Добавка для щебеночно-мастичного асфальтобетона
Изобретение относится к использованию полимерно-битумных добавок для использования в асфальтобетонах, а именно для практического применения при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов. Технический результат: разработка добавки для асфальтобетона на базе более дешевых компонентов, обладающей низкой температурой хрупкости и высокой температурой размягчения, получаемой в гранулированной форме, удобной для транспортировки и прямого введения в щебеночно-мастичный асфальтобетон на месте его использования. Добавка включает вяжущее, резиновую крошку, минеральное масло и полимер. При этом в качестве вяжущего используют битумную эмульсию, в качестве полимера - полиакриламид и дополнительно в качестве структурообразователя волокна - целлюлозы и алюмосиликат при следующем соотношении компонентов состава, мас.%: волокна целлюлозы 40-60; резиновая крошка 15-20; алюмосиликат 10-15; масло 3-5; полиакриламид 3-5; битумная эмульсия - остальное до 100%. Добавка может предпочтительно содержать ионогенные ПАВ в количестве 0,5-1,0 мас.%. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к использованию полимерно-битумных добавок для использования в асфальтобетонах, а именно для практического применения при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов.
Битум, дегти являются традиционно основным добавками при строительстве (устройстве) верхнего слоя автодорог, мостов. Однако для улучшения их физико-механических свойств, а именно расширения температурного интервала работоспособности дорожного покрытия, выполняемого с помощью такого материала, понижения хрупкости, т.е. увеличения трещиностойкости и повышения эластичности, битум используют в сочетании с различными модифицирующими добавками, наполнителями.Известны многочисленные полимерно-битумные смеси, используемые для покрытия дорог. Чаще всего в качестве полимерной состовляющей при этом используются термопластичные полимеры: эластомеры, полиолефины и т.д. Однако их использование требует обычно приготовления полимерно-битумной композиции в заводских условиях с последующей доставкой в горячем виде к месту выполнения дорожно-строительных работ.Более удобным представляется изготовление небольшого количества добавки и введение ее в битум непосредственно на месте выполнения работ.Известна битумная композиция, состоящая из битума, модификатора, в качестве которого используют этиленпропиленовый эластомер, и инертного наполнителя, такого как кремнезем, каолин, слюда, карбонат кальция. Композиция изготавливается в виде гранул (пат. США 4829109). Недостатком данной композиция является высокая температура хрупкости, равная от -6 до -15°С.Известны битумно-резиновые композиции для асфальтовых покрытий, в которых резина используется в виде мелкой крошки (пат. Японии 279573, пат. США 5683498), для улучшения эксплуатационных характеристик покрытия.Недостатками данных композиций является то, что ничем не закрепленная в смеси резиновая крошка неизбежно будет выделяться из покрытия в процессе эксплуатации.Известна композиция, состоящая из смеси битума, резины с добавлением масла (Европейский пат. 0439232). Недостатком данной композиции является низкая прочность готового покрытия за счет полной окислительной деструкции полимерных цепей в резине и за счет добавления в композицию масла, что связано с применением высоких температур процесса приготовления композиции.Известна битумкаучуковая композиция, состоящая из битума, бутилкаучука, масла в качестве пластификатора, модифицирующей добавки (полиизобутилен) и наполнителя (мел, талькомагнезит) (авт.св. 1331871). Однако технология ее приготовления требует значительных энергозатрат на перемешивание, кроме того, используется дорогостоящее кондиционное сырье.Для приготовления композиций, используемых в дорожном строительстве, в качестве наполнителей применяют, например, стекловолокно, обработанное олигоэфиракрилатом (авт.св. СССР 1350147), обрезки металлокордовой проволоки длиной 10-25 мм и полиэтилен в виде дробленных отходов производства (пат. РФ 2026323).Наиболее близким по технической сущности является добавка, включающая битум, полимеры, минеральное масло, резиновую крошку (пат. РФ 2158742). Добавку получают в виде твердой массы, которая хорошо режется и может быть легко введена в заданном соотношении в разогретый битум непосредственно на месте проведения дорожных работ.Существенным недостатком известной добавки является использование большого количества дорогих синтетических полимеров и за счет большого количества жидких масел - наличие большой липкости вяжущего.Задача изобретения - разработка добавки для асфальтобетона на базе более дешевых компонентов, обладающей низкой температурой хрупкости и высокой температурой размягчения, получаемой в гранулированной форме, удобной для транспортировки и прямого введения в щебеночно-мастичный асфальтобетон на месте его использования.Поставленная задача решается за счет использования добавки, включающей вяжущее, резиновую крошку, минеральное масло и полимер. При этом в качестве вяжущего используют битумную эмульсию, в качестве полимера - полиакриламид и дополнительно в качестве структурообразователя - волокна целлюлозы и алюмосиликат при следующем соотношении компонентов состава, мас.%:Волокна целлюлозы 40-60Резиновая крошка 15-20Алюмосиликат 10-15Масло 3-5Полиакриламид 3-5Битумная эмульсия Остальное до 100%Добавка может предпочтительно содержать ионогенные ПАВ в количестве 0,5-1,0 мас.%.Добавку готовят следующим образом. В битумную эмульсию добавляют резиновую крошку с диаметром частиц 0,5-0,9 мм и масло, перемешивают при 300 об/мин для набухания резины в течение 0,5 часа. Затем в нее вводят предварительно распушенные волокна целлюлозы с предпочтительно ионогенными ПАВ, алюмосиликат, например полевой шпат, и полиакриламид. Все тщательно перемешивают в течение 10 мин. Смесь гранулируют с помощью экструдера и сушат. Готовую добавку в виде гранул добавляют в щебеночно-мастичный асфальтобетон в количестве 0,2-0,5%.В качестве ионогенных ПАВ использовали триполифосфат натрия, стеарат натрия, октодециламмоний хлорид.В заявляемом составе добавки используют в качестве резиновой крошки отход производства шин и резинотехнических изделий, в качестве целлюлозы - целлюлозу сульфитную оберточную.В таблице 1 приведен состав добавки для асфальтобетона.

Формула изобретения
1. Добавка для щебеночно-мастичного асфальтобетона, включающая вяжущее, резиновую крошку, минеральное масло и полимер, отличающаяся тем, что в качестве вяжущего используют битумную эмульсию, в качестве полимера используют полиакриламид и дополнительно в качестве структурообразователя волокна целлюлозы и алюмосиликат при следующем соотношении компонентов состава, мас.%:Волокна целлюлозы 40 - 60Резиновая крошка 15 - 20Алюмосиликат 10 - 15Масло 3 - 5Полиакриламид 3 - 5Битумная эмульсия Остальное до 100%2. Добавка по п.1, отличающаяся тем, что добавка содержит ионогенное ПАВ в количестве 0,5-1,0 мас.%.