Ступенчатый двигатель
Ступенчатый ракетный двигатель включает корпус, представляющий собой полую металлическую трубу с дном, и разделен на ступени, в которых размещены камеры сгорания с движительным зарядом и электровоспламенителями. Ступени разделены перегородками. Камеры сгорания размещены в корпусах ступеней и разделены межкамерными перегородками. Электровоспламенители соединены электрической цепью. Для динамического запирания ступеней использована ближайшая к выходу из ступеней камера сгорания. Изобретение позволит уменьшить вес и объем конструкции в целом и производить изделия с предложенным двигателем компактно. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для создания двигательных установок в конструкциях с высокими динамическими нагрузками (снаряды, ракеты).
Известны реактивные двигательные установки на основе ракетных двигателей (патенты RU 2072952, RU 2094330, RU 2149276, RU 2156721), позволяющие разгонять твердые тела в космосе до скоростей 7,9-16,67 км/с (1-я, 2-я, 3-я космические скорости), а в нижних слоях атмосферы до 3000 м/с (10М). Наиболее близкой к заявленному изобретению является реактивная двигательная установка, описанная в патенте RU 2094330. К недостаткам подобных двигательных установок следует отнести достаточно большой расход топлива и, следовательно, большую массу конструкции в целом. Так, для достижения космических скоростей соотношение веса заряда и веса метаемого тела составляет 500/1. В результате повышается сложность конструкции (повышаются вес, объем, общие габариты), многократно увеличивается время изготовления и обслуживания и, соответственно, увеличивается общая стоимость продукта со всей инфраструктурой. Кроме того, используемые виды топлива и окислителей оказывают сильное воздействие на человека, в том числе на обслуживающий персонал, и на окружающую среду, что усложняет их производство, применение и утилизацию. Задачей изобретения является создание нового ступенчатого двигателя, который позволит повысить вес и объем полезной нагрузки и снизить вес движительного заряда по отношению к весу метаемого тела, упростить конструкцию в целом, применить щадящий для человека и экологии окружающей среды вид топлива, увеличить дальность и скорость полета изделий, соответствующих по полезной нагрузке аналогам, и уменьшить стоимость изделий на всех этапах изготовления и эксплуатации при выполнении аналогичных задач. Технический результат, который может быть получен при использовании предложенного двигателя, заключается в повышении кпд энергии топлива на единицу полезной нагрузки, что позволит уменьшить вес и объем конструкции в целом и производить изделия с предложенным двигателем компактно. Указанный технический результат достигается в результате использования ступенчатого двигателя, несущего полезную нагрузку, включающего корпус, в котором размещается движительный заряд. Корпус представляет собой полую металлическую трубу с дном и разделен на ступени, в которых размещены камеры сгорания с движительным зарядом и электровоспламенителями. В корпусе движительного заряда ступени разделены межкамерными перегородками, электровоспламенители соединены электрической цепью, а для динамического запирания ступеней использована ближайшая к выходу из ступеней камера сгорания. Количество ступеней и камер сгорания с движительным зарядом составляет от двух и более. Ступени с движительным зарядом включаются последовательно. В предлагаемом двигателе разгон метаемого тела осуществляется благодаря заполнению движительным зарядом корпуса, разделенного на ступени, в которых размещаются камеры сгорания с несколькими электровоспламенителями, что позволит повысить скорость метания при уменьшении отношения веса заряда горючего вещества к весу метаемого тела, уменьшить длину канала разгона, уменьшить общий вес конструкции, увеличить размеры и вес метаемого тела и увеличить длину траектории полета после выхода из канала разгона. Характеристики двигателя варьируются в зависимости от решаемых задач путем изменения всех элементов конструкции, завязанных как единое целое. Изобретение поясняется следующим графическим материалом: на фиг.1 показан общий вид двигателя; на фиг.2 - ступень двигателя. Двигатель содержит движительный заряд, размещенный в корпусе (5). Корпус (5) представляет собой полую металлическую трубу с дном и разделен на отделенные друг от друга перегородками (2) ступени (4а, 4б, 4в), которые состоят из корпуса (11) и размещенных в нем камер сгорания (6а, 6б, 6в). Движительный заряд (8) заключен в оболочку (9) с электровоспламенителями (7), соединенными в электрическую цепь. Камеры сгорания (6а, 6б, 6в) разделены межкамерными перегородками (10). Полезная нагрузка (3) размещена в корпусе (1). Двигатель с полезной нагрузкой (3) разгоняется с помощью движительного заряда (8) в корпусе (5), конструкция которого обеспечивает последовательное срабатывание ступеней (4а, 4б, 4в) и соответственно постепенный разгон двигателя и полное сгорание горючего вещества движительного заряда (8), размещенного в камерах сгорания (6а, 6б, 6в), от воспламенителей (7), при котором устройство еще не разрушается из-за взрыва от перегрузки давления. Количество электровоспламенителей и длина канала корпуса двигателя выбраны следующим образом: n<n(s), n(s)=V/V(m), n=n(s)-K






Формула изобретения
1. Ступенчатый двигатель, несущий полезную нагрузку, включающий корпус, представляющий собой полую металлическую трубу с дном, разделенный на ступени, в которых размещаются камеры сгорания с движительным зарядом и электровоспламенителями, отличающийся тем, что ступени разделены перегородками, камеры сгорания размещены в корпусах ступеней и разделены межкамерными перегородками, электровоспламенители соединены электрической цепью, а для динамического запирания ступеней использована ближайшая к выходу из ступеней камера сгорания.2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что количество ступеней составляет от двух и более.3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что количество камер сгорания с движительным зарядом составляет от двух и более.4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что ступени с движительным зарядом включаются последовательно.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2