Способ определения функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет
Изобретение относится к области медицинской и педагогической психологии и может быть использовано как метод экспресс-диагностики функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет, относящихся к "интеллектуальной норме". Определяют профиль латеральной организации мозга и при профиле латеральной организации "чистый правша" или "чистый левша" определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга. При профиле латеральной организации "праворукий" определяют функциональную незрелость лобно-переднетеменных отделов, при профиле латеральной организации "леворукий" - незрелость теменных и/или верхневисочных и/или теменно-височных отделов мозга. При профиле латеральной организации "амбидекстр" дополнительно учитывают, была ли в анамнезе у ребенка перинатальная энцефалопатия, и при наличии перенесенной перинатальной энцефалопатии определяют функциональную незрелость заднелобных отделов мозга. Данный способ прост в исполнении, доступен, позволяет сократить время определения функциональной незрелости отделов головного мозга. Точность способа 81%. 1 табл.
Изобретение относится к области медицинской и педагогической психологии и может быть использовано как метод экспресс-диагностики функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет, относящихся к "интеллектуальной норме".
В последние годы в образовании сложилось серьезное противоречие. На фоне ухудшения социально-экономической и экологической ситуации в стране катастрофически падает уровень соматического и психического здоровья детей. На смену процессам акселерации пришли процессы децелерации. В то же время в практике образования идет внедрение новых усложненных программ, создаются инновационные учреждения, которые не учитывают состояние здоровья подрастающего поколения. Ученые и практики бьют тревогу в связи с тем, что растет число детей, которые не справляются со школьной программой. По данным исследований число неуспевающих детей в среднем составляет 30% от общего числа школьников, что составляет от 15-40% неуспевающих в начальных классах. Уровни готовности к школьному обучению достигают к 6 годам менее 50% детей. В основе трудностей обучения может лежать несформированность высших психических функций (ВПФ), связанная с функциональной незрелостью мозговых структур и обеспечиваемых ими функциональных систем. Ошибки, допускаемые ребенком при нейропсихологическом обследовании, выступают как симптомы, образующие "нейропсихологический синдром развития". Этот синдром существенно отличается от традиционного понимания нейропсихологических синдромов локального поражения мозга и представляет собой закономерное сочетание симптомов, обусловленное логикой морфофункционального созревания различных зон мозга. Симптомы рассматриваются не как результат нарушения психической функции, а как проявление возрастной несформированности определенных ее звеньев, что может быть обусловлено: во-первых, гетерохронностью созревания мозговых структур, во-вторых, характером связи между генетической программой и социальным влиянием в процессе развития ребенка. Таким образом, понятие синдрома расширяется и включает в себя не только патологические проявления, но и индивидуальные различия психических функций и их сочетаний. Исследования нормального протекания онтогенеза в детском возрасте показали наличие трех основных симптомокомплексов, каждый из которых характеризуется несформированностью определенных звеньев психической деятельности и обусловлен относительной незрелостью лобных отделов головного мозга; функциональной недостаточностью глубинных структур или незрелостью височных, височно-теменно-затылочных областей и их взаимодействия. Таким образом, в настоящее время известно, что морфофункциональное развитие разных отделов мозга происходит у детей одной возрастной группы неодновременно, гетерохронно. Функциональная незрелость различных отделов головного мозга у детей "интеллектуальной нормы" может при обучении привести к возникновению специфических трудностей. В связи с этим при подготовке ребенка к школе и начале обучения возникает необходимость в проведении профилактики возможных нарушений, коррекции программ развития и обучения конкретного ребенка с учетом имеющейся у него незрелости отделов головного мозга. Поэтому разработка доступных, простых методов диагностики функциональной незрелости отделов головного мозга у детей остается актуальной задачей. Известен способ определения функциональной незрелости отделов головного мозга у детей с помощью нейропсихологического обследования (тестирования). Методика нейропсихологического обследования включает пробы, направленные на исследование различных видов праксиса (кинестетического, зрительно-пространственного, конструктивного, орального, символического, динамического, исследование реципрокной координации рук), гнозиса (акустического, неречевого слуха и слухомоторных координации, речевого акустического, зрительного и зрительно-пространственного, тактильного), слухоречевой и зрительно-предметной памяти, произвольного внимания, речи, речевых и интеллектуальных процессов (Л. С. Цветкова. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - Москва, 1997; Э.Г. Симерницкая. Нейропсихологическая методика. "Лурия-90". - М.: Знание, 1991). После тестирования проводят качественную и количественную оценку результатов выполнения проб. Выполнение тестов оценивается по четырехбалльной системе с помощью цифр 0, 1, 2, 3: 0 - это практически правильное выполнение всех тестов без ошибок; 1 - это 25% ошибок и 75% правильно выполненных тестов; 2 - это 50% ошибок и 50% правильно выполненных тестов; 3 - это 100% ошибок при выполнении тестов. Подсчет процента ошибок по каждому тесту дает возможность построить график, в котором будет отражено на момент обследования распределение симптомов в синдроме и его ядро, наиболее слабые и сильные стороны. Качественный анализ результатов нейропсихологического обследования детей 5-7 года жизни предусматривал квалификацию ошибок, допускаемых детьми при тестировании. Наличие разнообразных ошибок позволяло определить ведущую симптоматику у каждого обследованного ребенка. Разнообразие ошибок позволило сгруппировать их таким образом, чтобы представить каждую симптоматику отдельно. 1. Лобная симптоматика (функциональная незрелость лобных отделов головного мозга): 1.1 персеверации - многократное повторение одних и тех же элементов стимульного ряда, "застревания" на предшествующем звене действия, "соскальзывание" с цепочки действия, ошибки в воспроизведении порядка стимулов (ребенок меняет местами отдельные звенья действия, нарушает структуру), "застревание" в деталях, трудности в завершении действия, в переключении с одного действия на другое; 1.2 неловкие, импульсивные движения, нарушение мелодики движений; 1.3 импульсивное, неустойчивое внимание; 1.4 ошибки в смысловой организации (сложности в выделении скрытого смысла, в логическом построении рассказа), сложности в построении аналитического поведения. 2. Заднелобная симптоматика (функциональная незрелость заднелобных отделов мозга): 2.1 ошибки при выполнении тестов на динамический праксис - трудности переключения с одного элемента действия на другой, замедленность выполнения по речевой инструкции;2.2 ошибки при выполнении тестов на слухо-моторную координацию - трудности в воспроизведении ритмических рисунков на слух и по речевой инструкции (у ребенка отмечается недостаточность ударов, замедленность, персеверации). 3. Теменная симптоматика (функциональная незрелость теменных отделов мозга):
3.1 кинестетические и кинетические ошибки - проявляются в затруднении определить предметы на ощупь; затруднения с нахождением нужной части тела, принятия определенной позы с закрытыми глазами; затруднения сделать нужный набор движений по зрительному и тактильному образцу. 4. Теменно-затылочная симптоматика (функциональная незрелость теменно-затылочных отделов мозга):
4.1 ошибки в воспроизведении пространственных стимулов - трудности в пространственной ориентации, нарушение зрительно-пространственных синтезов;
4.2 топографические ошибки - ошибки, связанные с изменением формы стимула (оптические ошибки), трудности в различении геометрических фигур, параграфии - замены фигурок стимульного ряда схожими фигурками по начертанию;
4.3 координатные ошибки - ошибки, связанные с неправильной ориентировкой стимула в пространстве, в системе координат ("зеркальное письмо");
4.4 ошибки и затруднения в узнавании "зашумленных" предметов, нарушение симультанного восприятия группы зрительных элементов, быстрое истощение зрительной рецепции, затруднение процессов зрительной адаптации. 5. Переднетеменная симптоматика (функциональная незрелость переднетеменных отделов мозга):
5.1 грубые, неточные движения рук, нарушение кинестетической основы движений;
5.2 затруднения в оценке серийно построенных двигательных актов, соотношения "основных" и "фоновых" компонентов движений;
5.3 затруднения плавности речи;
5.4 инертность в протекании интеллектуальных операций, замедленность процесса понимания сложных логико-грамматических структур. 6. Верхневисочная симптоматика (функциональная незрелость верхневисочных отделов мозга):
6.1 литеральные парафазии - ошибки в различении близких по звучанию звуков, фонем родного языка (ошибки тонких звуковых дифференцировок, затруднения в различении "оппозиционных" или "коррелирующих" фонем);
6.2 вербальные парафазии - замена слов на слова, близкие по смыслу, нарушение смысловой стороны (если причина в нарушении фонематического восприятия);
6.3 ошибки при повторении ритмических рисунков в быстром предъявлении (по принципу "не успеваю схватить на слух"), при медленном предъявлении ошибки исчезают. 7. Теменно-височная симптоматика (функциональная незрелость теменно-височных отделов мозга):
7.1 ошибки, связанные с нестойкостью слухоречевой памяти (трудности удержать в памяти длинную серию слов, персеверации при их воспроизведении, пропуски элементов стимульного ряда, контаминации - смешивание фраз, ухудшение запоминания при отсроченном предъявлении, замены перестановки слов);
7.2 ошибки в определении неречевых звуков;
7.3 метрические ошибки - ошибки при передачи метроритма (лишние удары, замедленность);
7.4 сенсорно-афазические нарушения - отчуждение смысла слов при увеличении объема словесного материала. Таким образом, нейрофизиологическое тестирование позволяет определять функциональную незрелость различных отделов головного мозга. Однако данный метод тестирования имеет следующие недостатки: длительность обследования (не менее 1,5 часа на одного ребенка), сложная и часто неоднозначная (субъективная) интерпретация полученных результатов, тестирующий должен иметь специальную нейропсихологическую подготовку. Целью изобретения является упрощение способа, повышение доступности, сокращение времени определения. Поставленная цель достигается тем, что определяют профиль латеральной организации мозга, выявляя мануальную, слухоречевую и зрительную асимметрии. Обрабатывают полученные результаты тестирования и определяют профиль латеральной организации мозга (ПЛО). При профиле латеральной организации, определенной как "чистый правша" или "чистый левша", определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга, при ПЛО "праворукий" - определяют функциональную незрелость лобно-переднетеменных отделов, при ПЛО "леворукий" - незрелость теменных, и/или верхневисочных, и/или теменно-височных отделов мозга. При ПЛО "амбидекстр" дополнительно учитывают, была ли в анамнезе у ребенка перинатальная энцефалопатия: при наличии перенесенной перинатальной энцефалопатии определяют функциональную незрелость заднелобных отделов мозга, а при отсутствии в анамнезе перинатальной энцефалопатии определяют отсутствие связи функциональной незрелости с определенными отделами головного мозга. Сопоставительный анализ с прототипом показал, что предлагаемое техническое решение отличается от известного тем, что определяют по предлагаемой схеме профиль латеральной организации мозга и в зависимости от ПЛО обследуемого определяют функциональную незрелость отделов головного мозга (при ПЛО "чистый правша" или "чистый левша" определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов, при ПЛО "праворукий" определяют незрелость лобно-переднетеменных, при ПЛО "леворукий" - теменных, и/или верхневисочных, и/или теменно - височных отделов мозга, при ПЛО "амбидекстр" (с перенесенной энцефалопатией) определяют функциональную незрелость заднелобных отделов. Таким образом, предлагаемый способ соответствует критерию изобретения "новизна". Проведенный анализ патентной и специальной литературы показал, что предлагаемый способ отличается не только от прототипа, но и от других технических решений в данной и смежных областях. Так, авторами не найдено способа определения функциональной незрелости отделов головного мозга по профилю латеральной организации мозга. Предлагаемый способ позволяет быстро, с высокой точностью, не требуя дополнительных материальных затрат, определить функциональную незрелость отделов головного мозга, трудности, которые с высокой вероятностью возникнут в процессе обучения ребенка и соответственно этому скорректировать систему развития и обучения конкретного ребенка. Данный способ может быть использован врачами-педиаторами и невропатологами, детскими психологами, воспитателями детских дошкольных учреждений и педагогами начальных классов. Таким образом, предлагаемый способ соответствует критериям "изобретательский уровень" и "промышленная применимость". Способ осуществляется следующим образом. У ребенка определяют наличие асимметрии: мануальной, слухоречевой и зрительной. Оценивают не только факт асимметрии, но и его степень в баллах. При проведении исследования с детьми соблюдают следующие правила: каждое задание предлагают ребенку в игровой форме, не фиксируя внимание на то, какой рукой он действует, все предметы располагают строго перед ребенком. Методика исследования ПЛО включала три группы тестов. 1. Оценка мануальной асимметрии (максимальное количество баллов 12). 1.1. Опросник. Данный опросник может быть предложен родителям. Ответы на предложенные вопросы, касающиеся выполнения первичных действий, позволяет выявить степень доминирования правой (левой) руки. В опросник входят 16 вопросов, соответствующих унимануальным (выполняемым одной рукой) тестам: "письмо", "рисование", "держать ложку", "расчесывание", "чистить зубы", "бросать мяч одной рукой", "ловить мяч одной рукой", "открывать коробок", "доставать спички из коробка", "вырезать ножницами по контуру", а также бимануальным (выполняемые двумя руками) тестам: "нанизывать бисер или пуговицы на нитку", "вращательные движения" (открывать емкости с завинчивающимися крышками), "кубики", "вдевать нитку в иголку", "строить колодец из спичек", "развязывание узлов". Обработка результатов: ответы заносят в таблицу (см. в конце описания). Максимальное количество баллов по данному опроснику - 3 балла. Они распределяются следующим образом: если в ответах на поставленные вопросы родители отвечают, что их ребенок всегда пользуется правой рукой, то эти данные оцениваются в 3 балла, если в 1-3 случаях одинаково пользуется и правой и левой рукой - 2 балла, если в 4-10 случаях ребенок одинаково пользуется и правой и левой рукой - 1 балл, если больше, чем в 10 случаях использует левую руку - 0 баллов. 1.2. Моторные пробы (определение ведущей руки):
- "переплетение пальцев кистей" - по просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы: ведущей рукой считается та, большой палец которой оказывается сверху;
- "скрещивание рук или поза Наполеона" - ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху;
- "тест на аплодирование" - при аплодировании более активная рука, совершает ударные движения о ладонь неведущей руки. Обработка результатов: максимальное количество баллов - 3, они распределяются следующим образом: при выполнении каждого задания 1 балл ставят, если сверху оказывается правый палец, правый локоть или правая рука, и 0 баллов ставят, если сверху оказывается левый палец, левый локоть или левая рука. 1.3. Динамометрия - измерение силы кисти каждой руки с помощью ручного динамометра. Измерение проводят трижды, три раза подряд. Измеряется сила сначала одной руки, затем другой. Вычисляют среднее значение силы каждой руки. Ведущей считается та рука, которая по силе превосходит другую руку больше, чем на 1 кг. Обработка результатов:
Максимальное количество баллов - 2 балла. Коэффициент асимметрии рассчитывают по следующей формуле:
Кас.=((Nпр.-Nлев.)/(Nпр.+Nлев.)

где Nпр. - средняя сила правой руки, Nлев. - средняя сила левой руки
Если Кас. положительный - 2 балла, асимметрия отсутствует - 1 балл, отрицательный - 0 баллов. 1.4. Теппинг-тест - оценка темпа, ритма и устойчивости движений. Предлагается бланковая методика (лист бумаги, разделенный на четыре части) - испытуемый должен карандашом ставить точки последовательно в 4 частях листа в течение 15-30 с. Выполнение теста предусматривает работу правой и левой рук попеременно. Фиксируют число ударов, сделанных правой и левой рукой. Рассчитывют коэффициент асимметрии. Обработка результатов:
Максимальное количество баллов - 2 балла. Коэффициент асимметрии рассчитывают по следующей формуле:
Кас.=((Nпр.-Nлев.)/(Nпр.+Nлев.)

где Nпр. - среднее время выполнения правой рук, Nлев. - количество ударов, сделанных левой рукой. Если Кас. положительный - 2 балла, асимметрия отсутствует - 1 балл, отрицательный - 0 баллов. 1.5. Проба Аннет. Для определения моторной асимметрии используют диагностическое устройство, которое представляет собой подставку с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен переставлять деревянные палочки из одного ряда в другой пятикратно правой и левой рукой. Обработка результатов: учитывают время в секундах. Далее рассчитывают среднее арифметическое значение полученных результатов для правой и левой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле
Кас.=((Nпр.-Nлев.)/(Nпр.+Nлев.)

где Nпр. - среднее время выполнения правой руки, Nлев. - среднее время выполнения левой руки. Если Кас. положительный - 0 баллов, асимметрия отсутствует - 1 балл, отрицательный - 2 балла. 2. Оценка слухоречевой асимметрии (максимальное количество баллов 4). 2.1. Ребенку предлагают послушать, тикают ли часы. 2.2. Ребенку предлагают оценить громкость тиканья часов правым и левым ухом. 2.3. Ребенку что-то говорят шепотом, он подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное. 2.4. Ребенку предлагают взять и послушать телефонную трубку. Обработка результатов. За выполнение каждого теста ребенок получает по 1 баллу, если предпочтение отдает правому уху, и 0 баллов, если предпочтение отдает левому уху. 3. Оценка зрительной асимметрии (максимальное количество баллов 2). 3.1. Проба Розенбаха. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взором на определенной точке, отстоящей на 3-4 м, оба глаза при этом открыты. Затем ребенку закрывают попеременно правый и левый глаз. Ведущим считают глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону. 3.2. Тест "карта с дырой". В листе плотной бумаге вырезают отверстие 1х1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз, ребенок смотрит на предметы, рассматривание осуществляется ведущим глазом. Обработка результатов: если оба теста выявили доминирование правого глаза - 2 балла, если при одном тестирование ведущим был правый, а при другом левый глаз - 1 балл, если в обоих тестах отмечалось доминирование левого глаза - 0 баллов. После проведения тестирования по количеству набранных ребенком баллов определяют ПЛО. Возможны 5 типов:
1. "Чистые правши" - дети с доминирование правых функций по всем признакам. К ним относятся дети, получившие 11-12 баллов по мануальным пробам, 16-18 баллов по всем признакам. 2. Праворукие - дети с различными вариантами доминирования уха и глаза, преобладанием правых функций над левыми. По мануальным пробам эти дети набрали 9-10 баллов, 9-16 баллов по всем признакам. 3. Амбидекстры - дети, имеющие приблизительное равенство левой и правой рук при различных соотношениях слуховых и зрительных функций. К ним относятся дети, получившие 7-9 баллов по мануальным пробам, общее число баллов от 7 до 9. 4. Леворукие - дети с различными вариантами доминирования уха и/или глаза, преобладанием левых функций над правыми. По мануальным пробам 0-2 балла, общее количество баллов от 1 до 8. 5. Чистые левши - дети с доминированием левых функций над правыми по всем признакам. Дети, получившие 0 баллов и по мануальным пробам и по всем остальным показателям. В соответствии с определенным ПЛО и отнесением ребенка в одну из вышеперечисленных групп определяют функциональную незрелость отделов головного мозга: при ПЛО "чистый правша" или "чистый левша" определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга, при ПЛО обследуемого "праворукий" - определяют незрелость лобно-переднетеменных отделов головного мозга, при ПЛО "леворукий" определяют наличие функциональной незрелости теменной и/или теменно-височной и/или верхневисочной областей. При ПЛО "амбидекстр" - определяют незрелость заднелобных отделов головного мозга (при наличии у обследуемого перинатальной энцефалопатии в анамнезе) и отсутствие связи функциональной незрелости мозга с определенными отделами головного мозга (при отсутствии у обследуемого перинатальной энцефалопатии в анамнезе). Пример 1. Кирилл Т., 6,4 года (подготовительная к школе группа)
Мальчику проведено определение функциональной незрелости отделов головного мозга по предлагаемому способу. Для этого определен профиль латеральной организации мозга:
1. Оценка мануальной асимметрии. 1.1. Анализ данных опросника показал: из 16 вопросов на 12 получили ответы, указывающие на левую руку, в 4 случаях отмечено одинаковое использование как левой, так и правой руки ("расчесывание", "открывать коробок", "кубики", "строить колодец из спичек"). Общее количество баллов 0. 1.1. При выполнении моторных проб в трех случаях преобладающей оказалось левая рука (левый палец, левый локоть и левая рука). Общее количество баллов 0. 1.2. Динамометрия: Показатели правой руки: 1 - 8, 2 - 7,5, 3 - 8,2 (среднее - 7,9). Показатели левой руки: 1 - 9,5, 2 - 9,7, 3 - 8,6 (среднее - 9,2), Кас.= ((7,9-9,2)/(7,9+9,2)


-13,8. Общее количество баллов 0. 1.5. Проба Аннет: время выполнения правой рукой - 25 с, время выполнения левой рукой - 18 с. Кас.=((25-18)/(25+18)

Общее количество баллов - 0. 2. Оценка слухоречевой асимметрии. По четырем пробам ведущим оказалось левое ухо. Количество баллов - 0. 3. Оценка зрительной асимметрии. В обеих пробах ведущий глаз - левый. Количество баллов - 0. Общее количество баллов по трем группам тестов - 0. Данное количество баллов соответствует ПЛО - "чистый левша" - ребенок с доминированием левых функций над правыми по всем признакам. Исходя из полученного ПЛО у ребенка определена незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга. Для подтверждения данного вывода ребенку проведено нейропсихологическое обследование. Поведение при обследовании: мальчик идет на контакт, соглашается на обследование ("поиграть в настольные игры"). Задание выполняет старательно, стремиться исправлять ошибки (если самостоятельно их видит). Инструкции принимает и пытается им следовать. Двигательная сфера. При выполнении проб на зрительно-пространственный праксис (пробы Хэда) отмечались ошибки пространственного расположения рук, замена правой руки на левую, зеркальные ошибки. В пробах на конструктивный праксис отмечались ошибки пространственного характера: неправильно располагает палочки внутри фигуры, путает правую и левую сторону, не может воспроизвести фигуру; имеет место несформированность реципрокной координации рук (систематические сбои, дискоординация движений). При выполнении проб на кинестетический праксис отмечены единичные ошибки. В пробах на оральный, символический и динамический праксис ошибок выявлено не было. Познавательная сфера. При обследовании слухомоторной координации - пробы на воспроизведение ритмов по образцу - отмечались моторные трудности, замедленность движений; при выполнении проб на зрительно-пространственный гнозис - дорисовать недостающие элементы у изображенных предметов, определить и назвать наложенные и зашумленные изображения - отмечаются ошибки - из 10 изображенных предметов выделяет только 3 наиболее простые, видит лишь отдельные недостающие детали, наиболее яркие и характерные (например, определяет недостающую ножку у стола, но не вычленяет недостающий клык у слона, зубчики пилы и пр.). При выполнении проб на неречевой слух, речевой акустический и тактильный гнозис ошибок не обнаружено. В пробах на исследование зрительно-предметной памяти присутствуют выраженные ошибки узнавания предметов, путает картинки - дистракторы (из одной соматической группы) с картинками - стимулами, аналогичные ошибки и при выполнении проб с геометрическим фигурами. В пробах на произвольное внимание отмечаются отдельные ошибки в удержании программы действий, отсутствие сосредоточенности при прослеживании ряда предметов в поисках нужного пропускает отдельные стимулы. При обследовании слухоречевой памяти ошибок не выявлено. Речь и интеллектуальная деятельность: ребенок затрудняется в выделении скрытого смысла в пословицах и поговорках, из набора картинок (серия из 4 картинок) выстраивает логическую цепочку после помощи экспериментатора, построить рассказ по разложенным картинкам затрудняется - хотя может перечислить основные действия, факты. Вывод: на первый план выступает несформированность конструктивного праксиса, зрительно-пространственного гнозиса и зрительно-предметной памяти (балльная оценка 2). Ошибки, допущенные при выполнении данных проб, свидетельствуют о недостаточном развитии теменно-затылочных отделов головного мозга. Таким образом, нейропсихологическое обследование подтвердило вывод, сделанный на основании определения ПЛО, о функциональной незрелости преимущественно теменно-затылочных отделов мозга. Пример 2. Наташа П., 6,7 лет, подготовительная к школе группа. Девочке определяют функциональную незрелость отделов головного мозга по предлагаемому способу. Исследование ПЛО. 1. Оценка мануальной асимметрии. 1.1. Анализ данных опросника, полученных на основании ответов родителей, показал, что во всех тестах девочка пользуется правой рукой. Общее количество баллов 3. 1.2. При выполнении моторных проб в трех случаях преобладающей оказалось правая рука (правый палец, правый локоть и правая рука). Общее количество баллов 3. 1.3. Динамометрия:
Показатели правой руки: 1 - 7,5; 2 - 7,5; 3 - 8 (среднее - 7,6). Показатели левой руки: 1 - 7; 2 - 7,8; 3 - 8,4 (среднее - 7,73). Кас.=((7,6-7,73)/(7,6+7,73)



Показатели правой руки: 1 - 8; 2 - 8,3; 3 - 7,9 (среднее - 8,06). Показатели левой руки: 1 - 8,5; 2 - 9,2; 3 - 9 (среднее - 8,9). Кас.=((8,06-8,9)/(8,06+8,9)

Количество ударов правой рукой 104. Количество ударов левой рукой 154. Кас.=((104-154)/(104+154)


Показатели правой руки: 1 - 7,2; 2 - 7,5; 3 - 7 (среднее - 7,23). Показатели левой руки: 1 - 6,3; 2 - 6,8; 3 - 6 (среднее - 6,36). Кас.=((7,23-6,36)/(7,23+6,36)

Количество ударов правой рукой 98. Количество ударов левой рукой 89. Кас.=((98-89)/(98+89)

Время выполнения правой рукой 29 с. Время выполнения левой рукой 29 с. Кас.=((29-29)/(29+29)




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 28.09.2004
Извещение опубликовано: 20.05.2006 БИ: 14/2006