Винтовой забойный двигатель
Изобретение относится к области буровой техники, в частности к искривленным винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения горизонтальных и наклонно-направленных нефтяных и газовых скважин на участках искривления ствола. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит двигательную секцию, у которой полый ротор связан с упругим торсионом в своей верхней части, шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции кривым переводником, и шарнир, соединяющий шпиндельный вал с упругим торсионом, при этом шарнир содержит ведущую муфту с пазами, соединенную с кожухом, имеющим внутренний торец, ведомый ниппель с пальцем на неподвижной посадке, оси которых перпендикулярны друг относительно друга, и эластичный гофрированный чехол, образующий с кожухом рабочую полость, заполненную смазывающей жидкостью, а на пальцах установлены вкладыши, размещенные в пазах ведущей муфты, а взаимодействующие торцы ведомого ниппеля и ведущей муфты снабжены сменными пятой и эластичной опорой подпятника. Изобретение позволяет повысить нагрузочную способность и долговечность двигателя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области буровой техники, в частности к искривленным винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения горизонтальных и наклонно-направленных нефтяных и газовых скважин на участках искривления ствола.
Для бурения таких скважин используют винтовые забойные двигатели с кривым переводником между двигательной и шпиндельной секциями и шарниром, расположенным в области установки этого переводника для соединения шпиндельного вала с торсионом ротора двигательной секции.Известен винтовой забойный двигатель, предназначенный для бурения вертикальных скважин, с шарнирным соединением, которое служит для связи сплошного ротора двигательной секции с валом шпиндельной секции и состоит из промежуточного патрубка с разнесенными по концам шарнирами (патент СССР № 1012640, Е 21 В 4/02, 1979). Такое шарнирное соединение позволяет при работе винтового забойного двигателя компенсировать только параллельное смещение оси ротора относительно оси шпиндельного вала на величину эксцентриситета и используется в винтовых забойных двигателях только прямого исполнения.Собственно шарнир содержит снаружи зубчатый венец, внутри которого установлены зубчатые полумуфты, закрепленные подвижными гайками. Между полумуфтами в сферических расточках установлен центральный шар для передачи осевых усилий. В рабочей полости, образованной венцом, гайками и полумуфтами, помещены шайбы, обоймы и эластичные элементы. Элементы выполнены в виде гладких рукавов и служат уплотнениями. Концы каждого рукава закреплены в обойме и на полумуфте.Поверхности деталей в рабочей полости шарнира покрыты слоем консистентной смазки, нанесенной при сборке изделия. При этом свободное от консистентной смазки пространство в рабочей полости заполняет атмосферный воздух. Гладкие уплотнительные рукава предназначены для сохранения смазки и предохранения рабочей полости шарнира от попадания бурового раствора.Недостатком этого шарнирного соединения является сложность конструкции, трудоемкость в изготовлении и большие габариты по длине, что не позволяет устанавливать его в искривленных винтовых забойных двигателях, предназначенных для горизонтального и наклонно-направленного бурения.Под воздействием давления столба бурового раствора порции атмосферного воздуха, заполняющие вместе с консистентной смазкой рабочую полость шарнира, настолько сжимаются, а иногда охлопываются, уменьшая до предела свой объем, что эластичные элементы вдавливаются в зазор между зубчатым венцом и зубчатыми полумуфтами, повреждаются и герметичность шарнира нарушается. Буровой раствор попадает в рабочую полость, зубья зацепления при работе интенсивно изнашиваются, шарнир быстро выходит из строя.Известен также винтовой забойный двигатель для наклонно-направленного бурения (патент РФ № 2081986, Е 21 В 4/02, 1997), принятый за прототип как наиболее близкий по своему назначению и принципу действия к заявленному объекту. Он содержит двигательную секцию, полый ротор и упругий торсион которой связаны между собой в своей верхней части, шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции переводником, и шарнирный узел, кинематически связывающий свободный нижний конец торсиона с валом шпиндельной секции. Шарнирный узел выполнен в виде муфты, встроенной своей верхней частью в глухое отверстие торсиона, полумуфты с глухим отверстием, в котором размещена нижняя часть муфты, и двух расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях пальцев, установленных в сквозных отверстиях, выполненных в торсионе, муфте и полумуфте. Причем пальцы установлены в отверстиях упругого торсиона и полумуфты неподвижно на сварке, а муфта посажена на пальцах подвижно с зазором.При вращении ротора двигательной секции муфта, перемещаясь по дуге и колеблясь относительно пальцев, одновременно передает крутящий момент и осевые усилия, создаваемые перепадом давления бурового раствора на ротор двигательной секции. За счет дугообразного перемещения концов муфты вокруг перпендикулярно установленных пальцев при колебаниях "вправо-влево" и "вперед-назад" осевое усилие ротора двигательной секции преобразуется в ударные нагрузки, которые передаются от ротора и упругого торсиона двигательной секции к шпиндельному валу и долоту. Высокая частота и сила ударов выводят из строя детали винтового забойного двигателя и датчики контроля телесистемы, устанавливаемой непосредственно над винтовым забойным двигателем для контроля в пространстве профиля бурящейся скважины.Поверхности трения муфты и пальцев не защищены от абразивной среды бурового раствора, быстро изнашиваются, выходят из строя и преждевременно выводят из строя шарнирный узел и винтовой забойный двигатель.Встроенный в упругий торсион и шпиндельный вал шарнирный узел незначительно укорачивает шпиндельную секцию и на увеличение интенсивности набора кривизны бурящейся скважины практически положительно не влияет. Зато при ремонте, когда вместе с вышедшим из строя шарнирным узлом приходится менять дорогостоящие упругий торсион и шпиндельный вал, это вызывает большие осложнения, поскольку требуются дополнительные затраты на приобретение и своевременную доставку запчастей. Такие двигатели становятся дорогими в ремонте и нерентабельными в эксплуатации.Решаемая изобретением задача заключается в повышении нагрузочной способности и долговечности винтовых забойных двигателей при работе с повышенными перекосом и смещением осей ротора двигательной секции и шпиндельного вала и снижении стоимости в эксплуатации и ремонте.Для этого в известном винтовом забойном двигателе, содержащем двигательную секцию, у которой полый ротор связан с упругим торсионом в своей верхней части, шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции кривым переводником, и соединяющий шпиндельный вал с упругим торсионом шарнир, последний содержит ведущую муфту с пазами, соединенную с кожухом, имеющим внутренний торец, ведомый ниппель с пальцем на неподвижной посадке, оси которых перпендикулярны друг относительно друга, и эластичный гофрированный чехол, образующий с кожухом рабочую полость, заполненную смазывающей жидкостью, при этом на пальцах установлены вкладыши, размещенные в пазах муфты, а взаимодействующие торцы ведомого ниппеля и ведущей муфты снабжены сменными пятой и эластичной опорой подпятника.Существенными признаками, отличительными от наиболее близкого аналога (патент РФ № 2081986, Е 21 В 4/02, 1997), являются наличие в шарнире ведущей муфты с пазами, соединенной с кожухом, имеющим внутренний торец, ведомого ниппеля с пальцем на неподвижной посадке, оси которых перпендикулярны друг относительно друга, и эластичного гофрированного чехла, образующего с кожухом рабочую полость, заполненную смазывающей жидкостью, при этом на пальцах установлены вкладыши, размещенные в пазах ведущей муфты, а взаимодействующие торцы ведомого ниппеля и ведущей муфты снабжены сменными пятой и эластичной опорой подпятника; кроме того, боковые поверхности рабочих граней вкладышей выполнены бомбинированными и снабжены наклонными маслоподводящими канавками со скошенными боковыми стенками; кроме того, эластичная опора подпятника выполнена из полиуретана.При этом:- выполнение эластичного чехла гофрированным повышает его упругость, увеличивает емкость полости для смазывающей жидкости и камеры для сбора осаждающихся взвешенных частиц продуктов износа;- выполнение кожуха с внутренним торцем предотвращает рассоединение ведущей муфты и ведомого ниппеля шарнира в случае всплытия ротора при спуске инструмента в скважину или при обратной циркуляции бурового раствора через долото в бурильные трубы.Кроме того, для снятия концентрации напряжения боковые поверхности рабочих граней вкладышей выполнены бомбинированными и снабжены наклонными маслоподводящими канавками (способствует выносу продуктов износа из рабочей зоны вкладышей и притоку свежей смазки к поверхностям трения) со скошенными боковыми стенками (способствующими возникновению жидкостного трения), а эластичная опора подпятника выполнена из полиуретана.На чертеже изображен винтовой забойный двигатель, где:- на фиг.1 показан общий вид двигателя;- на фиг.2 - шарнир;- на фиг.3, 4 - вкладыш в продольном разрезе и с сечением А-А;- на фиг.5 - вид Б на фиг.3.Винтовой забойный двигатель включает двигательную и шпиндельную секции. Двигательная секция содержит упругий торсион 1, верхний переводник 2, корпус 3 с закрепленным в нем статором, полый ротор 4 и нижний переводник 5. Упругий торсион 1 и полый ротор 4 связаны между собой в своей верхней части переводником 6. Корпус 3 двигательной секции через переводник 5 и короткий кривой переводник 7 соединен с корпусом 8 шпиндельной секции. Последняя также содержит полый шпиндельный вал 9 и упорно-радиальный подшипник 10 с комплектом уплотнительных колец 11. Нижний конец упругого торсиона 1 связан с верхним концом шпиндельного вала 9 шарниром, выполненным в виде индивидуального кинематического узла с быстроразъемными, например, коническими соединениями. Шарнир содержит ведущую муфту 12 с двумя сквозными пазами 13, соединенный с ней кожух 14 с внутренним торцом 15, ведомый ниппель 16 и эластичный гофрированный чехол 17, образующий с кожухом 14 рабочую полость 18, заполненную смазывающей жидкостью. Полость 18 герметизирована уплотнительным кольцом 19 и хомутами 20 и 21, посредством которых концы эластичного гофрированного чехла 17 закреплены на кожухе 14 и ведомом ниппеле 16. Часть рабочей полости 18 в интервале размещения эластичного гофрированного чехла 17 увеличена в объеме за счет гофр для сбора взвешенных частиц продуктов износа шарнира. При работе винтового забойного двигателя с повышенными перекосом и смещением оси ротора 4 двигательной секции относительно шпиндельного вала 9, вращении и пространственном перемещении ведущей муфты 12 шарнира относительно ведомого ниппеля 16, гофры способствуют упругости эластичного гофрированного чехла 17, долговечной и надежной работе шарнира и винтового забойного двигателя в целом.В рабочем состоянии рабочая полость 18 должна быть полностью заполнена смазывающей жидкостью без каких-либо остатков атмосферного воздуха. Для полного вытеснения атмосферного воздуха и замещения его смазывающей жидкостью заполнение рабочей полости 18 ведут при ослабленном креплении хомута 20 и повернутом на 180


Формула изобретения
1. Винтовой забойный двигатель, содержащий двигательную секцию, у которой полый ротор связан с упругим торсионом в своей верхней части, шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции кривым переводником, и шарнир, соединяющий шпиндельный вал с упругим торсионом, отличающийся тем, что шарнир содержит ведущую муфту с пазами, соединенную с кожухом, имеющим внутренний торец, ведомый ниппель с пальцем на неподвижной посадке, оси которых перпендикулярны друг относительно друга, и эластичный гофрированный чехол, образующий с кожухом рабочую полость, заполненную смазывающей жидкостью, при этом на пальцах установлены вкладыши, размещенные в пазах ведущей муфты, а взаимодействующие торцы ведомого ниппеля и ведущей муфты снабжены сменными пятой и эластичной опорой подпятника.2. Винтовой забойный двигатель по п.1, отличающийся тем, что боковые поверхности рабочих граней вкладышей выполнены бомбинированными и снабжены наклонными маслоподводящими канавками со скошенными боковыми стенками.3. Винтовой забойный двигатель по п.1, отличающийся тем, что эластичная опора подпятника выполнена из полиуретана.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5