефтепродуктов высотой 15 м (для типового резервуара) будет равно около 0,13 МПа.В результате преднапряжения свай относительно окружающего грунта произойдет осушение грунта за счет миграции влаги от свай либо на поверхность грунта, либо в зону с меньшим напряженным состоянием, а также повышение всех физико-механических характеристик грунта с увеличением в несколько раз несущей способности предлагаемого кольцевого свайного фундамента по сравнению с типовым кольцевым забивным свайным фундаментом. Последнее объясняется тем, что несущая способность "висячих" свайных фундаментов на 70-80% обусловлена величиной касательных сил по боковой поверхности свай.На практике несущая способность указанных свай зависит от площади боковой поверхности (А), интенсивности нормального напряжения (













Формула изобретения
Металлический резервуар для нефтепродуктов, включающий кровлю, вертикальную стенку, окрайки, кольцевой гофр, плоское днище, свайный фундамент с кольцевым ростверком, отличающийся тем, что днище резервуара и стволы свай выполнены полыми и с обеспечением возможности перемещений, а рабочие полости в днище и сваях заполнены несжимаемой жидкостью, причем полости соединены между собой системой гибких несжимаемых трубопроводов, оборудованных запорными клапанами, обеспечивающими прохождение рабочей жидкости только в одном направлении - из полости днища в рабочие полости сваи.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2