Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя
Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит топливную форсунку в виде корпуса с отверстиями подачи и распыла топлива, осевой и тангенциальный завихрители воздуха в виде каналов с открытыми торцами и лопатками внутри, стабилизатор потока воздуха. Последний размещен между тыльной стороной корпуса форсунки и входным торцом осевого завихрителя, образующим щелевой канал с его входным торцом. Каждый завихритель снабжен конфузорно-диффузорным соплом. Отношение проходной площади конфузорно-диффузорного сопла осевого и, соответственно, тангенциального завихрителя к проходной площади горелки составляет (0,90...1,05)N. Проходная площадь щелевого канала, образованного стабилизатором потока воздуха, от проходной площади горелки составляет (0,50...0,85)N, где N=. Угол от оси горелки до образующей между выходными кромками сопел осевого и тангенциального завихрителей равен углу расположения выходных кромок лопаток осевого завихрителя на его среднем диаметре относительно его выходного торца с отклонениями в пределах 5°. Изобретение позволяет улучшить топливную экономичность газотурбинного двигателя, расширить диапазон устойчивой работы, обеспечить надежный повторный запуск двигателя в высотных условиях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания.
Известна горелка для камеры сгорания газовой турбины, содержащая форсунку для распыления топлива в сжатом воздухе, первичный и вторичный проходные каналы, разделенные первой деталью, концентричной оси горелки и имеющую цилиндрическую или конически сужающуюся распылительную гильзу, причем наружный вторичный проходной канал снаружи радиально ограничен расположенной концентрично второй кольцевой деталью со сходящейся-расходящейся внутренней поверхностью, образующей участок с суженным проходным сечением, и к ней в направлении против потока примыкает распылительная гильза. Поверхность сужающерасширяющейся кольцевой детали выполнена пересекающей образующую конуса топлива форсунки выше по потоку от места изменения ее кривизны [1].Недостатком известной конструкции является возможность возникновения неустойчивой зоны рециркуляции горячих газов вокруг форсунки, вблизи стенки жаровой трубы, ухудшение топливной экономичности при работе на бедных топливом смесях, снижение диапазона устойчивой работы, а также повышенное нагарообразование. Это объясняется отсутствием выходной распыливающей кромки канала 5, отрывом потока воздуха и нарушением ламинарного течения в непосредственно контактирующем с каналом 5 воздухом, сначала под углом к продольной оси форсунки в направлении этой оси, а затем под углом к этой оси, но в сторону от нее. Также недостатком этой конструкции является выполнение сужающерасширяющейся кольцевой детали 6 с распылительной гильзой 8, пересекающей образующую конуса топлива форсунки выше по потоку от места изменения критического сечения канала 4, что способствует повышенному нагарообразованию. Недостатком известной конструкции является также смежное расположение двух тангенциальных завихрителей и закручивание воздушного потока через тангенциальные каналы 4, 5 в одном направлении, что приводит к близким окружным скоростям потоков и спутному смешиванию воздушно-газовой смеси, что не позволяет улучшить процесс смесеобразования и топливную экономичность горелки.Наиболее близкой к заявляемой является топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащая топливную форсунку в виде корпуса с отверстиями подачи и распыла топлива, осевой и тангенциальный завихрители воздуха в виде каналов с открытыми торцами и лопатками внутри, стабилизатор потока воздуха, размещенный между тыльной стороной корпуса форсунки и входным торцем осевого завихрителя, образующий щелевой канал с его входным торцом, причем каждый завихритель снабжен конфузорно-диффузорным соплом [2].Недостатком известной конструкции является неполное использование возможностей улучшения топливной экономичности горелки, увеличения диапазона устойчивой работы, снижения нагарообразования и повышения надежности повторного запуска двигателя в высотных условиях. Указанные недостатки объясняются недостаточной оптимизацией соотношений проходных сечений щелевого канала, конфузорно-диффузорных сопел осевого и тангенциального завихрителей в зависимости от проходной площади горелки, геометрических параметров расположения выходных распыливающих кромок сопел в зависимости от углов установки лопаток осевого завихрителя, которые не обеспечивают устойчивую область рециркуляции в зоне горения при работе на обедненной топливом смеси.Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в улучшении топливной экономичности газотурбинного двигателя, в расширении диапазона устойчивой работы, в обеспечении надежного повторного запуска двигателя в высотных условиях за счет улучшения смесеобразования, повышения стабильности параметров топливовоздушных потоков путем оптимизации конструктивных элементов горелки, создания устойчивой зоны рециркуляции в зоне горения при работе на обедненной топливом смеси и уменьшения нагарообразования.Сущность технического решения заключается в том, что в топливовоздушной горелке камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащей топливную форсунку в виде корпуса с отверстиями подачи и распыла топлива, осевой и тангенциальный завихрители воздуха в виде каналов с открытыми торцами и лопатками внутри, стабилизатор потока воздуха, размещенный между тыльной стороной корпуса форсунки и входным торцом осевого завихрителя, образующий щелевой канал с его входным торцем, причем каждый завихритель снабжен конфузорно-диффузорным соплом, согласно изобретению, отношение проходной площади конфузорно-диффузорного сопла осевого и, соответственно, тангенциального завихрителя к проходной площади горелки составляет (0,90...1,05)N, а проходная площадь щелевого канала, образованного стабилизатором потока воздуха, от проходной площади горелки составляет (0,50...0,85)N, где N=







Формула изобретения
1. Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащая топливную форсунку в виде корпуса с отверстиями подачи и распыла топлива, осевой и тангенциальный завихрители воздуха в виде каналов с открытыми торцами и лопатками внутри, стабилизатор потока воздуха, размещенный между тыльной стороной корпуса форсунки и входным торцом осевого завихрителя, образующий щелевой канал с его входным торцом, причем каждый завихритель снабжен конфузорно-диффузорным соплом, отличающаяся тем, что отношение проходной площади конфузорно-диффузорного сопла осевого и соответственно тангенциального завихрителей к проходной площади горелки составляет (0,90...1,05)N, а проходная площадь щелевого канала, образованного стабилизатором потока воздуха, от проходной площади горелки составляет (0,50...0,85)N, где
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод"
Характер внесенных изменений (дополнений):Из предмета договора РД0004722 исключены патенты на изобретения
2187023, 2193678, 2198311, 2199680, 2204723, 2211337, 2220285, 2225945, 2227232, 2230195. Изменены порядок оплаты и размер вознаграждения.
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 06.12.2005 № РД0004722
Извещение опубликовано: 27.08.2010 БИ: 24/2010
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия