Осевой многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя
Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в снижении веса и осевой длины компрессора, а также в повышении его надежности за счет предотвращения резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток. Данная техническая задача решается за счет того, что в осевом компрессоре газотурбинного двигателя, в котором первая от входа рабочая лопатка выполнена с бандажной полкой, согласно изобретению вторая рабочая лопатка также выполнена с бандажной полкой, а третья и четвертая - с утолщенным в периферийном и корневом сечениях профилем пера, причем Сmах.кор.3/Сmах.кор.1=1,1-1,2; Cmax.кор.3/Cmax.кор.2=1,1-1,2; Cmax.пер.4/Cmax.nep.1= 1,2-1,3; Cmax.nep.4/Cmax.пер.2= 1,2-1,3, где Сmах.пep.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в периферийном сечении; Сmах.кор.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в корневом сечении; Сmах.пер.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в периферийном сечении; Сmах.кор.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в корневом сечении; Сmах.кор.3 - максимальная толщина профиля пера третьей рабочей лопатки в корневом сечении; Сmах.пер.4 - максимальная толщина профиля пера четвертой рабочей лопатки в периферийном сечении. 3 ил.
Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известен осевой 17-ступенчатый компрессор газотурбинного двигателя с семью поворотными направляющими лопатками [1]. Недостатком такой конструкции является низкая надежность и увеличенный вес из-за большого количества ступеней и большого количества поворотных направляющих аппаратов. Наиболее близким к заявляемому по конструкции является осевой компрессор газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с первой полочной рабочей лопаткой, второй рабочей лопаткой с шарнирным замком и последующими бесполочными рабочими лопатками, установленными на дисках с помощью замкового соединения типа "ласточкин хвост" [2]. Недостатком такой конструкции является увеличенный вес и осевая длина компрессора, а также его низкая надежность, так как вторая рабочая лопатка имеет увеличенный вес и ширину из-за шарнирного соединения с диском, а последующие за ней рабочие лопатки имеют низкую степень сжатия и уменьшенную максимальную толщину профиля в периферийных и корневых сечениях, что ведет к возникновению резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток и снижает надежность работы компрессора. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в снижении веса и осевой длины компрессора, а также в повышении его надежности за счет предотвращения резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток. Данная техническая задача решается за счет того, что в осевом компрессоре газотурбинного двигателя, в котором первая от входа рабочая лопатка выполнена с бандажной полкой, согласно изобретению вторая рабочая лопатка также выполнена с бандажной полкой, а третья и четвертая - с утолщенным в периферийном и корневом сечениях профилем пера, причем Сmах.кор.3/Сmах.кор.1=1,1...1,2; Cmax.кор.3/Cmax.кор.2=1,1...1,2; Cmax.пер.4/Cmax.nep.1=1,2...1,3; Cmax.nep.4/Cmax.пер.2=1,2...1,3, где Cmax.nep.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в периферийном сечении; Cmax.кор.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в корневом сечении; Cmax.пер.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в периферийном сечении; Cmax.кор.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в корневом сечении; Cmax.кор.3 - максимальная толщина профиля пера третьей рабочей лопатки в корневом сечении;Cmax.пер.4 - максимальная толщина профиля пера четвертой рабочей лопатки в периферийном сечении. При Cmax.кор.3/Сmах.кор.1<1,1 возможна поломка третьей рабочей лопатки в результате возникновения резонансных колебаний по первой изгибной форме. При Cmax.кор.3/Сmах.кор.1>1,2 увеличивается вес и снижается КПД компрессора. При Cmax.пер.4/Cmax.пер.1<1,2 возможна поломка четвертой рабочей лопатки в результате колебаний пластинчатой формы. При Cmax.пep.4/Cmax.пep.1>1,3 увеличивается вес и снижается КПД четвертой ступени компрессора. При Cmax.пер.4/Cmax.пер.2<1,2 снижается КПД и увеличивается вес второй ступени компрессора. При Cmax.пep.4/Cmax.пер.2>1,3 возможна поломка второй рабочей лопатки в результате колебаний пластинчатой формы. При Cmax.кор.3/Сmах.кор.2<1,1 снижается КПД и увеличивается вес второй ступени компрессора. При Cmax.кор.3/Сmах.кор.2>1,2 возможна поломка второй рабочей лопатки в корневом сечении. Выполнение второй рабочей лопатки с бандажной полкой позволяет сократить осевую длину и вес компрессора, так как в этом случае лопатка выполняется с увеличенной длиной и соответственно малой ширины, а полка предотвращает возникновение резонансных колебаний профильной части лопатки. При этом для парирования снижения КПД от гидравлических потерь на полке профили пера лопатки выполняются с минимальной Cmax. Сокращению длины и веса компрессора способствует также повышение напорности (степени сжатия) рабочих лопаток третьей и четвертой ступеней. Увеличенная аэродинамическая нагрузка на эти лопатки парируется в этом случае увеличенной толщиной профилей по сравнению с первой рабочей лопаткой. Увеличенная толщина профиля в периферийном сечении четвертой рабочей лопатки позволяет также исключить возникновение пластинчатых форм колебаний профильной части как наиболее нагруженной аэродинамическими силами части лопатки. Эти конструктивные особенности позволили получить высокоэффективный и надежный компрессор со степенью сжатия


1. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкции и расчет деталей. М.: Машиностроение, 1981, стр.74, рис.3.09. 2. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкции и расчет деталей. М.: Машиностроение, 1981, стр.87, рис.3.23а.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод"
Характер внесенных изменений (дополнений):
Из предмета договора РД0004722 исключены патенты на изобретения
2187023, 2193678, 2198311, 2199680, 2204723, 2211337, 2220285, 2225945, 2227232, 2230195. Изменены порядок оплаты и размер вознаграждения.
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
06.12.2005 № РД0004722
Извещение опубликовано: 27.08.2010 БИ: 24/2010
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия