Способ снижения смерзаемости нефтяного кокса
Изобретение относится к технологии применения профилактических антипримерзающих средств, к подготовке углеродистых материалов к транспортировке и может быть использовано для снижения смерзаемости нефтяного кокса. На нефтяной кокс и внутреннюю поверхность железнодорожных п/вагонов наносят антипримерзающее средство, содержащее газойль, выкипающий в пределах температур 160-3300С, полученный при переработке сырья, состоящего из, мас.%: 1-20 тяжелой пиролизной смолы, 1-20 тяжелого газойля каталитического крекинга и остальное гудрон, либо средство, дополнительно содержащее 1-5 мас.% экстракта селективной очистки масел, с нанесением средства путем распыления на движущийся по конвейеру кокс и на внутреннюю поверхность железнодорожных вагонов. Используют антипримерзающее средство с общим расходом 0,07 - 0,70% от массы кокса. Способ позволяет снизить смерзаемость нефтяного кокса и сократить затраты при его выгрузке из железнодорожных вагонов. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.
Изобретение относится к технологии применения профилактических антипримерзающих средств, а именно к подготовке углеродистых материалов к транспортировке, и может быть использовано для снижения смерзаемости нефтяного кокса.
Известно, что проблемы перевозки и выгрузки нефтяного кокса в зимнее время связаны с повышенным содержанием в нем воды и смерзаемостью при транспортировке в железнодорожных вагонах, что приводит к увеличению затрат на перевозку и разгрузку у потребителя. Считается экономически целесообразным применять профилактические антипримерзающие средства для обработки нефтяного кокса при его транспортировке в зимний период времени.В настоящее время для снижения смерзаемости кокса при транспортировке применяют антипримерзающие средства, которые в количестве 0,8-3,0 мас.% наносят на поверхность кокса при его погрузке в вагоны тонким распылением форсунками (Походенко Н.Т., Брондз Б.И. Получение и обработка нефтяного кокса. - М.: Химия, 1986, с.289-293). В качестве антипримерзающих средств применяют нефть, прямогонные нефтяные фракции, глицерин, смолы, хлориды магния и кальция, неионогенные ПАВ.Недостатками данного способа являются:- высокая стоимость реагентов - прямогонных нефтяных фракций, глицерина, хлоридов магния и кальция, неионогенных ПАВ;- сложность транспортировки реагентов и приготовления растворов;- низкая эффективность ряда средств;- ухудшение качества кокса при использовании неорганических соединений.Кроме того, для снижения смерзаемости углей и кокса при транспортировке применяют способ их обработки профилактическим антипримерзающим средством “Ниогрин”, представляющим собой раствор крекинг-остатка в газойлях коксования, с расходом 1-1,5% на массу угля или нефтяного кокса, описанный в (Сюняев З.И., Ольков П.Л., Рогачева О.И. Ниогрин - новый продукт против смерзания и примерзания. - Уфа, Башкирское книжное издательство, 1977, с.41-48).Недостатками данного способа являются:- сложность транспортировки и приготовления;- отсутствие крекинг-остатков из-за закрытия установок термокрекинга;- невысокая эффективность.Наиболее близким по технической сущности является способ снижения смерзаемости нефтяного кокса с применением в качестве антипримерзающего средства прямогонных дизельных фракций, газойлей коксования и каталитического крекинга, выкипающих в пределах 180-350°С, описанный в (Сюняева З.И., Ольков П.Л., Рогачева О.И. Ниогрин - новый продукт против смерзания и примерзания. - Уфа, Башкирское книжное издательство, 1977, с.15). Недостатком прототипа является сравнительно невысокая эффективность против смерзаемости кокса из-за низкотемпературных характеристик антипримерзающих средств (температура застывания).Технической задачей изобретения является снижение смерзаемости нефтяного кокса, сокращение затрат (материальных и трудозатрат) при его транспортировке и разгрузке, что достигают путем:- Нанесения на нефтяной кокс (далее кокс) и внутреннюю поверхность железнодорожных вагонов антипримерзающего средства, в качестве которого используют газойль коксования или состав, состоящий из газойля коксования и экстракта селективной очистки масел, со следующим содержанием компонентов, мас.%:Экстракт селективной очистки масел 1-5Газойль коксования ОстальноеГазойль коксования выкипает в пределах температур 160-330°С.- Применения при производстве газойля коксования сырья коксования, состоящего из, мас.%: тяжелой пиролизной смолы 1-20; тяжелого газойля каталитического крекинга 1-20 и гудрона - остальное.- Использования антипримерзающего средства с общим расходом 0,07-0,70% от массы кокса.Сопоставительный анализ предлагаемого изобретения с прототипом показывает, что в обоих случаях антипримерзающее средство представляет собой углеводородную фракцию, полученную на установке замедленного коксования. Отличиями предлагаемого изобретения от прототипа являются:- использование углеводородной фракции другого фракционного состава;- использование смесевого сырья для получения газойля коксования, позволяющее регулировать его компонентный углеводородный состав;- дополнительное введение в состав антипримерзающего средства экстракта селективной очистки масел.Эффективность предлагаемого способа снижения смерзаемости нефтяного кокса подтверждена при проведении опытно-промышленных испытаний.В опытах использовали влажный нефтяной кокс с установки замедленного коксования.Для снижения смерзаемости кокса при его транспортировке в зимнее время были испытаны антипримерзающие средства, состоящие из газойлей коксования различного фракционного и компонентного состава, полученных при коксовании сырья различного состава (см. табл.1), а также смеси газойлей с добавкой тяжелых нефтяных остатков (см. табл.2). Из приведенных в табл. 2 данных видно, что при введении в сырье коксования тяжелой пиролизной смолы (далее ТПС) и тяжелого газойля каталитического крекинга (далее ТГКК), наблюдается изменение компонентного состава получаемого газойля коксования в сторону увеличения содержания ароматических углеводородов и снижения - олефиновых (о чем говорит уменьшение йодного числа).Эксперименты проводили в специальных металлических макетах (материал - Ст.20, размеры: длина = 600 мм, ширина = высота = 300 мм, объем = 54 дм3), моделирующих железнодорожные вагоны (уменьшенные приблизительно в 1000 раз), использующиеся для перевозки нефтяного кокса.При проведении испытаний нефтяной кокс загружали до верхней кромки в макет, предварительно обработанный антипримерзающим средством. Кроме этого в зависимости от условий эксперимента антипримерзающее средство наносили непосредственно на загружаемый кокс. Металлические макеты с загруженным коксом выдерживали при отрицательных температурах в течение 2-3 суток до полного промерзания всего объема кокса. После окончания эксперимента производили выгрузку нефтяного кокса из макета и оценку действия антипримерзающего средства. Главными критериями при оценке эффективности действия антипримерзающих средств являются:- адгезия (примерзаемость) кокса к стенкам и днищу металлического макета;- смерзаемость объема кокса в макете;- сложность выгрузки кокса из макета.Условия и результаты испытаний представлены в табл.3.Результаты испытаний показали:1. При загрузке кокса без применения антипримерзающих средств при отрицательных температурах наблюдаются сильная адгезия кокса к металлической поверхности макета, высокая смерзаемость кокса (см. табл.3, пример 1). При выгрузке кокса из металлических макетов приходилось прилагать значительные механические воздействия.2. При использовании газойля коксования фракционного состава 180-350°С, полученного при коксовании гудрона (см. табл.1, образцы №1, 2 - по прототипу), и раствора крекинг-остатка в газойле коксования получены отрицательные результаты (см. табл.3, примеры 2, 7). Наблюдаются высокая адгезия (примерзаемость) кокса к металлической поверхности и смерзаемость кокса по объему макета. Это связано с высокой температурой застывания газойлей коксования фракционного состава 180-350°С (-14






Формула изобретения
1. Способ снижения смерзаемости нефтяного кокса путем его обработки антипримерзающим средством, состоящим из газойля коксования, отличающийся тем, что используют средство, содержащее газойль, выкипающий в пределах температур 160-3300С, полученный при переработке сырья, состоящего из, мас.%: 1-20 тяжелой пиролизной смолы, 1-20 тяжелого газойля каталитического крекинга и остальное гудрон, либо средство дополнительно содержащее 1-5 мас.% экстракта селективной очистки масел, с нанесением средства путем распыления на движущийся по конвейеру кокс и на внутреннюю поверхность железнодорожных вагонов.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что общий расход антипримерзающего средства составляет 0,07-0,70% от массы кокса.