Способ легирования титаном нержавеющей стали
Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано при производстве нержавеющих марок стали в электродуговой печи или дуплекс-процессом. Технический результат - повышение стабильности и степени усвоения титана, снижение расхода дорогостоящих ферросплавов для легирования стали. Способ легирования нержавеющей стали титаном предусматривает выпуск из агрегата аргонно-кислородного рафинирования предварительно раскисленного металла в сталеразливочный ковш, удаление насыщенного активными окислами кремния рафинировочного шлака на 95-100%, установку ковша на стенд агрегата “ковш-печь”, присадку на поверхность металла плавикового шпата в количестве 2,5-3,5 кг/т и извести - 1 кг/т, раскисление металла шлака силикокальцием с расходом 1,0-1,5 кг/т и гранулированным алюминием в количестве 0,8-1,0 кг/т, продувку металла снизу аргоном, присадку порциями по 2,0 кг/т титансодержащих ферросплавов. Для наведения нового шлака присаживают известь в количестве 8-10 кг/т. 1 табл.
Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к способам легирования нержавеющей стали титаном в ковше, и может быть использовано при производстве нержавеющих марок стали в электродуговой печи или дуплекс-процессом с последующей обработкой металла в сталеразливочном ковше на агрегате “ковш-печь”.
Известен способ легирования титаном нержавеющей стали, включающий предварительное раскисление металла в металлургическом агрегате ферросилицием и чушковым алюминием, удаление рафинировочного шлака для предотвращения восстановительных реакций между окислами шлака и алюминия, наведение шлака из смеси плавикового шпата и извести, раскисление металла и шлака силикокальцием, присадку титаносодержащих ферросплавов перед выпуском плавки или в ковше во время выпуска. Усвоение титана металлом при таком способе легирования составляет около 50% (1). Данный способ наиболее близок по технической сущности к изобретению и принят за прототип.К недостаткам известного способа, объясняющим невысокое усвоение титана, следует отнести значительный перегрев металла в сталеплавильном агрегате, ввиду отсутствия установки ковшевого подогрева, с целью наведения восстановительного шлака, что приводит к насыщению расплава кислородом и азотом, также оказывается негативное влияние на стойкость огнеупорной футеровки печи или сталеплавильного ковша. По этой причине ограничено время, необходимое для качественной обработки металла. Кроме того, значительное окисление титана будет происходить в процессе выпуска плавки из печи в сталеразливочный ковш из-за отсутствия эффективной защиты струи и зеркала металла.Основной задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение степени усвоения титана, а также снижение расхода дорогостоящих ферросплавов для легирования стали и повышение качества получаемого металла.Получение высокой и стабильной степени усвоения титана гарантируется минимальным количеством в шлаке перед легированием активных, по отношению к титану, окислов кремния, железа, хрома, глубокой раскисленностью расплава и наличием эффективной защиты металла от окисления атмосферой воздуха.Поставленная задача достигается тем, что предлагается способ легирования титаном нержавеющей стали, включающий предварительное раскисление металла в металлургическом агрегате ферросилицием и чушковым алюминием, удаление рафинировочного шлака, ввод плавикового шпата и извести в качестве шлакообразующих материалов на поверхность расплава металла, раскисление металла и шлака силикокальцием, присадку титансодержащих ферросплавов, выпуск металла в сталеразливочный ковш, при этом в качестве металлургического агрегата используют агрегат аргонно-кислородного рафинирования, при чем рафинировочный шлак удаляют на 95-100% после выпуска металла в сталеразливочный ковш, затем ковш с металлом устанавливают на стенд агрегата "печь-ковш", присаживают на поверхность расплава металла плавиковый шпат в количестве 2,5-3,5 кг/т и известь в количестве 1,0 кг/т, раскисляют металл и шлак присадками силикокальция в количестве 1,0-1,5 кг/т и гранулированного алюминия в количестве 0,8-1,0 кг/т, после чего продувают металл аргоном снизу через пористую пробку, затем порциями по 2,0 кг/т вводят титансодержащие ферросплавы и присаживают известь в количестве 8-10 кг/т.Расход раскислителей определяется исходя из количества израсходованного кислорода на плавку. В период восстановления в агрегате АКР в качестве основного раскислителя используется ферросилиций, который восстанавливает хром, марганец, железо из окислов шлака и частично раскисляет металл. Алюминий в металл присаживается с целью более глубокого раскисления расплава, его присадка также оказывает благоприятное влияние на протекание процесса десульфурации.Попавший в сталеразливочный ковш шлак периода восстановления содержит до 30% SiO2, до 2,0% Сr2О3, до 3,0% FeO и является одним из главных источников окисления титана при легировании. Удаление рафинировочного шлака на 95-100% производится на специальной установке и позволяет практически исключить наличие в новом шлаке активных, по отношению к титану, окислов кремния, хрома и железа, что существенно повысит степень усвоения.Наличие агрегата “ковш-печь” позволяет получать качественный металл самого разнообразного марочного сортамента с гарантированными механическими свойствами, корректировать химический состав в любых пределах, иметь содержание серы в металле <0,003% и требуемую для разливки температуру. Являясь буфером между сталеплавильными агрегатами и МНЛЗ, агрегат “ковш-печь” дает возможность разливки нержавеющих марок стали на МНЛЗ сериями.Обязательным условием при легировании стали титаном, по предлагаемому способу, является наличие донной продувки металла аргоном в ковше через пористую пробку. Продувка аргоном через пористую пробку в днище ковша гарантирует быстрое и полное растворение присаживаемых титансодержащих материалов и равномерное распределение титана в объеме металла. Продувка аргоном осуществляется таким образом, чтобы исключить оголение “зеркала” жидкого металла, в противном случае будет происходить насыщение металла кислородом и азотом атмосферного воздуха, а их избыток в стали существенно понижает степень усвоения титана.Присадка плавикового шпата на “зеркало” металла после скачивания рафинировочного шлака производится из следующих соображений. Плавиковый шпат является легкоплавким фторидом с температурой плавления ~1400

Формула изобретения
Способ легирования титаном нержавеющей стали, включающий предварительное раскисление металла в металлургическом агрегате ферросилицием и чушковым алюминием, удаление рафинировочного шлака, ввод плавикового шпата и извести в качестве шлакообразующих материалов на поверхность расплава металла, раскисление металла и шлака силикокальцием, присадку титансодержащих ферросплавов, выпуск металла в сталеразливочный ковш, отличающийся тем, что в качестве металлургического агрегата используют агрегат аргонно-кислородного рафинирования, причем рафинировочный шлак удаляют на 95-100% после выпуска металла в сталеразливочный ковш, затем ковш с металлом устанавливают на стенд агрегата "печь-ковш", присаживают на поверхность расплава металла плавиковый шпат в количестве 2,5-3,5 кг/т и известь в количестве 1,0 кг/т, раскисляют металл и шлак присадками силикокальция в количестве 1,0-1,5 кг/т и гранулированного алюминия в количестве 0,8-1,0 кг/т, после чего продувают металл аргоном снизу через пористую пробку, затем порциями по 2,0 кг/т вводят титансодержащие ферросплавы и присаживают известь в количестве 8-10 кг/т.