Способ получения высокооктанового компонента автобензина на цеолитсодержащем катализаторе
Изобретение относится к технологии получения экологически чистых высокооктановых автомобильных бензинов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности для облагораживания низкооктанового углеводородного сырья в присутствии контактной композиции, состоящей из цеолитсодержащих катализаторов. Цеолиты расположены последовательно по ходу сырья внутри одного реакторного блока. В качестве верхнего слоя используют низкомодульные цеолиты НА либо NaM, в качестве нижнего слоя - высокомодульный цеолит Mn - НЦВК, содержащий 0,2 мас.% марганца. Процесс проводят при температуре 325-375oС, давлении 0,4-0,8 МПа, объемном соотношении цеолитов 1:1. Способ позволяет получать высокооктановый компонент автомобильного бензина, не содержащий бензола, расширить ассортимент используемого низкооктанового углеводородного сырья и снизить эксплуатационные расходы на проведение процесса. 2 табл.
Изобретение относится к технологии получения экологически чистых высокооктановых автомобильных бензинов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Известен способ получения высокооктанового бензина (см. пат. RU 2051952, 1992), согласно которому узкие бензиновые фракции подвергают каталитическому риформингу в присутствии полифункциональных металлооксидноалюминиевых катализаторов в три ступени с проведением последней ступени путем последовательного использования катализаторов риформинга и гидродепарафинизации, загруженных послойно по ходу сырья, при использовании реактора с аксиальным вводом сырья. Недостатками данного способа являются высокие температуры проведения процесса (470-510oС) и давления (2-4 МПа), а также необходимость подачи водородсодержащего газа. Известен также способ получения высокооктанового бензина (принят за прототип) цеоформингом низкооктановых углеводородных фракций (Ионе К.Г., Степанов В. Г. "Цеоформинг - перспективный процесс производства неэтилированных автомобильных бензинов", ХТТМ, 2000, 1. - С. 8-12), наиболее близкий к исследуемому по техническому оформлению и составу используемого сырья. В данном способе компонент автобензина получают при контакте углеводородного сырья с цеолитсодержащим катализатором ИК-30-1 при повышенной температуре (400-450oС) и давлении (0,5-1,5 МПа). Не требуется предварительная серо- и гидроочистка сырья, а также применение водородсодержащего газа. Недостатками данного способа являются: а) достаточно жесткие технологические условия проведения процесса (температура и давление), что влечет за собой большие удельные энергетические и эксплуатационные затраты на реакционное оборудование. б) наличие в бензине бензола, а следовательно, высокая токсичность продуктов сгорания горючего в двигателе автомобиля. Задачей предлагаемого способа является получение высокооктанового компонента автомобильного бензина, не содержащего бензола, расширение ассортимента используемого низкооктанового углеводородного сырья и снижение эксплуатационных расходов на проведение процесса. Поставленная задача достигается тем, что в способе получения высокооктанового компонента автобензина на цеолитсодержащем катализаторе низкооктановое углеводородное сырье облагораживают в присутствии контактной композиции, состоящей из цеолитсодержащих катализаторов различных марок. Цеолиты расположены последовательно по ходу сырья внутри одного реакторного блока. В качестве верхнего слоя используют низкомодульные цеолиты НА либо NaM, в качестве нижнего слоя - высокомодульный цеолит Мn - НЦВК, содержащий 0,2 мас. % марганца. Процесс проводят при температуре 325-375oС, давлении 0,4-0,8 МПа, объемном соотношении цеолитов 1:1. Отличительным признаком предлагаемого изобретения является использование в качестве катализатора облагораживания низкооктанового углеводородного сырья контактной композиции, состоящей из загруженных последовательно по ходу сырья цеолитсодержащих катализаторов различных марок, позволяющих регулировать химический состав получаемого компонента автобензина и влиять на его эксплуатационные характеристики. Низкомодульные цеолиты ввиду низкой своей каталитической активности в условиях цеоформинга способствуют преимущественно протеканию реакций крекинга углеводородов и в то же время выполняют функцию молекулярного сита. Так, входные окна и малые адсорбционные полости цеолитов типа А настолько малы, что в них практически не проникают молекулы адсорбируемых веществ кроме воды. Низкокремнистые цеолиты типа А разрушаются в кислой среде. В состав цеолита входят катионы, являющиеся адсорбционными центрами, которые определяют в ряде случаев форму изотерм адсорбции, а также и избирательность самого цеолита. Характерный размер структуры NaM, определяющий его молекулярно-ситовые свойства, составляет 6,7


Формула изобретения
Способ получения высокооктанового компонента автобензина на цеолитсодержащем катализаторе цеоформингом бензиновых фракций при повышенной температуре и давлении, отличающийся тем, что процесс облагораживания низкооктанового углеводородного сырья проводят в присутствии контактной композиции, состоящей из верхнего слоя низкомодульного цеолита НА или NaM и нижнего слоя высокомодульного цеолита Mn - НЦВК, содержащего 0,2 мас.% марганца, при температуре 325-375
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2