Способ хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для длительного хранения химически нестабильного компонента жидкого ракетного топлива двигательной установки на борту космического объекта в условиях полета. Способ включает размещение компонента топлива в баке внутри космического объекта и термостатирование бака с компонентом топлива. Термостатирование осуществляют в двух разных непересекающихся температурных диапазонах: на активных участках полета в диапазоне (Тн- Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для длительного хранения химически нестабильного компонента жидкого ракетного топлива двигательной установки на борту космического объекта в условиях полета. РИСУНКИ
Тн, Тн+
Тн), где Тн - номинальная температура подачи компонента топлива в двигатели,
Тн - эксплуатационный допуск на номинальную температуру, а на пассивных участках полета - в диапазоне (Тх-
Тх, Тх+
Тх), где Тх - температура хранения компонента топлива,
Тх - эксплуатационный температурный допуск в условиях хранения, причем Тх+
Тх<Т-
Тн. Кроме того, нижняя граница температурного диапазона при термостатировании бака с компонентом топлива на пассивных участках полета равна максимальной температуре плавления компонента топлива в условиях хранения. Технический результат - увеличение срока хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Тн, Тн+
Тн), где Тн - номинальная температура подачи компонента топлива в двигатели,
Тн - эксплуатационный допуск на номинальную температуру, а на пассивных участках полета - в диапазоне (Тх-
Тх, Тх+
Тх), где Тх - температура хранения компонента топлива,
Тх - эксплуатационный температурный допуск в условиях хранения, причем Тх+
Тх<Т-
Тн. Кроме того, нижняя граница температурного диапазона при термостатировании бака с компонентом топлива на пассивных участках полета равна максимальной температуре плавления компонента топлива в условиях хранения. Реализация способа может быть осуществлена, например, с помощью устройства, изображенного на чертеже, где цифрами обозначены: 1 - бак с топливом; 2 - теплообменник, 3 - контур циркуляции "горячего" теплоносителя;
4 - контур циркуляции "холодного" теплоносителя;
5 - общий контур циркуляции теплоносителя. На активных участках полета спускаемого аппарата (двигательная установка включена) бак с топливом 1 термостатируют в диапазоне температур подачи топлива в двигатели (Тн-
Тн, Тн+
Тн), где Тн - номинальная температура подачи,
Тн - эксплуатационный допуск на номинальную температуру, за счет прокачки через теплообменник 2, установленный на баке 1, "горячего" теплоносителя, поступающего из контура циркуляции "горячего" теплоносителя 3. На пассивных участках полета спускаемого аппарата (двигательная установка выключена) подача "горячего" теплоносителя из контура 3 прекращена, бак 1 с хранящимся в нем топливом термостатируют в диапазоне температур (Тх-
Тх, Тх+
Тх), где Тх - температура хранения,
Тх - эксплуатационный допуск в условиях хранения, с более низкими температурами, чем в диапазоне температур подачи топлива в двигатели (Тх+
Тх<Т-
Тн), за счет прокачки "холодного" теплоносителя, поступающего из контура циркуляции "холодного" теплоносителя 4 в теплообменник 2, установленный в общем контуре циркуляции теплоносителя 5. Для получения наибольшего эффекта нижнюю границу температурного диапазона Тх-
Тх выбирают равной максимальной температуре плавления компонента топлива в условиях хранения. Способ реализуется в следующей последовательности действий и режимов. После старта космического корабля и в период нахождения спускаемого аппарата на орбите в теплообменник бака подают "холодный" теплоноситель и термостатируют бак с топливом 1, например с пероксидом водорода, в температурном диапазоне с нижней границей, равной максимальной температуре плавления пероксида водорода в условиях хранения, в данном случае - в диапазоне (0,6)oС. Перед сходом спускаемого аппарата с орбиты до включения двигательной установки прекращают подачу в теплообменник бака "холодного" теплоносителя и подают "горячий" теплоноситель с температурой (20
5)oС, что соответствует номинальной температуре подачи пероксида водорода в двигатели с учетом эксплуатационного допуска. Время переключения подачи "холодного" теплоносителя на "горячий" определяют с таким расчетом, чтобы в момент включения двигательной установки бак с пероксидом водорода был прогрет до заданной температуры.
Формула изобретения
Тн, Тн+
Тн), где Тн – номинальная температура подачи компонента топлива в двигатели,
Тн – номинальный эксплуатационный допуск, а на пассивных участках полета – в диапазоне (Тх–
Тх, Тх+
Тх), где Тх – температура хранения компонента топлива,
Тх – эксплуатационный допуск в условиях хранения, причем Тх+
Тх<Т–
Тн.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что термостатирование бака с компонентом топлива на пассивных участках полета космического аппарата осуществляют в температурном диапазоне, нижняя граница которого равна максимальной температуре плавления компонента топлива в условиях хранения.




















