Способ возведения дорожной одежды.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при возведении дорожных одежд в зимнее время. Технический результат: существенное снижение трудоемкости и материалоемкости и соответственно стоимости возведения дорожного основания. Способ заключается в том, что осуществляют измельчение замерзшего основания дороги из переувлажненного связного грунта в зимнее время при температуре воздуха от –5оС до –20оС методом фрезерования дорожной фрезой грунтообрабатывающей машины до размера фракций грунта 5-6 мм при глубине фрезерования грунта по меньшей мере 15 см за один проход и ширине обрабатываемой полосы по меньшей мере 250 см за один проход, при этом перемешивание полученного мерзлого грунтового гранулята со связующим веществом осуществляют одновременно с фрезерованием, а уплотнение производят с наступлением теплого времени года катками или колесами движущегося автотранспорта. Влажность гранулята регулируют путем естественного вымораживания из него воды на открытом воздухе, а скорость вымораживания регулируют за счет количества повторных проходов фрезерованием гранулята по одному следу. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при возведении дорожных одежд в зимнее время.
Известен "Способ возведения покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов по описанию изобретения к а. с. СССР № 1636497, кл. МПК Е 01 С 3/04, опуб. в БИ № 11, 23.03.1991 г. (1).Данный способ включает размельчение грунта, введение цемента, перемешивание грунта с цементом, введение в смесь воды, перемешивание получаемой смеси и ее уплотнение, выдерживание смеси на воздухе в естественных условиях, разрушение поверхности уплотненной смеси и ее окончательное уплотнение, при этом выдерживание укрепленного грунта на воздухе в естественных условиях осуществляют в течение 24-36 часов при температуре окружающего воздуха 21-23оС, а перед размельчением уплотненный слой дополнительно обрабатывают водой в количестве 6-12 л/м2, причем размельчение ведут до получения в смеси не менее 25% по массе частиц размером 1,250-0,315 мм.Данный способ имеет ряд недостатков, заключающихся в том, что он весьма трудоемкий, кроме грунта и цемента требуется много воды, а также выдерживание укрепленного грунта необходимо проводить в естественных условиях в течение 24-36 часов при температуре окружающего воздуха 21-23оС. А это не всегда возможно, то есть способ можно осуществлять лишь в теплое время года.Целью предлагаемого способа возведения дорожной одежды является существенное снижение трудоемкости и материалоемкости, и соответственно стоимости возведения дорожного основания. При этом предлагается использовать лишь один дополнительный компонент - связующее вещество и возводить дорожную одежду в зимнее время. И этот способ целесообразно использовать при возведении дорог на переувлажненных связных грунтах.Указанная цель реализуется следующим образом.Предлагаемый способ заключается в том, что осуществляют измельчение замерзшего основания дороги из переувлажненного связного грунта в зимнее время при температуре воздуха от –5оС до –20оС методом фрезерования дорожной фрезой грунтообрабатывающей машины до размера фракций грунта 5-6 мм при глубине фрезерования грунта по меньшей мере 15 см за один проход и ширине обрабатываемой полосы по меньшей мере 250 см за один проход, при этом перемешивание полученного мерзлого грунтового гранулята со связующим веществом осуществляют одновременно с фрезерованием, а уплотнение производят с наступлением теплого времени года катками или колесами движущегося автотранспорта.Влажность гранулята регулируют путем естественного вымораживания из него воды на открытом воздухе, а скорость вымораживания регулируют за счет количества повторных проходов фрезерованием гранулята по одному следу.Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает минимальную трудоемкость и требуется лишь дополнительный компонент – связующее вещество для гранулята и в целом для дорожного основания.В качестве ближайшего аналога предлагаемому способу можно принять "Способ возведения покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов" по а.с. СССР № 1636497 (1).Общеизвестно, что перед укреплением вяжущим веществом грунт необходимо предварительно измельчать дорожными фрезами. На конечную прочность укрепленного грунта влияют такие основные показатели как агрегатный состав грунта, его прочность в момент измельчения и влажность. Агрегатный состав грунта, получаемый в результате измельчения, зависит от числа пластичности. Чем больше число пластичности, тем труднее получить требуемую степень измельчения грунтов, агрегаты которых не должны превышать 5-6 мм, при укреплении их, например, цементом.Переувлажненные связные грунты при измельчении налипают на рабочие органы дорожных машин и их работа становится невозможной. Известно, что степень измельчения грунта зависит от плотности грунта в момент измельчения и должна быть равной 0,8-0,9 от плотности, определенной методом стандартного уплотнения.Переувлажненные глинистые грунты с числом пластичности более 12 с влажностью на границе текучести не имеют необходимую прочность. Они обладают упруговязкими свойствами. Значительно повысить прочность глинистых грунтов возможно путем их высушивания, однако для этого требуются значительные затраты энергии.С наступлением отрицательных температур связные, например, глинистые переувлажненные грунты превращаются в прочный хрупкий материал. Их прочность и хрупкость с понижением температуры до отрицательных значений повышается.Например, образцы, изготовленные на малом приборе стандартного уплотнения СоюзДорНИИ, из суглинка тяжелого пылеватого с числом пластичности 17 имели влажность грунта от 15 до 21%. Испытание на прочность производили при температуре образцов –10оС и –20оС.Результаты испытаний приведены ниже в таблице.
Формула изобретения
1. Способ возведения дорожной одежды, включающий измельчение грунта - основания дороги и введение в измельченный грунт портландцемента – связующего вещества, перемешивание и последующее уплотнение полученной смеси, отличающийся тем, что осуществляют измельчение замерзшего основания дороги из переувлажненного связного грунта в зимнее время при температуре воздуха от –5 до –20оС методом фрезерования дорожной фрезой грунтообрабатывающей машины до размера фракций грунта 5-6 мм при глубине фрезерования грунта, по меньшей мере, 15 см за один проход и ширине обрабатываемой полосы, по меньшей мере, 250 см за один проход, при этом перемешивание полученного мерзлого грунтового гранулята со связующим веществом осуществляют одновременно с фрезерованием, а уплотнение производят с наступлением теплого времени года катками или колесами движущегося автотранспорта.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что влажность гранулята регулируют путем естественного вымораживания из него воды на открытом воздухе, а скорость вымораживания регулируют за счет количества повторных проходов фрезерованием гранулята по одному следу.РИСУНКИ
Рисунок 1