Охранно-противоугонная система для транспортного средства
Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования. На ТС установлены центральный блок управления, к входам которого подключены концевые выключатели дверей, капота и багажника, датчики температуры, удара и объема, приемник пейджинговой связи, а к соответствующим выходам - блоки звуковой и световой сигнализации, передатчик тревожного оповещения пользователя и узлы блокирования движения транспортного средства. Активные возимые антенны, приемная возимая антенна, программатор-индикатор и таймер взаимосвязаны с центральным блоком управления. У пользователей ТС находятся метки и радиобрелоки, размещаемые в зонах действия активных и приемной возимых антенн. Кроме того, в систему введены мобильный телефон с встроенным Bluetooth-узлом, возимая Bluetooth-антенна, выполненная с возможностью кабельного соединения с центральным блоком управления, а также кабель-программатор, выполненный с возможностью подключения одним концом к Bluetooth-антенне, а другим концом к одной из активных возимых антенн. Изобретение упрощает процедуру взаимодействия пользователя с системой защиты ТС, повышает защищенность ТС, расширяет сервисные возможности системы и обеспечивает универсализацию применения мобильного телефона. 1 ил.
Изобретение относится к радиоэлектронной технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования (угона, кражи, захвата) и обеспечения высокого уровня комфорта для пользователя ТС.
В последнее время широкое распространение получили охранно-противоугонные системы для ТС с использованием активных и пассивных носимых средств дистанционной идентификации пользователя ТС (меток, транспондеров, радиобрелоков), с помощью которых осуществляется дистанционное управление составными элементами той или иной системы защиты ТС, а также различными функциональными органами ТС, в том числе сервисного назначения. Известны, в частности, охранные системы, построенные на основе дистанционного (беспроводного) диалога "вопрос-ответ" между находящимися у пользователя одной или несколькими метками и расположенным на ТС опрашивающим узлом управления, в результате чего обеспечивается доступ пользователя в ТС и нормальная эксплуатация последнего (DE 19809624, В 60 R 25/00, 27.05.99; DE 19818263, В 60 R 25/00, 28.10.99; US 5905444, H 04 Q 1/00, 18.05.99 и др. ). Недостаток указанных систем связан с их ограниченными функциональными возможностями, проявляющимися в некомплексной защите ТС, а именно в отдельно реализуемых в разных конструкциях разрешении/запрещении доступа в ТС, блокировании/разблокировании двигателя, пуске/снятии тревожной сигнализации, оповещении владельца ТС о попытках угона и т.д. Значительно большими функциональными возможностями обладает охранная система по патенту RU 2160675, В 60 R 25/00, 20.12.00, которая содержит установленные на ТС узел управления и подключенные к нему узел дистанционного считывания команд, узел ввода кода, пейджер, узел памяти, датчики состояния, узлы звуковой и световой тревожной сигнализации, узлы блокирования и разблокирования иммобилайзера и других функциональных органов, таймер и индикатор режимов, а также находящуюся у владельца транспондерную карточку, выполненную с возможностью задания для системы режимов снятия с охраны, полной охраны, охраны с работающим двигателем, тревоги, автопостановки на охрану, дистанционного радиооповещения, технического обслуживания или программирования при поднесении ее в зону опознавания. Узел управления может быть выполнен с возможностью постановки системы на полную охрану после закрывания двери или по истечении заданного промежутка времени с момента снятия с охраны, а также с возможностью постановки на охрану с работающим двигателем только после закрывания двери, с кратковременным включением в обоих случаях световой и звуковой сигнализации и формированием сигналов управления для запирания замков дверей и соответствующих сигналов управления пейджером. Узел управления может быть выполнен также с возможностью контроля в режиме охраны системы датчиков состояния, формирования при срабатывании предупредительного уровня датчика однократных светового и звукового сигналов, перевода системы в режим тревоги при срабатывании тревожного уровня датчика удара или объема, при открывании капота или багажника, при открывании двери, при включении зажигания в режиме полной охраны, при выключении зажигания в режиме охраны с включенным двигателем, после временного отключения питания системы, формирования тревожных световых и звуковых сигналов, а также включения узлов блокирования двигателя и запуска передатчика пейджера при тревоге, возвращения системы в режим полной охраны по истечении заданного времени тревоги. Узел управления может быть выполнен с возможностью формирования сигнала постановки системы на охрану, сигнала контроля радиоканала пейджера, сигнала снятия с охраны, сигнала предупреждения при срабатывании предупредительного уровня датчика удара, первого сигнала тревоги при срабатывании тревожного уровня датчика удара, а также при открывании дверей, багажника или капота и второго сигнала тревоги по остальным причинам. Узел управления может быть выполнен с возможностью выбора при вводе кода программирования непрерывного и прерывистого типов сигналов сирены, определения функций ее включения и выключения при постановке на охрану, снятии с охраны, при тревоге и предупреждении, задания длительности режима тревоги, задержки предупредительного сигнала, состояния иммобилайзера и цепей управления замками, зажигания, состояния и длительности сигнала таймера при постановке на охрану и снятии с охраны, длительности сигнала управления замками, разрешения пользования секретным кодом и записи транспондеров. Указанные возможности реализованы в охранно-противоугонных системах элитного класса BLACK BUG SUPER моделей ВТ-85 и BT-85W, серийно выпускаемых предприятием-заявителем (см. Каталог 2002, Автомобильные охранные системы. Техническая информация, ООО "Альтоника", с.10-13). Описанное в вышеупомянутых каталоге и патенте RU 2160675 техническое решение выбрано в качестве прототипа настоящего изобретения. Недостатком прототипа является то, что его широкие функциональные возможности в значительной степени обязаны разнообразию применяемых в нем носимых средств дистанционной идентификации пользователя. Так, в элитных моделях охранно-противоугонных систем применяются до трех транспондеров-меток с динамическим кодом DID, до трех радиобрелоков с динамическим кодированием, L-метка, повышающая устойчивость связи с центральным блоком управления в условиях помех, Мастер-метка, обеспечивающая гибкое программирование системы защиты, кнопочный программатор-индикатор режимов работы системы. Это многообразие устройств ручного пользования создает определенные неудобства. Так, например, в Руководствах пользователя указанными системами, выпущенных предприятием-заявителем, не рекомендуется держать рядом несколько меток при пользовании указанными системами, поскольку это увеличивает время опознавания, а для повышения уровня защищенности ТС рекомендуется держать метку, радиобрелок и ключи замка зажигания отдельно друг от друга. Более перспективным и практически полезным решением является интеграция функций дистанционного управления и сервисных установок в одном носимом устройстве. С учетом распространенности и перспектив развития сотовой телефонии наибольший интерес представляет мобильный телефон, реализующий технологию Bluetooth. Задачей настоящего изобретения является практическое использование возможностей Bluetooth-технологии и мобильной связи для упрощения процедуры взаимодействия пользователя с электронной системой защиты ТС, расширения сервисных возможностей, повышения защищенности ТС, универсализации применения мобильного телефона в различных моделях охранно-противоугонных систем. Указанная задача решается благодаря тому, что в известную охранно-противоугонную систему для ТС, содержащую установленные на ТС центральный блок управления, ко входам которого подключены соответственно концевые выключатели дверей, концевые выключатели капота и багажника, датчик температуры, датчик удара, датчик объема, приемник пейджинговой связи, приемная возимая антенна, а к соответствующим выходам - блоки звуковой и световой сигнализации, передатчик тревожного оповещения пользователя и узлы блокирования движения ТС, активные возимые антенны, программатор-индикатор и таймер, связанные с центральным блоком управления, а также находящиеся у пользователей ТС метки, в том числе Мастер-метка, и радиобрелоки, размещаемые в зонах действия соответственно активных и приемной возимых антенн, - введены мобильный телефон со встроенным Bluetooth-узлом, возимая Bluetooth-антенна, выполненная с возможностью кабельного соединения с центральным блоком управления, а также кабель-программатор, выполненный с возможностью подключения одним концом к Bluetooth-антенне, а другим концом - к одной из активных возимых антенн. На чертеже представлена структурная схема предложенной охранно-противоугонной системы для ТС. Использованы следующие обозначения: 1 - датчик объема; 2 - датчик удара; 3 - датчик температуры; 4 - концевые выключатели дверей; 5 - концевые выключатели капота и багажника; 6 - таймер; 7 - центральный блок управления; 8 - блоки световой и звуковой сигнализации; 9 - программатор-индикатор; 10 - узлы блокирования движения ТС; 11 - передатчик тревожного оповещения пользователя; 12 - метки; 13 - радиобрелоки; 14 - активные возимые антенны; 15 - приемная возимая антенна; 16 - приемник пейджинговой связи; 17 - мобильный телефон со встроенным Bluetooth-узлом; 18 - Bluetooth-антенна; 19 - кабель-программатор. Рассматриваемая охранно-противоугонная система для ТС содержит установленные на ТС центральный блок управления 7, к входам которого подключены концевые выключатели 4 дверей, концевые выключатели 5 капота и багажника, датчик объема 1, датчик удара 2, датчик температуры 3, приемник 16 пейджинговой связи, а к соответствующим выходам - блоки 8 световой и звуковой сигнализации, передатчик 11 тревожного оповещения пользователя и узлы 10 блокирования движения ТС, например дистанционно управляемые реле, а также связанный с центральным блоком управления 7 программатор-индикатор 9 и носимые блоки дистанционной идентификации пользователя: метки 12 и радиобрелоки 13, размещаемые в зоне действия активных возимых антенн 14 и приемной возимой антенны 15, каждая из которых связана с соответствующим разъемом центрального блока управления 7, а также установленная на ТС Bluetooth-антенна 18, выполненная с возможностью подключения к центральному блоку управления 7 и оснащенная кабелем-программатором 19, выполненным с возможностью подключения к одной из активных возимых антенн 14, и мобильный телефон 17 со встроенным Bluetooth-узлом. Все вышеуказанные блоки, за исключением мобильного телефона 17 со встроенным Bluetooth-узлом и Bluetooth-антенны 18, входят в состав вышеупомянутых охранно-противоугонных систем элитного класса, серийно выпускаемых предприятием-заявителем. Принципы их функционирования и технические характеристики подробно описаны в технической документации на указанные системы (Рекомендациях по установке и в Руководствах пользователя) и поэтому не требуют дополнительных пояснений. Bluetooth-антенна 18 и кабель-программатор 19 к ней реализованы на предприятии-заявителе в виде опытной партии изделий (антенна AA-2BL и программатор PR-AA-BL соответственно). Указанные изделия прошли испытания, необходимые для их дальнейшего серийного производства. Мобильные телефоны 17 со встроенным Bluetooth-узлом выпускаются серийно и поставляются, как и другие мобильные телефонные аппараты, из-за рубежа. Так, в настоящее время на рынке мобильных средств связи имеются следующие сотовые телефоны (стандарта GSM): - Ericsson моделей R 520 m, T39, Т68; - Sony Ericsson T68i; - Nokia моделей 8910, 6310, 6310j; - Philips Fisio 820. Все они имеют встроенный Bluetooth-узел и совместимы друг с другом. Таким образом, возможность практической реализации рассматриваемой системы в целом не вызывает сомнений. Рассматриваемая охранно-противоугонная система для ТС работает следующим образом. Основной задачей указанной системы в режиме охраны является контроль датчика 1 объема и датчика 2 удара, концевых выключателей 4 дверей и концевых выключателей 5 капота и багажника. Датчик 3 температуры служит для обеспечения автоматического запуска двигателя по температуре и прогрева двигателя в мороз. В момент окончания запирания замков дверей ТС происходит запуск таймера 6 и постановка ТС на охрану. Через интервал порядка 1 с после окончания подачи в центральный блок управления 7 сигнала таймера 6 система начинает контролировать датчики 1-3. При срабатывании предупредительного уровня одного из датчиков 1 или 2 система переходит в режим предупреждения: включаются однократные световой и звуковой сигналы в блоках 8 световой и звуковой сигнализации. При срабатывании тревожных уровней датчика 1 объема или датчика 2 удара, при срабатывании концевых выключателей 4 дверей или концевых выключателей 5 капота или багажника система переходит в режим тревоги. В режиме тревоги включаются световые и звуковые сигналы в блоках 8 световой и звуковой сигнализации. Путем программирования с помощью программатора-индикатора 9 можно отменить включение звуковой сигнализации, а также задать непрерывные или прерывистые звуковые сигналы. При тревоге центральный блок управления 7 включает узлы 10 блокирования движения ТС и передатчик 11 тревожного оповещения, который начинает передавать сигналы тревоги на персональный приемник пользователя ТС. Дальность действия этого канала оповещения обычно составляет от 200 м до 2 км. Высокий уровень защиты ТС в рассматриваемых системах достигается использованием в узлах 10 блокирования движения ТС запатентованных (RU 2160196, В 60 R 25/00, 20.12.00) и серийно выпускаемых предприятием-заявителем дистанционно управляемых реле HOOK-UP (модель ВТ-85) и WAIT UP (модель BT-85W), устанавливаемых без прокладки дополнительных проводов, и поэтому отличающихся повышенной скрытностью. Управление реле HOOK-UP осуществляется специальными кодированными сигналами по штатной проводке ТС. Количество устанавливаемых на ТС реле указанного типа не ограничено. Реле WAIT UP имеет нормально замкнутые контакты. Оно блокирует двигатель в момент начала движения ТС. Сигнал на включение и отключение реле подается из центрального блока управления 7 по штатной проводке. При попытке угона ТС реле разрешает завести двигатель, но как только ТС трогается с места, производит его блокировку. После остановки ТС блокировка снимается. При следующей попытке тронуться с места все повторяется. Реле обоих типов выполняются в корпусе обычного автомобильного реле и могут использоваться вместо штатных реле. По окончании заданного времени тревоги система возвращается в режим полной охраны. Если система три раза подряд выходила в режим тревоги по одной и той же причине (или три раза подряд срабатывал предупредительный уровень какого-либо из датчиков 1 или 2), то отключается предупредительный уровень этого датчика. Для снятия ТС с охраны какое-либо из носимых устройств дистанционной идентификации пользователя, например метка 12 или радиобрелок 13 должны быть внесены в зону действия активной возимой антенны 14 или приемной возимой антенны 15 соответственно. Центральный блок управления 7 генерирует сигналы опроса, которые излучаются активной возимой антенной 14. Приняв указанный сигнал, метка 12 генерирует ответный сигнал, содержащий уникальный код пользователя ТС. Этот сигнал принимается активной возимой антенной 14 и передается в центральный блок управления 7. Радиобрелок 13 излучает запросные сигналы, содержащие уникальный код пользователя. Через приемную возимую антенну 15 эти сигналы также поступают в центральный блок управления 7. В блоке 7 сигналы, принятые антеннами 14 и 15, селектируются и подвергаются цифровой обработке. Из каждого из указанных сигналов извлекается код пользователя ТС. Далее, этот код сравнивается с заданными кодами, хранящимися в памяти центрального блока управления 7, куда они заранее заносятся. При совпадении кода метки 12 или радиобрелока 13 с заданными кодами из центрального блока управления 7 в узлы 10 блокирования движения ТС подается команда, обеспечивающая разблокирование двигателя ТС. В памяти центрального блока управления 7 могут быть записаны несколько кодов различных меток 12 и радиобрелоков 13. Радиобрелоки 13 обычно защищены от сканирования и перехвата кода использованием алгоритма динамического кодирования KeeLoQ

Формула изобретения
Охранно-противоугонная система для транспортного средства, содержащая установленные на транспортном средстве центральный блок управления, ко входам которого подключены, соответственно, концевые выключатели дверей, концевые выключатели капота и багажника, датчик температуры, датчик удара, датчик объема, приемник пейджинговой связи, приемная возимая антенна, а к соответствующим выходам - блоки звуковой и световой сигнализации, передатчик тревожного оповещения пользователя и узлы блокирования движения транспортного средства, активные возимые антенны, программатор-индикатор и таймер, связанные с центральным блоком управления, а также находящиеся у пользователей транспортного средства метки, в том числе Мастер-метка, и радиобрелоки, размещаемые в зонах действия, соответственно, активных и приемной возимых антенн, отличающаяся тем, что в нее введены мобильный телефон со встроенным Bluetooth-узлом, возимая Bluetooth-антенна, выполненная с возможностью кабельного соединения с центральным блоком управления, а также кабель-программатор, выполненный с возможностью подключения одним концом к Bluetooth-антенне, а другим концом - к одной из активных возимых антенн.РИСУНКИ
Рисунок 1