Способ обработки прокатных валков
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к подготовке рабочей поверхности валков прокатных станов перед прокаткой, и может найти применение в различных отраслях машиностроения. Осуществляют установку с контактом валка и щетки с металлическим ворсом. Их продольные оси располагают в одной плоскости. Вводят в контакт периферии ворса щетки с подогреваемым бруском из материала покрытия. Наносят износостойкое покрытие на валок путем вращения щетки и валка и их взаимного перемещения вдоль продольной оси. Износостойкое покрытие наносят из полимерного антифрикционного материала с одновременным упрочнением поверхностного слоя валка пластической деформацией при удельном давлении бруска из материала покрытия на периферийную поверхность ворса щетки, равном 0,2-0,3 Н/мм2, удельном давлении периферийной поверхности ворса щетки на обрабатываемую поверхность валка, равном 30-70 Н/мм2, и осевой скоростью перемещения щетки относительно валка, определяемой по зависимости VOC=к1VЩ
(НЩ/RВ)к2, где VOC - осевая скорость перемещения щетки, м/с; VЩ - окружная скорость щетки, м/с; НЩ - ширина щетки, мм; RВ - радиус валка, мм; к1, к2 - эмпирические коэффициенты, равные 30-50 и 2,52-2,56 соответственно. В качестве износостойкого покрытия применяют фторопласт. Перед нанесением износостойкого покрытия на поверхность валка предварительно наносят покрытие из медьсодержащего сплава. В результате такой обработки обеспечивается увеличение срока службы валков за счет снижения износа и уменьшения количества трещин и сколов на рабочей поверхности валка. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к валкам прокатных станов и подготовке их рабочей поверхности перед прокаткой.
Известен способ изготовления валков, включающий нанесение на заготовку износостойкого покрытия, последующую ее пластическую деформацию винтовой прокаткой с обжатием 30-50% за проход и механическую обработку (А.с. СССР 876222, кл. В 21 В 27/00, 1982 г.). Величина обжатия в известном способе позволяет получить прочное сцепление покрытия с основой. Однако при пластической деформации на свободной поверхности заготовки, как правило, имеется зона, где действуют растягивающие напряжения, которые при недостаточной пластичности материала могут вызвать трещины и разрушение. Поскольку износостойкие материалы отличаются большой твердостью, ограниченной пластичностью и плохой обрабатываемостью резанием, поэтому использование более износостойких материалов при изготовлении валков по указанному способу ограничено, что снижает срок их службы. Кроме того, больше трудности вызывает механическая обработка деформированной заготовки с износостойким твердым покрытием. Известен также способ изготовления прокатных валков, включающий нанесение на заготовку износостойкого покрытия и слоя хорошо обрабатываемой резанием пластичной стали, последующую пластическую деформацию для упрочнения износостойкого покрытия и механическую обработку, заключающуюся в снятии слоя из стали (А.с. 995930, кл. В 21 В 27/00, 1983 г.). В процессе пластической деформации слой из пластичной стали продавливается и вытекает из-под упрочняющего инструмента, что приводит к возникновению в зоне деформирования растягивающих напряжений, которые вызывают образование трещин и сколов в твердом износостойком покрытии, отличающемся большей твердостью и ограниченной пластичностью. Неравномерность упрочнения износостойкого покрытия приводит в процессе эксплуатации валка к неравномерности распределения удельных давлений и при определенном его износе - потере прочности и вдавливанию износостойкого покрытия в тело валка. Кроме того, механическая обработка занимает значительную часть времени от всего времени обработки прокатного валка, что приводит к снижению производительности способа его изготовления. Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является способ обработки валков, реализованный известным устройством для нанесения покрытия (А.с. 1497276, кл. С 23 С 26/00, 1989 г.). Известный способ включает установку с возможностью контакта валка и щетки с размещением их продольных осей в одной плоскости, введение в контакт периферии ворса щетки с набором нагреваемых брусков из материала покрытия, расположенных последовательно друг за другом вдоль оси щетки, перемещение бруска относительно оси щетки с изменением величины зоны контакта и усилия прижатия бруска к периферии ворса щетки, нанесение покрытия на наружную поверхность валка путем вращения щетки и валка и их взаимного перемещения вдоль продольной оси. Признаки ближайшего аналога, совпадающие с существенными признаками заявляемого изобретения: установка с контактом валка и щетки с размещением их продольных осей в одной плоскости, введение в контакт периферии ворса щетки с бруском (с возможностью его подогрева) из материала покрытия, нанесение покрытия на валок путем вращения щетки и валка и их взаимного перемещения вдоль продольной оси. Наносимые износостойкие покрытия не являются антифрикционными, поскольку призваны компенсировать величину износа профиля валка и в зависимости от его величины варьируется их толщина, применяются различные сочетания наносимых слоев при различной величине износа для предотвращения или снижения износа. Нанесение износостойкого материала предусматривает применение смазочно-охлаждающей жидкости СОЖ высокой жирности, что приводит к появлению дефекта "нагар" на поверхности прокатываемых полос при отжиге и снижению их качества. Повышение жирности с 0,5-1,0 до 1,7-2,0% необходимо для снижения коэффициента трения с f= 0,1-0,15 до f=0,08-0,009, при этом уменьшается процент выкрашивания и отслоения прокатных валков холодной прокатки до 5-7% и снижается дефект "накат", однако повышение жирности приводит к появлению дефектов "нагар" на поверхности полос при отжиге и снижению их качества. В известном способе инструментом для нанесения покрытия является щетка с металлическим ворсом, которая при вращении и контакте с поверхностью валка оказывает на него ударное воздействие. При этом может происходить упрочнение поверхностных слоев валка, что в свою очередь приводит к повышению износостойкости его рабочей поверхности. Однако упрочнение возможно лишь при определенных технологических режимах обработки металлическими щетками (скорость вращения щетки, удельное давление периферийной поверхности ворса щетки на обрабатываемую поверхность валка и т.д.), в противном случае либо не достигается нужное упрочнение, либо возможно разупрочнение поверхностных слоев валка, связанное с перегревом и отпуском. Известный способ нанесения многослойных покрытий из износостойких материалов не может быть реализован непосредственно в процессе прокатки из-за окисления наносимых слоев покрытия, что возможно при увеличении температуры либо валка, либо наносимого материала, что обусловлено адгезией к наносимым слоям. Задачей предлагаемого способа обработки прокатных валков является увеличение срока службы валков и повышение качества проката за счет применения износостойкого покрытия из антифрикционного материала и регламентации технологических параметров его нанесения на рабочую поверхность валка. Поставленная задача решается тем, что в способе обработки прокатных валков, включающем установку с контактом валка и щетки с размещением их продольных осей в одной плоскости, введение в контакт периферии ворса щетки с подогреваемым бруском из материала покрытия, нанесение износостойкого покрытия на валок путем вращения щетки и валка и их взаимного перемещения вдоль продольной оси, по изобретению износостойкое покрытие наносят из полимерного антифрикционного материала с одновременным упрочнением поверхностного слоя валка пластической деформацией при удельном давлении бруска из материала покрытия на периферийную поверхность ворса щетки, равном 0,2-0,3 Н/мм2, удельном давлении периферийной поверхности ворса щетки на обрабатываемую поверхность валка, равном 30-70 Н/мм2, и осевой скоростью перемещения щетки относительно валка, определяемой по зависимости VOC=к1



НЩ - ширина щетки, мм;
RВ - радиус валка, мм;
к1, к2 - эмпирические коэффициенты, равные 30-50 и 2,52-2,56 соответственно. Во время обработки поверхность прокатного валка 1 одновременно очищается от окислов, разогревается, обеспечивая адгезионное схватывание ювенильной поверхности прокатного валка 1 с частицами материала покрытия 5. Кроме того, материал покрытия заполняет все микротрещины, "залечивая" их и предотвращая их быстрое развитие в макротрещины и сколы при прокатке. Использование в качестве материала покрытия фторопласта с низким коэффициентом трения f= 0,01-0,05 уменьшает износ валков и позволяет применять СОЖ с низким уровнем жирности. Перед нанесением антифрикционного износостойкого покрытия на поверхность валка предварительно наносят покрытие из медьсодержащего сплава. По мере износа поверхностного слоя последний можно восстанавливать в процессе прокатки. Пример 1. На лабораторном стане 80/150




1. Увеличить срок службы валков за счет снижения износа и уменьшения количества трещин и сколов на рабочей поверхности валка в результате использования материалов покрытия, обладающих низким коэффициентом трения. 2. Повысить качество продукции за счет снижения жирности СОЖ при прокатке. 3. Повысить производительность процесса прокатки за счет одновременности нанесения покрытий и упрочнения поверхностного слоя, а также возможности нанесения этих покрытий в процессе прокатки.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение
Прежний патентообладатель:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОМИС"(ООО "ПРОМИС")
(73) Патентообладатель:
Урцев Владимир Николаевич
(73) Патентообладатель:
Платов Сергей Иосифович
(73) Патентообладатель:
Анцупов Виктор Петрович
(73) Патентообладатель:
Кадошников Владимир Иванович
(73) Патентообладатель:
Терентьев Дмитрий Вячеславович
(73) Патентообладатель:
Хабибулин Дим Маратович
(73) Патентообладатель:
Аникеев Сергей Николаевич
Договор № РД0007831 зарегистрирован 31.03.2006
Извещение опубликовано: 10.05.2006 БИ: 13/2006
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Исследовательско-технологический центр "Аусферр"
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат"
Договор № РД0019934 зарегистрирован 22.03.2007
Извещение опубликовано: 10.05.2007 БИ: 13/2007
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия