Устройство для поиска угнанных автомобилей
Изобретение относится к автомобильной охранной сигнализации с дистанционной радиосвязью. Технический результат заключается в поиске и определении местоположения угнанных автомобилей. Устройство содержит скрытно установленные внутри каждого из охраняемых автомобилей приемопередатчик сотового радиотелефона, микроконтроллер, импульсный датчик скорости вращения левого заднего колеса автомобиля и импульсный датчик скорости вращения правого заднего колеса автомобиля, двоичный n-разрядный счетчик импульсов и кольцевой десятичный счетчик импульсов, а также установленные на диспетчерском пункте сотовый радиотелефон, устройство сопряжения и блок индикации. 1 ил.
Изобретение относится к области техники автомобильной охранной сигнализации с дистанционной радиосвязью и может быть использовано для определения местонахождения угнанных автомобилей преимущественно на территории крупных городов с развитой инфраструктурой подвижной сотовой радиосвязи общего пользования.
Известны устройства для поиска угнанных автомобилей, реализованные на базе современных средств спутниковой радионавигации, средств подвижной (преимущественно сухопутной сотовой) радиосвязи общего пользования и средств электронной картографии (см. Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург - Арлит, 2000, с.174, 178...181, 209... 233, 236...246, 254...263). Как правило, такие устройства содержат скрытно установленные внутри каждого из охраняемых автомобилей приемопередатчик сотового радиотелефона, микроконтроллер и специализированный приемник сигналов спутниковой радионавигационной системы, вход и выход которого соединен через микроконтроллер соответственно с выходом и входом приемопередатчика сотового радиотелефона, и установленные, например, в диспетчерском пункте блок управления и индикации, представляющий собой персональную ЭВМ (ПЭВМ) с программно реализованным модулем электронной картографии, устройство сопряжения и сотовый радиотелефон, вход и выход которого соединен через устройство сопряжения соответственно с выходом и входом ПЭВМ блока управления и индикации. Недостатком известных устройств является низкая точность, а иногда невозможность определения местонахождения угнанных автомобилей на территории крупных городов, на долю которых приходится наибольшее количество угонов и краж автомобилей, совершаемых в целях продажи, сбыта агрегатов и деталей, личного пользования, осуществления преступных действий и т.п. (см. Андрианов В. И. , Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб. : БХВ - Санкт-Петербург, Арлит, 2000, с.7). Это обусловлено тем, что на территории крупных городов, отличающихся плотной застройкой высокими зданиями, преобладают участки "радиотени", где уровень спутниковых радионавигационных сигналов ниже порогового уровня чувствительности портативных навигационных приемников, устанавливаемых обычно в охраняемых автомобилях (см. Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, Арлит, 2000, с.182, 237). На таких участках навигационный приемник, установленный вместе с антенной внутри охраняемого автомобиля, металлический корпус которого оказывает дополнительное экранирующее действие, не в состоянии вычислить свои географические координаты и соответственно географические координаты автомобиля. Отмеченный недостаток известных устройств может быть частично устранен путем оснащения автомобильного навигационного приемника наружной антенной, например антенной, устанавливаемой на крыше охраняемого автомобиля. Однако это делает антенну весьма уязвимом для "квалифицированных" угонщиков, которые могут просто оторвать ее или экранировать металлической фольгой. Известны устройства для поиска угнанных автомобилей, основу которых составляют средства радиопеленгации: (см. Андрианов В.H., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, Арлит, 2000, с.174, 177...178, 189, 193...194, 199...200, 233...236, а также Дикарев В.И., Койнаш Б.В., Медведев В.М. Защита транспортных средств от угона и краж. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература". - СПб.: Издательство "Лань", 2000, с.165...195, 223...244, 309...311). Эти устройства обычно включают в себя скрытно установленные внутри каждого из охраняемых автомобилей радиомаяки, сеть стационарных или подвижных радиопеленгационных постов и установленный в диспетчерском пункте блок управления и индикации, связанный с радиопеленгационными постами радиолиниями передачи данных. Такие устройства могут эффективно использоваться по своему назначению в основном на открытой местности. Их применение в крупных городах, отличающихся плотной застройкой высокими зданиями, дает большие погрешности в местоопределении угнанных автомобилей из-за множественных переотражений (зеркальных, диффузных, дифракционных) радиосигналов, излучаемых радиомаяками охраняемых автомобилей, от зданий и сооружений (см. Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, Арлит, 2000, с.178). Влияние множественного переотражения сигналов автомобильных радиомаяков от зданий и сооружений на точность местоопределения угнанных автомобилей радиопеленгационными постами может быть в существенной степени ослаблено за счет увеличения количества и соответственно плотности размещения последних на территории города или путем установки радиопеленгаторов на летно-подъемных средствах, например на вертолетах. Однако в этом случае существенно возрастают материальные и стоимостные затраты на создание и эксплуатацию известных устройств. Известны устройства для поиска угнанных автомобилей, реализующие так называемые зоновые методы поиска (см. Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, Арлит, 2000, с.174...177, а также Дикарев В.И., Койнаш Б.В., Медведев В.М. Защита транспортных средств от угона и краж. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература". - СПб.: Издательство "Лань", 2000, с.247...251). Их ключевыми элементами являются скрытно установленные внутри каждого из охраняемых автомобилей радиомаяки, малогабаритные приемники сигналов радиомаяков, встроенные в элементы оформления проезжих частей (например, в светофоры, в дорожные знаки), и установленный в диспетчерском пункте блок регистрации, связанный с приемниками радиомаяков радиолиниями передачи данных. Периодичность и, следовательно, точность определения текущего местоположения угнанных автомобилей с помощью этих устройств напрямую зависит от количества и плотности размещения приемников сигналов автомобильных радиомаяков на контролируемой территории. Поэтому такие устройства весьма материалоемки и дороги в своей реализации, особенно на территории крупных городов. Из известных устройств наиболее близким к заявляемому устройству по совокупности существенных признаков является устройство для поиска угнанных автомобилей, реализующее метод навигационного счисления пути и курса угнанных автомобилей относительно известной начальной точки пути каждого из автомобилей (см. Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, Арлит, 2000, с.181...182, прототип). Оно содержит скрытно установленные внутри каждого из охраняемых автомобилей микроконтроллер, состоящий из устройства ввода-вывода (УВВ), входы и выходы которого являются соответственно входами и выходами микроконтроллера для подключения внешних устройств, программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ), оперативного запоминающего устройства (ОЗУ), последовательно соединенных генератора тактовых импульсов (ГТИ) и микропроцессора (МП), связанного с УВВ, ППЗУ и ОЗУ двунаправленными шинами адреса, данных и управления, приемопередатчик сотового радиотелефона с антенной, вход и выход которого соединены соответственно с первым выходом и первым входом микроконтроллера, датчик пути, выполненный в виде интегрирующего операционного усилителя, вход которого подключен к выходу тахогенератора спидометра автомобиля, а выход к второму входу микроконтроллера, датчик курса, состоящий из феррозондового датчика угла поворота автомобиля, выход которого соединен с третьим входом микроконтроллера, и датчика знака (направления) поворота, выполненного в виде электромеханического акселерометра, выход которого соединен с четвертым входом микроконтроллера, а также установленные в диспетчерском пункте блок индикации, представляющий собой ПЭВМ с программно реализованной цифровой топографической картой контролируемой территории, устройство сопряжения и сотовый телефон с антенной, выход которого через устройство сопряжения подключен к входу ПЭВМ блока индикации. Это устройство свободно от недостатков охарактеризованных выше известных устройств аналогичного назначения, поскольку не требует приема или излучения каких-либо специальных радиосигналов, определяющих местонахождение угнанных автомобилей. В данном отношении оно является наиболее действенным средством поиска угнанных автомобилей на территории крупных городов, где, как это уже отмечалось выше, радиоопределение местонахождения угнанных автомобилей существенно затруднено по условиям распространения радиоволн или сопряжено с значительными материальными и стоимостными затратами, требуемыми на создание и эксплуатацию инфраструктуры радиоопределения, некритичной к условиям распространения радиоволн в плотной городской застройке. Однако широкому внедрению известного устройства-прототипа в актуальную сегодня практику защиты автомобилей от угона и краж препятствуют, во-первых, техническая сложность, трудоемкость и как следствие дороговизна изготовления его ключевых элементов - феррозондовых датчиков угла поворота автомобиля, во-вторых, свойственная феррозондовым датчикам невысокая разрешающая способность, значительная зависимость параметров вырабатываемых ими измерительных аналоговых сигналов от воздействия климатических и механических факторов (см., например, Бараночников М. Л. Микромагнитоэлектроника. Т1. - М.: Пресс, 2001, с.135), в третьих, отсутствие малогабаритной элементной базы для изготовления феррозондовых датчиков и электромеханических акселерометров, и, наконец, в-четвертых, сложность обработки данных измерения пути и курса угнанных автомобилей в блоке индикации, обусловленная необходимостью непрерывной коррекции курса угнанных автомобилей из-за накапливаемых феррозондовыми датчиками ошибок измерения углов поворота автомобилей (см. Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, Арлит, 2000, с.182). Задачей заявляемого изобретения является упрощение известного устройства для поиска угнанных автомобилей путем исключения из него элементов, "неудобных" с точки зрения практической реализации и целевого применения устройства при сохранении обусловленной их наличием функции автономного счисления пути и курса угнанных автомобилей, определяющей высокую эффективность поиска последних на территории крупных городов. Поставленная задача решается тем, что в известное устройство для поиска угнанных автомобилей, содержащее скрытно установленные внутри каждого из охраняемых автомобилей микроконтроллер, состоящих из УВВ, входы и выходы которого являются соответственно входами и выходами микроконтроллера для подключения внешних устройств, ППЗУ, ОЗУ, последовательно соединенных ГТИ и МП, связанного с УВВ, ППЗУ и ОЗУ двунаправленными шинами адреса, данных и управления, приемопередатчик сотового радиотелефона с антенной, вход и выход которого подключены соответственно к первому выходу и первому входу микроконтроллера, а также установленные в диспетчерском пункте блок индикации, представляющий собой ПЭВМ с программно реализованной цифровой топографической картой контролируемой территории, устройство сопряжения и сотовый радиотелефон с антенной, выход которого соединен через устройство сопряжения с входом ПЭВМ блока индикации, введены и скрытно установлены внутри каждого из охраняемых автомобилей импульсный датчик скорости вращения левого заднего колеса и импульсный датчик скорости вращения правого заднего колеса автомобиля, каждый из которых выполнен, например, в виде магнитоэлектрического полупроводникового прибора (например, прибора, выбранного из ряда: магниторезистор, магнитодиод, датчик Холла), закрепленного на периметре тормозного щита соответствующего колеса, прерывателя магнитного потока, представляющего собой кинетически связанное с магнитоэлектрическим полупроводниковым прибором ферромагнитное зубчатое кольцо с l зубцами прямоугольной формы, где число l выбрано из диапазона целых чисел 50...70, закрепленное соосно на вращающемся совместно с соответствующим колесом автомобиля тормозном барабане, и компаратора, представляющего собой бинарный квантователь, вход которого подключен к выходу магнитоэлектрического полупроводникового прибора, а выход является выходом соответствующего датчика, двоичный счетчик импульсов с числом разрядов n, равным 8, и кольцевой десятичный счетчик импульсов с коэффициентом деления частоты следования импульсов k, равным 2n-1, при этом вход двоичного счетчика импульсов подключен к выходу импульсного датчика скорости вращения левого заднего колеса автомобиля, а его выход и управляющий вход соединены соответственно с вторым входом и вторым выходом микроконтроллера, вход кольцевого десятичного счетчика импульсов соединен с выходом импульсного датчика скорости вращения правого заднего колеса автомобиля, а его выход и управляющий вход подключены соответственно к третьему входу и третьему выходу микроконтроллера. Введение в известное устройство-прототип импульсных датчиков скорости вращения соосных колес автомобиля, двоичного и кольцевого десятичного счетчиков импульсов, которые могут быть изготовлены на базе простых, недорогих, малогабаритных и главное доступных для широкого круга потребителей комплектующих изделий: магнитоэлектрических полупроводниковых приборов, ферромагнетиков, логических схем в интегральном исполнении, с одной стороны, существенно упрощает техническую реализацию устройства и тем самым открывает возможность его широкого внедрения в практику защиты автомобилей от угона и краж, а с другой стороны, позволяет реализовать весьма простой и точный алгоритм автономного счисления пути и курса угнанного автомобиля, основанный на учете особенностей вращения соосных колес автомобиля при его прямолинейном движении и движении по кривой (например, при совершении поворотов). В частности, при прямолинейном движении автомобиля его соосные колеса, имеющие, как правило, независимые подвески, вращаются с равными угловыми скоростями. Соответственно импульсные датчики скорости вращения этих колес будут вырабатывать последовательности электрических импульсов с равными частотами следования, что является признаком прямолинейного движения автомобиля, который фиксируют двоичный и кольцевой десятичный счетчики. При совершении автомобилем левого или правого поворотов его соосные колеса, имеющие независимую подвеску, вращаются с разными угловыми скоростями: внешнее по отношению к центру поворота колесо - с большей скоростью, а внутреннее - с меньшей скоростью. Это происходит потому, что соосные колеса автомобиля при поворотах проходят больший и меньший отрезки пути за один и тот же интервал времени. Соответствующие датчики скорости вращения соосных колес вырабатывают за один и тот же интервал времени большее число и меньшее число импульсов, что соответственно и является признаком совершения автомобилем поворота, фиксируемым двоичным и кольцевым десятичным счетчиками импульсов. При этом конкретное значение угла поворота










Формула изобретения
Устройство для поиска угнанных автомобилей, содержащее скрытно установленные в каждом из охраняемых автомобилей приемопередатчик сотового радиотелефона с антенной и микроконтроллер, первые вход и выход которого подключены соответственно к выходу и входу приемопередатчика сотового радиотелефона, а также установленные в диспетчерском пункте последовательно соединенные сотовый радиотелефон с антенной, устройство сопряжения и блок индикации, отличающееся тем, что в каждом из охраняемых автомобилей установлены последовательно соединенные импульсный датчик скорости вращения левого заднего колеса автомобиля и двоичный n-разрядный счетчик импульсов, последовательно соединенные импульсный датчик скорости вращения правого заднего колеса автомобиля и кольцевой десятичный счетчик импульсов с коэффициентом счета 2n-1, при этом выход двоичного счетчика импульсов и его управляющий вход подключены соответственно к вторым входу и выходу микроконтроллера, выход кольцевого десятичного счетчика импульсов и его управляющий вход подключены соответственно к третьим входу и выходу микроконтроллера, а блок индикации имеет персональную электронно-вычислительную машину, предназначенную для программного счисления курса


РИСУНКИ
Рисунок 1