Способ соединения труб с внутренним антикоррозионным покрытием
Изобретение относится к строительству и используется при изготовлении трубопроводов с внутренним антикоррозионным покрытием. Концы внутренней поверхности труб облицовывают коррозионно-стойким металлическим материалом - к трубе приваривают коррозионно-стойкую вставку. Облицовку внутренней поверхности трубы между коррозионно-стойкой вставкой и торцом трубы осуществляют путем наплавки коррозионно-стойким материалом валиков. Внутреннюю поверхность труб, включая частично поверхность, облицованную коррозионно-стойким материалом, покрывают антикоррозионным полимерным материалом, производят сварку стыка по облицовке и выполняют сварку стыка по основному металлу. Цилиндрическую коррозионно-стойкую вставку выполняют из полосового материала с толщиной стенки 0,5...2 мм, а вставку устанавливают в трубу со смещением от торца на l=5...15 мм и сваривают продольным швом. Даны рекомендации по выполнению наплавки и удалении части наплавленного металла. Повышает надежность трубопровода. 1 ил., 3 табл.
Изобретение относится к области сварки, в частности к способам сварки труб с внутренним антикоррозионным покрытием, и может найти применение при изготовлении трубопроводов для транспортирования различных агрессивных сред.
Известен способ сварки труб малого диаметра (Япония, заявка 63278677, МКИ В 23 К 9/228, опубл. 16.11.88), сущность которого заключается в том, что специальные гильзы из коррозионно-стойкого металла плотно вставляют в каждый конец трубы и приваривают к ней двумя угловыми швами изнутри и со стороны торца. Затем на зону первого шва наносят защитное покрытие. При установке гильзы ее конец должен выступать за торец примерно на 5 мм. При монтаже концы труб, подготовленных таким образом, центруют и сваривают по вставкам, а затем заплавляют стык. Недостатки данного способа: допуски на внутренний диаметр и эллипсность трубы не позволяют плотно установить гильзу, что значительно увеличивает трудоемкость подготовительных работ; длина вставки не регламентируется: недостаточная ее длина может вызвать нарушение защитного полимерного покрытия при выполнении заварки стыка, а при большой длине вставки и малом диаметре трубы возникают трудности при сварке; при сварке корневого слоя (по аустенитной вставке) трудно обеспечить достаточную пластичность сварного (корневого) шва; при заполнении разделки наблюдается перемешивание аустенитного металла корневого слоя с заполняющими проходами, что резко снижает пластичность всего сварного шва. Известен способ изготовления трубы с внутренним защитным покрытием (патент РФ 2130147, МПК 6 F 16 L 13/00, 9/00, опубл. 10.05.99). Способ заключается в формировании и закреплении цилиндрического вкладыша в конце трубы. Цилиндрический вкладыш выполнен из полосового коррозионно-стойкого металла с толщиной стенки 0,1...2,0 мм и закреплен с трубой продольным коррозионно-стойким сварным швом. Длину основания цилиндрического вкладыша определяют в зависимости от диаметра трубы, ее толщины и допусков на диаметр и толщину. При данном способе упрощается операция установки вставки в трубу, регламентируется длина вставки. Недостатки данного способа: отсутствие кольцевого внутреннего шва при длительной эксплуатации трубопровода может привести к разрушению полимерного покрытия, частично перекрывающего вставку; длину цилиндрической вставки выбирают без учета температуры нагрева полимерного покрытия при заварке стыка и режимов сварки, возможный перегрев может привести к резкому снижению свойств покрытия; при сварке корневого слоя (по аустенитной вставке) трудно обеспечить достаточную пластичность сварного (корневого) шва; при заполнении разделки наблюдается перемешивание аустенитного металла корневого слоя с заполняющими проходами, что резко снижает пластичность всего сварного шва. Также известен способ соединения труб с внутренним антикоррозионным покрытием, принятый за прототип (патент РФ 2103594, МПК 6 F 16 L 58/02, опубл. 27.01.98). Способ заключается в том, что при соединении труб с внутренним антикоррозионным покрытием концы внутренней поверхности труб предварительно облицовывают коррозионно-стойким металлическим материалом (запрессовывают на заданном расстоянии от торцов труб тонкостенные втулки из коррозионно-стойкого металла). Внутреннюю поверхность труб, включая частично поверхность, облицованную коррозионно-стойким металлом, покрывают антикоррозионным, например, полимерным материалом. Запрессованную втулку с двух сторон или только со стороны торца трубы приваривают кольцевым швом к телу трубы. На поверхность трубы между ее концом и втулкой наплавляют коррозионно-стойкий металл. Концы труб соединяют сваркой в два этапа: вначале сваривают материал наплавки (корневой шов), затем материал труб (заполнение разделки). Величину смещения втулки относительно торца трубы устанавливают в зависимости от катета углового сварного шва приварки втулки со стороны торца трубы, ширины кольцевого наплавляемого валика и количества наплавляемых валиков. Недостатки данного способа: сложность установки (запрессовки) втулки в монтажных условиях; выбор длины коррозионно-стойкой вставки производится без учета возможного перегрева полимерного покрытия при заварке труб и режимов сварки, что может привести к снижению свойств покрытия; при сварке тонкостенных труб (с толщиной стенки трубы от 5 до 8 мм) осуществление операции сварки труб на втором этапе (сварка материала труб - заполнение разделки) электродами, соответствующими марке свариваемой стали, ведет к снижению пластичности металла шва из-за попадания легирующих элементов из корневого шва (сварка материала наплавки на первом этапе) в шов, заполняющий разделку; так как этот шов (заполняющий разделку) выполняется за один проход, то для того, чтобы выдержать заданную в технических условиях ширину шва значительно (на 25...50%) повышается погонная энергия сварки, а это ведет к снижению пластических свойств металла сварных соединений и к удлинению коррозионно-стойкой вставки (чтобы избежать перегрева полимерного покрытия). Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, - повышение качества сварных соединений за счет повышения коррозионной стойкости и повышения пластичности металла сварных соединений, сохранение свойств внутреннего антикоррозионного покрытия. Сущность изобретения состоит в следующем. При соединении труб с внутренним антикоррозионным покрытием концы внутренней поверхности труб предварительно облицовывают коррозионно-стойким металлическим материалом - устанавливают на заданном расстоянии от торцов стыкуемых труб коррозионно-стойкую вставку. Вставку выполняют из полосового коррозионно-стойкого материала с толщиной стенки 0,5...2 мм, устанавливают в трубу со смещением от торца на l=5....15 мм, приваривают к трубе кольцевыми швами с одной или двух сторон и сваривают продольным швом. Длину коррозионно-стойкой вставки L определяют из соотношения:















Формула изобретения
Способ соединения труб с внутренним антикоррозионным покрытием, при котором концы внутренней поверхности труб облицовывают коррозионно-стойким металлическим материалом - к телу трубы приваривают коррозионно-стойкую вставку кольцевыми швами с одной или двух сторон, облицовку внутренней поверхности трубы между коррозионно-стойкой вставкой и торцом трубы осуществляют путем наплавки коррозионно-стойким материалом валиками с частичным перекрытием катета кольцевого сварного шва и валиков между собой, после чего внутреннюю поверхность труб, включая частично поверхность, облицованную коррозионно-стойким материалом, покрывают антикоррозионным, например, полимерным материалом, производят сварку стыка по облицовке, а затем выполняют сварку стыка по основному металлу, отличающийся тем, что цилиндрическую коррозионно-стойкую вставку выполняют из полосового материала с толщиной стенки 0,5...2 мм, вставку устанавливают в трубу со смещением от торца на 1=5...15 мм и сваривают продольным швом, наплавку между торцом трубы и вставкой выполняют общей толщиной h=1,5...4 мм, сварку стыка по основному металлу выполняют не менее чем в два слоя и не менее чем двумя валиками в каждом слое с перекрытием валиков, после сварки стыка по облицовке коррозионно-стойкими материалами и выполнения первого слоя по основному металлу производят удаление части наплавленного металла шва до глубины соответственно (






РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3